С 5 октября вступил в силу в полном объеме Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности». И, в частности, его четвертая статья, в соответствии с которой выдача разрешений для предпринимательской деятельности регламентируется исключительно законами и кодексами. Если же разрешительные документы законами не предусмотрены, то они считаются нелегитимными, и требования их получения могут быть обжалованы в суде. Тем не менее вся эта строгость не весьма озадачила отечественных чиновников…
Еще 28 августа, получив поручение первого вице-премьера Николая Азарова, центральные органы исполнительной власти не привели свои нормативно-правовые акты в соответствие с нормами «разрешительного» закона. Проигнорировали они и предупреждение председателя Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства Андрея Дашкевича, который предостерег, что в случае неупорядочения своей разрешительной деятельности госструктуры могут погрязнуть в судебной волоките. Руководитель ведомства знал, о чем говорил. За месяц до времени «Ч» в законах были ссылки на 186 из нескольких сотен документов разрешительного характера, и только три законопроекта из более чем пятидесяти, которые надо было приводить в соответствие к новым нормам, поступили на согласование в Госкомпредпринимательства.
Причем о разрешениях, упоминавшихся в законах, но не отвечавших требованиям уже упомянутой четвертой статьи, речь не шла. По мнению Ксении Ляпиной, председателя совета предпринимателей при Кабинете министров, их просто следует считать необязательными. Она убеждена, что повлиять на центральные органы исполнительной власти, которые игнорируют необходимость приведения в порядок разрешительной системы, можно лишь отменив эти документы.
Не меньше проблем с бумажной люстрацией и на местах. Органы самоуправления в течение многих лет наплодили великое множество разнообразных разрешений, руководствуясь Законом «О местном самоуправлении в Украине». С 5 октября большинство из них попадают в разряд нелегитимных. Скорее всего, выйти из этой правовой коллизии без вмешательства Министерства юстиции не удастся.
На срочном решении вопросов, касающихся нормативно-правового обеспечения Закона «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности», настаивает Кабинет министров. Он обеспокоен невысокими темпами экономического развития. Предпринимательской деятельности здесь принадлежит особая роль. Ведь активные бизнес-структуры, которые являются финансово стабильными и регулярно платят налоги, пенсионные и страховые взносы, занимаются инновационно-инвестиционной деятельностью, служат основой производственного потенциала.
Именно с целью устранения препятствий, мешающих ускоренному экономическому и социальному развитию, правительство одобрило постановление от 3 октября №1376. В нем говорится о срочном решении проблемы, которая возникла вокруг «разрешительного» закона. Ведь значительное количество документов продолжают выдавать на основании подзаконных актов. Бесспорным лидером до сих пор является санитарно-эпидемиологическая служба (СЭС). По данным исследований, проведенным Международной финансовой корпорацией, в 2006 году каждое третье предприятие в Украине получало разрешение от СЭС. Более того: санэпидемслужба до сих пор не утвердила в Кабинете министров порядок выдачи разрешительных документов, а Минздрав, в чьем ведении находится эта структура, не внедрило декларативный принцип. Кстати, это уже давно сделали в МЧС по отношению к разрешениям пожарной службы.
До первого декабря правительство дает время центральным органам исполнительной власти завершить приведение законодательных актов в соответствие с Законом «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности». Что же касается местных органов исполнительной власти, то они должны надлежащим образом организовать работу разрешительных центров и существенно упростить процедуры, до сих пор остающиеся довольно сложными для предпринимателей. Это прежде всего касается чиновников Винницкой, Киевской и Хмельницкой областей.
Свои рекомендации по дальнейшему реформированию разрешительной системы предлагают и внедряющие проект «Развитие предпринимательства в Украине» специалисты Международной финансовой корпорации. В частности, они советуют официально опубликовать перечень предусмотренных законом документов разрешительного характера. Разослать их в офисы администраторов и организации в центре и на местах, которые выдают эти бумаги. Через средства массовой информации сделать достоянием гласности перечень легитимных документов. Для внедрения декларативного принципа как можно быстрее разработать нормативно-правовой акт, предусмотрев унифицированную и очень простую форму декларации и такую же несложную процедуру декларирования. Разработать изменения в законы и кодексы, где учесть как сами документы разрешительного характера, так и сроки принятия решений по их выдаче или отказу с перечнем причин, по которым это может случиться. Там же следует установить тарифы за услуги либо определить их как бесплатные.