Маски-шоу в рамках закона

Поделиться
В том, что регуляторная политика нашей страны нуждается в существенной корректировке, сомнений нет...

В том, что регуляторная политика нашей страны нуждается в существенной корректировке, сомнений нет. Об этом свидетельствуют не только многочисленные социологические исследования внутри страны, но и мировой опыт. Свои регуляторные системы неоднократно реформировали не только развивающиеся страны. Их шлифовали и те, кто мог бы похвалиться вековыми рыночными традициями. Поэтому участников круглого стола, собравшихся для обсуждения проекта закона «О защите прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля и надзора в сфере хозяйственной деятельности», интересовала практика реформирования системы проверок в некоторых странах СНГ и бывшего соцлагеря.

— Проблемы, с которыми сталкиваются страны, во многом похожи,— подчеркнула в своем выступлении специалист по инвестиционной политике Международной финансовой корпорации (МФК) Сандра Путнина.— Но решать их должен каждый по-своему. Те государства, которым удалось создать эффективные службы надзора, существенно улучшили экономическую ситуацию, уменьшили давление на предпринимателей и при этом гарантировали безопасность потребителям.

В Латвии совершенствовали работу контролирующих органов на протяжении пяти лет. В конце 90-х там пришли к выводу, что главным фактором, препятствовавшим развитию благоприятной бизнес-среды, является система проверок. Правительство приняло план действий по разработке законодательства, регулирующего деятельность органов контроля, и наметило пути их реорганизации. Большинство реформ провели в 2000—2001 годах и достигли значительных успехов на общенациональном уровне. Правда, на муниципальном проблемы остались. Но уже к 2003 году и на местах с проблемами справились, уменьшив количество проверок на 7—10%.

Организаторы обсуждения проекта закона обнародовали данные социологического исследования, проведенного специалистами МФК. Опираясь на мнение трех тысяч бизнесменов из всех регионов Украины, эксперты сделали вывод, согласно которому, действующая система контроля существенным образом тормозит развитие предпринимательства. К примеру, в прошлом году 80% украинских бизнесменов проверяли по девять раз. Причем каждое посещение сборщика налогов стоило предприятию до 1700 гривен. Вообще же за год в Украине осуществили почти 1,5 млн. ревизий, которые обошлись в 637 млн. грн. В проверках задействовали 91 тыс. контролеров и работников ревизуемых фирм. Правда, и нарушений нашли довольно много (на каждом втором предприятии), что, с одной стороны, свидетельствует о необходимости контроля, а с другой — о его неэффективности.

— В том, что отечественную разрешительную систему следует реформировать, не сомневается никто, — заявила на круглом столе народный депутат Ксения Ляпина, которая возглавляет Совет предпринимателей при Кабинете министров. — Пересмотр действующих нормативных актов с целью отмены препятствующих развитию предпринимательства был инициирован президентским указом. Недавно концептуальное решение принял и Кабмин, взяв курс на искоренение платных государственных услуг, упрощение системы отвода земельных участков и согласование строительства, отказ от многочисленных экспертиз и просмотр устаревших стандартов.

Однако все это касается в основном процедуры вхождения в бизнес. Но у нас ведь не знают покоя и те, кто уже давно стал на этот путь. Им тоже можно помочь, только реформировав действующую систему контроля. Но оказывается, ее (системы) у нас нет. По крайней мере, так утверждает заместитель председателя Госкомпредпринимательства Сергей Иголкин. Есть лишь указ президента, подписанный еще в начале 90-х годов. Все остальное — нормативные акты контрольных органов с довольно широкими полномочиями. Именно потому и нужен базовый закон, который систематизировал бы ревизии и повысил их эффективность, существенно уменьшив количество и продолжительность проверок. Но, вместе с тем, и усилил бы ответственность субъектов хозяйствования за результаты своей деятельности, а контролеров — за нарушение прав предпринимателей.

Надо сказать, законодательные попытки решения проблемы фиксировались неоднократно. В 2003 году свои законопроекты подали народные депутаты Екатерина Ващук и Николай Онищук. В 2005-м было еще два варианта: новая редакция Онищука и законопроект Госкомпредпринимательства, Совета предпринимателей при Кабинете министров и Международной финансовой корпорации. Именно последний документ и представил за круглым столом председатель Конгресса частных предпринимателей Олег Ивченко.

— Главная задача нашего законопроекта — определить основы государственного контроля и надзора в сфере хозяйственной деятельности, прав, обязанностей и ответственности как субъектов предпринимательства, так и органов государственного контроля, — подчеркнул он. — Поскольку тотальные проверки неэффективны в борьбе с правонарушениями, мы предлагаем классифицировать предприятия по степени риска и соответственно этому определять периодичность проверок и их продолжительность.

В проекте урегулирована процедура проверки. Определены полномочия ревизоров и установлена ответственность органов государственного контроля и надзора за нарушением закона со стороны их работников. Открытость проверок обеспечивается введением института общественного контроля (участие третьих лиц в процессе проверок) и обнародованием планов-графиков и результатов ревизий...

Предложенный проект закона «О защите прав субъектов предпринимательской деятельности…» обсуждали и бизнесмены, и чиновники. К примеру, Татьяна Кравцова, член Совета предпринимателей из Сумм, считает этот документ декларативным и противоречащим другим законам. По ее мнению, он не урегулирует, а лишь защищает права предпринимателей в ходе проверок. Это все равно, как если бы в Уголовном кодексе выписали не процедуру ареста подозреваемого, а правила его поведения.

Другие ораторы были менее категоричны, хотя в чем-то и солидарны. Например, заместитель председателя ГНА Григорий Оперенко тоже считает, что проект разработан не совсем в рамках действующего законодательства. Он не вполне представляет, как можно согласовывать проверки с Госкомпредпринимательством, а тем более — с Кабмином.

Заместителю министра здравоохранения Сергею Бережнову понравилась идея закона, но не его содержание. Он предлагает доработать документ, сделав упор на ответственность предпринимателя за результаты своей деятельности. Тогда тотальный контроль не понадобится.

Разработчики законопроекта не возражают против его изменения и учета мнений оппонентов. Собственно ради этого и организовали круглый стол. Кроме того вместе с профильным парламентским комитетом они собираются инициировать общественные слушания по этому вопросу. Авторы закона также готовы создать межведомственную рабочую группу для совершенствования документа с тем, чтобы провести его через Кабмин и определить как первоочередной для утверждения в Верховной Раде.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме