Главный вопрос энергомодернизации

Поделиться
Даже самый замечательный план энергоэффективных мероприятий не будет воплощен в жизнь без финансирования.

Самофинансирование

Где отечественное промышленное предприятие может взять деньги для инвестиций в свою энергоэффективность?

Самый простой путь - привлечение собственных оборотных средств или накоплений при наличии у предприятия свободных денежных средств.

Такой вариант характерен, например, для крупных международных компаний. Они обладают достаточными производственными мощностями, которые зачастую разбросаны по всему миру и имеют достаточный объем собственных капиталов. Подобные компании поддерживают высокую культуру управления производством и используют наработанные стандарты, в соответствии с которыми отслеживается энергоэффективность каждого производства. На предприятиях ведется плановая работа и формируется отчетность, привязанная, как правило, к годичным циклам производства.

Кроме таких программ, периодически на тендерной основе привлекаются внешние энергосервисные компании для независимого энергоаудита предприятий и выявления возможных упущений.

Это логичный и правильный путь, но он возможен только при наличии у предприятия достаточных собственных финансовых средств. Однако для большинства отечественных производств проблемой является не только наличие финансовых накоплений, но, зачастую, и достаточное количество оборотных средств.

Что же можно предпринять в данной ситуации?

Банковское кредитование

Самый очевидный ответ - привлечение банковских кредитных средств. Но дьявол, как известно, кроется в деталях. Как показывают расчеты, большинство стандартных энергоэффективных мероприятий, будь то утепление стен или кровли, замена изоляции тепловых сетей, установка новых окон, реконструкция систем отопления или монтаж новых котлов имеют достаточно длительный период окупаемости. Как правило - не меньше 5 лет, обычно же - 10–15. Для финансирования таких программ необходимы "длинные" кредиты под малые проценты. Однако на сегодняшний день рынок финансовых услуг Украины вряд ли может предложить такую услугу.

Отдельно в этом ряду можно выделить замену традиционного освещения промышленных предприятий светодиодным. Такая замена сокращает потребление используемой для освещения электроэнергии примерно втрое. Срок окупаемости такого энергоэффективного мероприятия (в зависимости от конкретного режима использования освещения для каждого предприятия) может составлять от полугода до трех с половиной лет, как правило - 2,5–3 года. Но зачастую недостаток оборотных средств удерживает предприятия от воплощения даже такой очевидной модернизации.

Здесь свое веское слово могли бы сказать коммерческие банки, обслуживающие промышленные предприятия. Достаточно быстрая окупаемость перехода на LED-светильники позволяет предложить потребителю кредитный продукт, интересный как промышленным предприятиям, так и самим банкам. Но отсутствие у банков сотрудников, владеющих инженерной стороной вопроса, и шаблонные критерии оценки возможных рисков приводят к тому, что банки не рискуют развивать подобные направления, предпочитая предлагать клиентам традиционные, порой навязчивые дополнительные услуги.

Частный инвестор

Не так давно наши чиновники предложили предприятиям для финансирования программ энергоэффективности привлекать частных инвесторов. Но рассмотрение самого простого "учебного" примера переводит это предложение в разряд экзотических.

Так, если предприятию для реализации программы энергомодернизации необходимо вложить 1 млн долл., а срок полной окупаемости проекта составляет 10 лет, то инвестор получит свои деньги обратно в полном объеме (но пока еще с нулевой прибылью) даже больше чем через 10 лет, поскольку сами работы по энергомодернизации тоже займут какое-то время. И только после этого срока инвестор сможет получать прибыль в виде "сэкономленных" условных 100 тыс. долл. в год.

Но, положив этот миллион в банк под самые скромные 3%, инвестор в этот же период времени сможет получит более 30% прибыли, а с учетом сложного банковского процента - почти 40%.

Госфинансирование

Таким образом, беглый анализ ситуации показывает, что самым предпочтительным вариантом финансирования программ повышения энергоэффективности в общегосударственном масштабе могут быть только специальные госпрограммы долгосрочного кредитования, направленные на снижение потребления предприятиями всех видов энергоносителей с привлечением внешних доноров.

Но для этого необходимо, чтобы государство действительно было заинтересовано в реализации таких программ.

Как обстоят дела с участием государства в различных программах модернизации инфраструктуры в других странах?

В РФ действует программа компенсации госпредприятиям средств, инвестированных в повышение своей энергоэффективности. Как и в Украине, у предприятий в большинстве случаев недостаточно собственных средств для финансирования таких работ. Поэтому обычно они находят инвестора, как правило - энергосервисную компанию, которая оплачивает разработку и внедрение таких программ. Однако на практике в таких программах могут себе позволить участвовать лишь компании, близкие к "вертикали власти", которые уверены не только в гарантированном возврате государством вложенных средств, но и в получении гарантированной прибыли.

Более интересным и менее коррупционным примером может послужить программа послевоенного развития Альпийского региона Европы. Изначально Австрия и Швейцария, а вслед за ними Италия и Франция разработали и внедрили долгосрочные программы комплексного развития своих альпийских регионов. Первоначально государством были вложены значительные средства в развитие транспортной инфраструктуры. Это было не только строительство новых и реконструкция старых дорог, но и строительство сети туннелей, существенно упростивших доступ к удаленным горным долинам.

В дальнейшем упор был сделан на развитие горнолыжных курортов. Государство профинансировало строительство новых подъемников и строительство защитных сооружений на лавиноопасных склонах.

Но украинское государство, за исключением последних нескольких лет, никогда особо не стремилось блеснуть инновациями в области повышения энергоэффективности. Углеводородный бизнес всегда был президентско-олигархической вотчиной. Никому не приходило в голову своими же руками "переполовинить" объем собственных продаж. Как и влезть ради этого в кредиты на десяток-другой лет.

Видимо, именно этим можно объяснить более чем скромные успехи Государственного агентства по энергоэффективности и энергосбережению Украины (ГАЭЭУ) за его более чем 20-летнюю историю.

Что же не было сделано за эти упущенные годы и, что можно предложить, чтобы начать изменять ситуацию?

Госпрограмма кредитования энергоэффективности

Во-первых, для начала нужна достаточная нормативная база. Не только законодательное определение базовой терминологии, но и разработка методологии и выраженные в цифрах наборы показателей, позволяющие объективно оценить степень эффективности использования предприятием энергоносителей.

Наличие таких критериев и наработка методик позволит перейти ко второму этапу - объективной оценке текущего состояния предприятий, сбору статистики и разработке программ, которые позволят довести имеющиеся показатели до нормативных значений.

Все это в целом позволит разработать и запустить (например, на базе того же ГАЭЭУ) общегосударственную систему программ специального кредитования для энергомодернизации промышленных предприятий.

Необходимо разработать процедуру отбора предприятий-кандидатов для получения ими государственного долгосрочного кредитования. Процедура анализа исходных данных и контроля использования траншей должна быть аналогична процедуре привлечения коммерческими банками специализированных компаний для анализа и контроля использования кредитных средств для финансирования строительства.

В штате специализированного подразделения Агентства по энергоэффективности должны появиться специалисты, способные как самостоятельно разрабатывать программы энергоэффективных мероприятий (ЭЭМ) для промышленных предприятий, так и оценивать эффективность и достоверность программ, которые могут быть разработаны для предприятий другими независимыми энергосервисными компаниями.

Процедура разработки, экспертизы, выделения кредитов, контроля выполнения и объективной оценки результатов программ энергоэффективных мероприятий должна быть максимально прозрачна, а коррупционные риски нецелевого использования выделенных средств - минимизированы. Работы по внедрению ЭЭМ должны выполняться специализированными компаниями, с обязательным привлечением инженеров технического надзора, являющимися сотрудниками того же специализированного подразделения ГАЭЭУ.

Сотрудники ГАЭЭУ, как выполняющие разработку и экспертизу программ повышения энергоэффективности предприятий, так и инженеры технадзора, контролирующие правильность реализации работ, должны быть заинтересованы в подтвержденном достижении запланированного результата. Поэтому, помимо текущей оплаты труда, для таких специалистов (как, впрочем, и для всего Агентства) должна быть предусмотрена система поощрения, привязанная к объективным результатам внедрения программ ЭЭМ.

Работа системы должна быть ориентирована на максимальный результат. Первыми в работу следует включить предприятия, результаты модернизации которых позволят максимально снизить объемы потребления энергоносителей.

Но программы целевых кредитов не могут быть неким подарком, которое государство будет навязывать нерадивым предприятиям. Руководство предприятия должно понимать необходимость и неизбежность энергомодернизации, быть кровно заинтересовано в получении кредитования на льготных условиях. Предприятие должно пройти свою часть пути и подтвердить готовность к сотрудничеству. Так, например, первичное обследование предприятия, разработка программ энергоэффективных мероприятий, предоставление банковских гарантий или залогового имущества, оплата работы экспертов Агентства и инженеров технадзора должны быть профинансированы самим предприятием.

Конечно, это лишь общие соображения. Для полноценного запуска таких программ еще должна быть выполнена большая работа. Необходимо продумать защитные механизмы, отсекающие коррупционные схемы при выделении кредитования. Подготовить и включить в активную работу профильных специалистов. Разработать методики оценки текущего состояния предприятий и набор программ снижения уровня использования энергоносителей до технологически и экономически оптимального. Сформировать общегосударственную культуру экономного использования энергоносителей.

ЖКХ vs промышленность - приоритеты

Кроме внедрения программ повышения эффективности использования энергоносителей для промышленных предприятий, на плечи ГАЭЭУ ляжет также непростая работа по энергомодернизации жилого фонда страны.

Поэтому очень важно правильно расставить приоритеты и сформировать сбалансированную политику при решении двух этих задач.

Стоимость коммунальных услуг напрямую затрагивает интересы большинства потенциальных избирателей. Соответственно, существует опасность того, что в погоне за рейтингами политики бросят и без того ограниченные средства на латание дыр жилого фонда. Но модернизация ЖКХ, несмотря на ее несомненную важность, не вытянет страну из кризиса. Снизив стоимость эксплуатации изношенного жилья, но не обеспечив развитие промышленности, мы лишь отложим во времени начало еще более глубокого кризиса.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме