Сотни западных компаний, включая косметический бренд Avon Products, французского производителя промышленного газа Air Liquide и британскую потребительскую группу Reckitt, остались в России, несмотря на то что заявили о выходе после полномасштабного вторжения РФ в Украину.
Причиной тому, в частности, являются бюрократические препятствия от власти и возобновление активности покупателей, что увеличивает доходы, пишет The Financial Times.
"Многие европейские компании оказались между молотом и наковальней. Они сказали, что пойдут, но Россия поставила им такие условия, которые совершенно неприемлемы", – сказал один из руководителей, работающий с западными компаниями в РФ.
По данным Киевской школы экономики, более 2100 транснациональных компаний остались в России с 2022 года по сравнению с примерно 1600, которые либо ушли с рынка, либо сократили масштабы своей деятельности.
Вскоре после вторжения в Украину в 2022 году десятки таких групп пообещали сократить свое присутствие в России, поскольку Запад пытался ударить по экономике страны и военным усилиям Кремля. Но Москва постепенно повысила стоимость корпоративного ухода, введя обязательную 50-процентную скидку на активы из "недружественных" стран, продаваемых российским покупателям, и минимальный 15-процентный "налог на выезд".
Кроме того, по информации издания, становится все труднее найти местных покупателей, которые были бы приемлемы как для продавца, так и для Москвы, и чье участие не подпадало бы под западные санкции. В сентябре 2022 года Air Liquide объявила, что подписала меморандум о взаимопонимании о продаже своего российского бизнеса команде руководивших им местных менеджеров. Однако соглашение так и не получило одобрения российского правительства, что оставило компанию во взвешенном состоянии.
Некоторые компании больше не чувствуют, что вынуждены уходить из страны. Avon начала процесс продаж своего российского бизнеса и получила предложения, но решила их не принимать.
"Свыше 135 лет Avon поддерживает женщин, где бы они ни находились, независимо от этнической принадлежности, национальности, возраста или религии", – заявили в компании.
В апреле 2022 года компания Reckitt объявила, что "начала процесс, направленный на передачу права собственности на свой российский бизнес", но ее новый генеральный директор Крис Лихт избрал более взвешенный подход.
Транснациональные корпорации помнят о проблемах западных компаний, таких как Carlsberg и Danone, у которых после объявления о планах выхода из рынка конфисковали активы.
В то время, как Danone наконец смогла заключить соглашение о продаже активов со значительной скидкой, Carlsberg остается заблокированным в длительном судебном процессе с Москвой, а один из бывших топ-менеджеров пивоваренной компании находится в российской тюрьме.
Научная сотрудница Центра Карнеги в России Александра Прокопенко отметила, что рост заработных плат и лучше, чем ожидалось, экономическая ситуация способствовали буму расходов, что сделало Россию гораздо более привлекательной для транснациональных корпораций, в частности в потребительском секторе.
Она добавила, что недавняя волна национализаций, направленных как на иностранные группы, так и на местных игроков, остается "основным риском для иностранных граждан в России".
В марте 2022 года PepsiCo объявила, что приостановила продажу и производство своего флагманского напитка в России, но продолжает руководить молочным бизнесом в стране, где занято 20 000 человек непосредственно и 40 000 работников сельского хозяйства опосредованно.
"Как компания, производящая продукты питания и напитки, сейчас, как никогда, мы должны оставаться верными гуманитарному аспекту нашего бизнеса. Это значит, что мы несем ответственность за то, чтобы продолжать предлагать другие наши продукты в России", – написал генеральный директор Рамон. Лагуарта в электронном письме к сотрудникам в сентябре 2022 года.
Его конкурент Coca-Cola прекратила посылать свои сиропы для безалкогольных напитков в Россию, но ее роль исполняет компания Coca-Cola Hellenic, в которой она владеет 21 процентом акций. В августе 2022 года была создана отдельная российская компания "Мултон Партнерс", чьи российские версии брендов Coca-Cola включают в себя "Добрую Колу", которая вытеснила оригинальный напиток с позиции бестселлера в стране.
"Добрый Кола" – это расширение существующего на рынке бренда, который производит и распространяет компания "Мултон Партнерс". Он не имеет никакого отношения к The Coca-Cola Company или ее брендам", – заявили в компании.
Среди более чем 2 000 компаний, объявивших, что останутся в России, в частности Mondelez, Unilever, Nestle и Philip Morris, некоторые стали более открытыми по отношению к своим планам. Генеральный директор Mondelez недавно заявил, что инвесторам "морально безразлично", покинут ли группы страну.
Но не хватает ясности по поводу заявлений некоторых компаний о продаже активов. В марте американская инвестиционная фирма Hindenburg Research обнаружила, что товары польского ритейлера модной одежды LPP все еще продаются в России, несмотря на то что он объявил о выходе с рынка в июне 2022 года после продажи своего бизнеса неизвестному китайскому консорциуму.
Хотя LPP отрицала правонарушения, она признала, что получала выгоду от продажи товаров, чтобы помочь профинансировать расходы по переходу, и эта практика не будет прекращена до 2025 года.
Австрийский Raiffeisen Bank International также оказался под ударом после того, как выяснилось, что десятки размещенных им объявлений о вакансиях в России указывали на амбициозные планы роста в стране, несмотря на его обещание уйти с рынка.
В то время как ушедшие в первые недели после вторжения компании видели в этом моральный аспект, один из руководителей сказал: "Нынешняя волна – это больше о том, действительно ли вам нужно идти? Некоторые из этих компаний построили четыре-пять заводов за 30 лет. Они не собираются продавать это за 90-процентную скидку».
Член правления Unilever Нельсон Пельц рассказал, что в этом году он настаивал на том, чтобы группа по производству потребительских товаров, рассматривавшая варианты продаж, не уходила с рынка.
"Если мы уйдем из России, наши бренды заберут себе другие. Я не думаю, что это хорошая идея", – сказал он, подчеркнув, что такие конкуренты, как P&G и Colgate-Palmolive, не покинули страну.
"Какого черта тогда мы должны это делать?" – подытожил бизнесмен.
Напомним, Украина призвала банковскую группу Raiffeisen Bank International и другие австрийские компании прекратить бизнес в России и не финансировать войну. Однако банк продолжает работу на фоне заявлений о поиске вариантов выхода с российского рынка.
Кроме того, российская "дочка" Raiffeisen Bank предоставляет кредитные каникулы россиянам, воюющим в Украине.
Также в России работают ряд крупных европейских банков, в том числе немецкие Commerzbank и Deutsche Bank, итальянские UniCredit и Intesa Sanpaolo, нидерландский ING и венгерский OTP.