"Есть подключение автомата к мониторинговой системе — работай. Нет — значит, никаких компромиссов", — народный депутат Тарас Тарасенко

Поделиться

"Кто-то может сказать, чьего авторства законопроект мы сейчас обсуждаем?" - Трудно себе представить, но обсуждение легализации игорного рынка в депутатских рабочих группах началось задолго до появления официального текста. И даже после объявления о регистрации правительственного законопроекта 2285 "О государственном регулировании деятельности в сфере организации и проведения азартных игр" текст документа не был доступен на сайте ВР. Увы, экстремальная спешка и обилие альтернативных законопроектов - таков на сегодня результат титанической работы народных депутатов. Чтобы понять, каким образом парламентарии намереваются покончить с криминально-теневым состоянием игрового рынка, ZN.UA взяло интервью у автора законопроекта 2285-4 Тараса Тарасенко.

- Как бы вы могли объяснить такой завидный интерес политиков - восемь законопроектов о легализации - к весьма специфическому игорному рынку?

- Это один из перспективных секторов украинской экономики, который с 2009 г. ушел в тень. В прошлом созыве ВР было 12 альтернативных законопроектов, но не было единства и политической воли к их реализации, поскольку они рассматривались как сферы влияния. Сейчас ситуация иная - все прекрасно понимают, что в Украине существует игорный бизнес, но государство ничего от него, кроме проблем, не получает. Минфин внес законопроект 2285 (проект Кабмина. - Ред.) и депутаты, имевшие собственные наработки, были ограничены регламентными сроками на внесение альтернативных проектов, поэтому их получилось так много. Сейчас уже проводятся совместные консультации для согласования основных положений концепции игорного бизнеса, за которую готов будет голосовать ВР.

- Вы не являетесь членом профильного комитета. Почему у вас возник интерес к этой теме?

- Последний месяцы я наблюдаю в СМИ широкое обсуждение проблематики игорного бизнеса со стороны экспертов и журналистов, слышу много критики законопроекта Камбина. Сам лично вижу все эти Лас-Вегасы на улицах Киева и страны. Для меня очевидно, что любое запрещенное, но при этом пользующееся спросом явление все равно будет аккумулировать большое количество денег - при этом без контроля и уплаты налогов и со всеми вытекающими рисками для общества. Я провел свое собственное исследование этой темы, увидел потенциальные цифры, пообщался с людьми, которые пострадали или были ранее вовлечены в этот бизнес, и для меня стало очевидным, что следует регистрировать наработанный проект, который можно принять за основу.

- Большинство экспертов признали, что правительственный законопроект не уберет теневую составляющую "игорки" с улиц. Известен ли Вам, автору альтернативного законопроекта 2285-4, механизм устранения проблемы криминально-теневого существования рынка?

- Однозначно легализация, но под жестким контролем и с учетом оборота денег и в количестве точек, и оборудования, предусмотренных законом. Все остальные просто должны быть закрыты. Без взаимодействия регулятора рынка азартных игр и правоохранителей в этом вопросе не обошлась ни одна страна, где проходил процесс легализации "игорки". Далее - профилактика игромании через внедрение уже давно разработанных мировых стандартов Ответственной игры. И самое главное - убрать азартные игры с улиц, чтобы не оставалось законодательных лазеек для их существования. Азартные игры имеют право на жизнь, но строго в специальных зонах, исключение - лотереи.

- Расскажите читателям об отличительных особенностях вашего законопроекта, выделяющих его среди многообразия альтернативных правительственному проектов?

- Первое и главное отличие моего законопроекта от других - во главе угла стоит безопасность общества и очистка улиц городов от игровых залов. Вот простая ситуация: кормилец семьи после работы идет домой, а по дороге - игровые залы, и очень высоки шансы, что он захочет попытаться приумножить свои доходы. Как следствие - проиграет там свою зарплату, а потом, в порыве отыграться, проиграет еще больше. Если игровые автоматы будут в специальных зонах, а не перед глазами обычных людей, мы сможем существенно минимизировать риски игромании и количество семейных трагедий.

- Президент дал поручение правительству легализовать казино в пятизвездочных отелях. А завсегдатай рабочих групп в парламенте эксперт Борис Баум, заявляет, что Президент лично ему одобрил текст проекта, поданный от КМ, в котором фигурируют и трех- и четырехзвездочные отели. В чем причина такого уверенного поведения эксперта?

- Я не присутствовал при встречах Баума и Президента. Но хочу обратить внимание, что Борис Баум отстаивает проект Кабмина, который предполагает оставить игровые заведения (залы игровых автоматов и букмекерские конторы) там, где они есть сегодня. А Президент неоднократно заявлял, что азартные игры должны быть вынесены в специальные зоны, пятизвездочные отели на первом этапе развития рынка и могут быть таким специальными зонами, но понижение планки до уровня отелей 3 звезд, по-моему, будет убивать общество.

- Ваши предложения по эффективному контролю над рынком? Как, например, не допустить фиктивных выигрышей, позволяющих "отмывать" незаконные средства?

- Прозрачность движения денег от сделанной ставки до выплаты выигрыша игроку и выплаченных налогов государству - единственное средство борьбы с теневым оборотом. Для этого создается государственная система мониторинга. И организаторы азартных игр, или игр на деньги, не могут работать, пока их системы принятия ставок и мониторинга не пройдут аудит, не получат сертификат соответствия и не будут подключены к государственной мониторинговой системе. Это единственный вариант. Есть подключение автомата к мониторинговой системе - работай. Нет - значит, никаких компромиссов. А все попытки описать подключение систем операторов или организаторов игр на деньги через год или два после начала их работы - это возможность безнаказанно работать в тени. Только потом, как показывает опыт других стран, их оттуда уже не вывести.

- Нужно ли создавать новый контролирующий орган с зарплатами от игорной индустрии, или лучше заставить работать чиновников Минфина, бездействовавших во время запрета на азартные игры?

- Хочу отметить, что заставлять чиновников работать - неэффективный подход, который не принесет результатов. Независимо, будет ли это подразделение Минфина или отдельный орган, - он должен быть заполнен специалистами высокого уровня. А теперь осознайте: у нас с 2009-го не было азартных игр. Где все специалисты?.. Вряд ли это чиновники. На первом этапе, думаю, нужно привлекать международных специалистов и пытаться вернуть наших ребят, уехавших из Украины в поисках лучшей жизни и новых рынков.

- Есть еще одна архизадача - уберечь людей от лудомании. Но захотят ли ее реально решать контролеры на зарплате из фонда игорной индустрии?

- Думаю, что контролерам, как вы их назвали в вопросе, не совсем правильно по своей специфике работы этим заниматься, они должны именно контролировать эффективность работы игорного бизнеса, предупреждать нарушения и мошенничество.

Лудоманией нужно заниматься более серьезно - утвердить программу защиты от нее на государственном уровне, создать реестр зависимых лиц, установить запрет на игру для лиц с алкогольной и наркозависимостью, осуществлять активную медиаподдержку такой программы. Одним из ограничивающих факторов лудомании должен стать принцип территориальной ограниченности игорных зон и запрет допуска в такие зоны лиц с таким заболеванием.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме