Электромобили и государственная политика

4 июня, 2016, 00:00 Распечатать Выпуск №20, 4 июня-11 июня

Учитывая рациональность украинцев,  можно ожидать ощутимое развитие рынка электромобилей и без особой поддержки со стороны государства

Антропогенное воздействие на глобальное изменение климата ежегодно возрастает. Перед многими странами стоят задачи, направленные на преодоление последствий изменения климата. 

Эти меры включают широкий спектр действий, связанных с уменьшением выбросов парниковых газов, а также со снижением использования ископаемого топлива, в частности моторного. Поэтому использование электромобилей считается одним из инструментов, которые позволяют уменьшить выбросы парниковых газов транспортным сектором и существенно улучшить экологию городов. Для распространения электромобилей во многих странах мира задействованы различные регуляторные методы, в частности прямые субсидии, фискальные преференции и косвенные меры, такие как развитие электросетей.

Игрушка для богатых?

Мировой рынок электромобилей стремительно растет: в 2009 г. их было 10 тыс. единиц, 2011-м — 45 тыс., 2013-м — 200 тыс., 2014-м — 405 тыс, а в 2015-м — уже 740 тыс. В 2013 г. на мировом рынке лидерами по количеству электромобилей были Норвегия (6,1% продаж электромобилей от общего количества), Нидерланды (5,6%), США (1,3%), Франция (0,8%), Япония (0,6%), Швеция (0,5%), Дания (0,3%).

В Украине рынок электромобилей находится на стадии зарождения — в стране представлены около 500 электромобилей, притом 430 из них были приобретены в 2015 г. Основные представленные модели — Nissan Leaf, Ford Focus electric, Tesla model S. Заправочных станций для таких машин недостаточно, особенно мало их в Западной Украине, и это основная причина (после цен на них и небольшой емкости аккумуляторов) столь малого количества электромобилей. Ряд электрозарядных станций (ЭЗС) открытого доступа предлагают бесплатную зарядку и одновременно могут заряжать два автомобиля емкостью 22 кВт·ч. В 2016 г. откроется новая сеть ЭЗС "Тока", которая разместит около 50 станций в Киеве, Одессе, Львове и станет крупнейшим оператором ЭЗС.

В Украине представлено несколько отечественных производителей зарядных станций (GreenFuel, E-Line), которые изготавливают станции различной мощности — от бытовых, питающихся от розетки 220 В, до промышленных, которые могут быть установлены в паркингах, ресторанах и т.д. При отсутствии рынка и заказов в Украине отечественные производители пока устанавливают соответствующее оборудование в странах ЕС, и их услуги в шесть раз дешевле, чем аналогичных зарубежных разработчиков.

Электромобили эксплуатируются харьковской службой такси, которая позиционирует себя как "экологически чистое такси". Базовой машиной этого автопарка является Nissan Leaf. В Харькове, а также в Киеве открылся специализированный автосалон по продаже электромобилей. В Луцке маршрутные такси марки "Богдан" переоборудованы с дизельных на электромобили. Столичной горрадой в
2015 г. было приобретено два электромобиля, а в текущем году их количество должно возрасти до пяти, и это положительный пример работы системы государственных закупок. Также компания Citroen намеревается открыть центр по продаже новых электромобилей, что целесообразно не столько с коммерческой точки зрения, сколько для формирования положительного имиджа компании. Существуют клубы электроавтомобилистов, например в Киеве, Львове.

Электромобили более экологичны, что идет в ногу с общемировой тенденцией по снижению выбросов парниковых газов транспортом. Они имеют более низкий уровень шума, чем машины с двигателями внутреннего сгорания, могут внести свой вклад в сокращение загрязняющих веществ, особенно больших, а также дают Украине возможность приобщиться к сравнительно новым технологиям. Противники таких автомобилей в Украине называют их "игрушками для богатых".

Инструментарий цивилизованной господдержки

В экономически развитых странах разработан широкий спектр инструментов государственной поддержки развития рынка электромобилей в виде прямой финансовой поддержки (скидок) для их покупателей. При этом исследование показывает, что нет прямой связи между субсидиями и ростом рынка электромобилей в различных странах. Другими словами, для роста указанного рынка важны и другие факторы: ценовые и технические характеристики автомобиля (потребление энергии, соответствие нормативам по выбросам парниковых газов), наличие сетей электрозарядных станций и домашних зарядных устройств, время зарядки, доступность ремонта, наличие станций техобслуживания и др.

Различают несколько видов государственной поддержки формированию развития рынка электромобилей:

прямые субсидии, т.е. разовая выплата при приобретении автомобиля;

фискальные преференции, в частности снижение налогов при покупке или пользовании электромобилем;

— экономия благодаря более дешевому "горючему", т.е. преимущества для владельца, экономящего на топливе для автомобиля.

Прямые субсидии предоставляются во Франции, Великобритании, США, Швеции. Так, во Франции в соответствии с действующим законодательством транспортные средства, осуществляющие выбросы в объеме менее 20 г CO2/км, получают единовременную скидку в сумме 7 тыс. евро (притом размер скидки не может превышать 30% стоимости машины, включая все налоги). Для транспортных средств, осуществляющих выбросы в объеме 21—50 г CO2/км, скидка составляет 5 тыс. евро. В Великобритании с 2011 г. при покупке авто, которое выбрасывает меньше, чем 75 г СО2/км, действует разовая скидка до 25% стоимости нового автомобиля (до 5 тыс. фунтов стерлингов). В Швеции при приобретении авто, которое выбрасывает менее 50 г СО2/км, разовая выплата составляет 4,5 тыс. евро. Программа действовала с 2012-го до 2014—го и распространялась на первые 5 тыс. приобретенных автомобилей. В Японии такая программа действует с 2009 г., где выплачивается разница в стоимости между новым электромобилем и автомобилем на бензине. Размер скидки составляет от 3,4 тыс. евро до 6,3 тыс. В Китае программа действует с 2010 г., и размер скидки составляет 4,2—7,2 тыс. евро.

Фискальные преференции включают в себя освобождение от уплаты НДС, разового регистрационного налога, ежегодного дорожного налога (annual circulation tax), налога на служебное авто (company car tax). Размер НДС отличается в разных странах (от 5% в Японии до 25% в Швеции, Норвегии, Дании). Норвегия является единственной страной, где действует освобождение от НДС в размере до 4,5 тыс. евро. В Китае и Японии НДС уплачивается, но от разницы между стоимостью авто и единовременной скидкой при его покупке. Регистрационные налоги во многих странах зависят от объявленных производителем объемов выбросов СО2 (чем ниже выбросы, тем ниже налог), системы безопасности. Например, в Дании освобождение от этого налога может достигать до 14 тыс. евро. В Германии освобождение от дорожного налога действует сроком на 10 лет с даты первой регистрации авто, однако эти налоги сравнительно малы — 20—170 евро. В целом же, чем выше уровень субсидий, тем выше темп роста рынка электромобилей. Удачная фискальная политика является эффективным инструментом для уменьшения первоначальной стоимости нового электромобиля.

Перемещение за 8 коп./км

Прямые субсидии при покупке электромобилей в Украине отсутствуют, и на их появление рассчитывать сложно, учитывая тяжелое экономическое положение государства и продолжение военных действий на территории страны. Для понимания того, какие меры государственной политики в сфере формирования рынка электромобилей нужны в Украине, проанализируем, насколько электромобили выгодны именно в отечественных условиях. Для анализа использованы следующие исходные данные и предположения:

— рассматривались аккумуляторные электромобили (battery electric), а не гибридные транспортные средства (plug-in hybrids);

— транспортное средство: Nissan Leaf, которое было в употреблении, продается в Украине по цене 17 тыс. долл. США. Жизненный цикл батареи — пять лет, ее замена стоит 5,5 тыс. долл. США. Автомобиль за год проезжает 20 тыс. км. Энергопотребление — 21 кВт·ч/100 км. Зарядное устройство отечественного производства — 1 тыс. долл. США;

— владелец установил двухзонный счетчик (стоимостью 1,6—3,5 тыс. грн) и заряжает авто ночью (с 23.00 до 7.00) или бесплатно на имеющихся электрозарядных станциях;

— был рассмотрен период с 1.03.2016 г. по 31.08.2016 г., когда стоимость электроэнергии для населения составляет днем ​​1,56 грн/кВт·ч. (с НДС), а ночью применяется коэффициент 0,5. То есть расходы на электроэнергию за год составят 3276 грн. Стоимость электроэнергии на
1 км — 0,0819 грн/км.

Амортизация без стоимости нового аккумулятора — 0,3 грн/км. Стоимость нового аккумулятора — 1,32 грн/км, т.е. всего амортизация — 1,62 грн/км.

Таким образом, затраты на 1 км пробега составят 1,62 + 0,08 = 1,70 грн, что на сегодняшний день экономически целесообразнее, чем использование популярного в Украине Daewoo Lanos на сжиженном газе.

Из приведенных простых расчетов можно сделать вывод, что б/у легковые электромобили украинцам выгодно использовать. Львиную долю амортизации составляет новая батарея, поэтому можно утверждать, что особенно привлекательны электромобили для интенсивного ежедневного использования в условиях города.

Следовательно, государственная политика должна сконцентрироваться на содействии созданию разветвленных сетей ЭЗС, а также на обеспечении формирования электросетей, способных поддерживать одновременную зарядку большого количества транспортных средств. Это создаст рост загрузки энергосистемы в период дешевой электроэнергии, что совпадает с мировыми тенденциями по экономическим методам управления спросом на электроэнергию. Важно учитывать, что повышенный спрос на электроэнергию для зарядки электромобилей может быть как раз в часы пик. Для решения этой проблемы важно наличие зарядок на стоянках возле домов и их широкое распространение в частном секторе. Также возможен вариант наличия нескольких батарей и их поочередного использования.

Отечественные преференции…

Фискальные реверансы для формирования рынка электромобилей в Украине таковы:

— отменена ввозная пошлина на электромобили (ранее она была на уровне 8%) в соответствии с Законом "О внесении изменений в Закон Украины "О Таможенном тарифе Украины относительно ввозной пошлины на электромобили"), №822-VIII от 25 ноября 2015 г.;

— отменен дополнительный импортный сбор в размере 5%;

— с 2016 г. запрещено ввозить автомобили на ископаемом топливе старше шести лет (согласно экологическому стандарту Евро-5), а с 2018 г. — старше трех лет в соответствии с Законом "О внесении изменений в Закон Украины "О некоторых вопросах ввоза на таможенную территорию Украины и регистрации транспортных средств", №5177-VI от 6 июля 2012 г..

Другие мероприятия, способствующие формированию рынка электромобилей в Украине, могли бы включать:

— освобождение операций по покупке электромобилей от НДС;

— содействие формированию сети ЭЗС, в первую очередь в крупных городах и на основных автомагистралях;

— приобретение электромобилей в системе государственных закупок;

— формирование и распространение кредитных программ, которые бы предоставляли возможность рассрочки на первоначальное приобретение электромобиля и оборудования для него (путем сотрудничества государственных банков с автодилерами).

… и возможности энергосистемы

Даже во многих развитых странах величина энергогенерирующих мощностей недостаточна для удовлетворения спроса на электроэнергию для подавляющего числа электромобилей в часы минимальной нагрузки энергосистемы. Так, для США генерирующих мощностей достаточно для перехода лишь 70% автомобильного парка на электромобили. Рассмотрим, как обстоит ситуация в Украине.

Коэффициент неравномерности графика (отношение минимальной нагрузки в ночные часы к максимальной нагрузке в часы вечернего пика) в последнее время достигает 0,76. Разница между максимальной и минимальной суточной нагрузкой в украинской энергосистеме составляет около 5,5 ГВт, а между среднесуточной и минимальной нагрузкой — 2,5 ГВт.

При среднем пробеге легкового автомобиля в 20 тыс. км среднесуточный пробег составляет 54 км. Для упрощения предположим, что полностью заряженный аккумулятор электромобиля емкостью 24 кВтбч достаточен для пробега 160 км и нуждается в подзарядке дважды в неделю по шесть часов с потребляемой мощностью при подзарядке в 4 кВт. Переход 10% владельцев легковых автомобилей (700 тыс. автомобилей) на электромобили повлечет дополнительную нагрузку энергосистемы в часы ночного провала примерно до 0,9 ГВт. Следовательно, увеличение перехода на электромобили до 50% владельцев положительно повлияет на выравнивание графика электрических нагрузок в энергосистеме. Но увеличение перехода на электромобили от 50% и более владельцев без оптимизации энергопотребления в энергосистеме (общего и электромобилями), без увеличения величины базовой энергогенерации, а также без модернизации и перехода электрических сетей на европейские стандарты нереально.

Вместе с этим, будут ли соответствовать темпам внедрения электромобилей темпы развития инфраструктуры, в частности распределительных электросетей, развитие интеллектуального учета и энергетической мобильности, которая включает в себя управление спросом и предложением в сфере электромобилей, построение оптимальных схем зарядки, биллинговых систем?

Уменьшение суточной неравномерности нагрузки энергосистемы в последнее десятилетие осуществляется путем применения экономических методов управления спросом потребителей на электрическую энергию и мощность или формирования экономических условий, при которых потребителям выгодно регулировать собственные режимы электропотребления. И если раньше это заключалось лишь в применении дифференцированных по времени тарифов, то теперь пришло время внедрения программ управления энергопотреблением. Этот инструмент, или demand side management и внедрение разумных сетей, является главным фактором преобразования европейского энергорынка и актуализируется в нашей стране с взятием ею курса на присоединение к европейской энергосистеме ENTSO-E.

Известно, что "умная сеть" (smart grid) — это электро- и информационно-телекоммуникационная сеть, функционирующая в обоих направлениях. С ростом количества независимых мелких производителей электроэнергии, качества управления спросом на энергоносители и нагрузкой энергосистемы происходит концептуальный переход от потребителя и производителя в категорию, которую определил известный футуролог Элвин Тоффлер как "частично производители, частично потребители", или "просюмерс". Быстрый переход на эталонную модель Smart Grid невозможен. Поэтому выделено три поколения Smart Grid, позволяющие последовательно двигаться к целевой модели. Smart Grid 3.0, гибкая энергетическая система, основанная на принципах децентрализации управления и равноправия потребителя и поставщика, является поколением "умных сетей", которое может обеспечить надежное и эффективное функционирование системы энергетической мобильности. Для достижения этого стандарта необходима, прежде всего, модернизация магистральных и распределительных сетей, а затем — внедрение технологических компонентов Smart Grid, интеграция электроэнергетической и информационно-телекоммуникационных систем; интеграция распределенной генерации и возобновляемых источников в единую электросистему, массовое внедрение "интеллектуального учета" и коммуникационной инфраструктуры у потребителей.

А на нынешнем этапе развития отечественной энергосистемы можно рассчитывать только на фрагментарную модернизацию энергетической инфраструктуры, ликвидацию узких мест по пропускной мощности и появление большего количества элементов инфраструктуры для "энергетической мобильности". Хорошим примером в этом может стать Европейский проект Green eMotion, объединивший девять мультитехнологических проектов по исследованию интеграции станций для подзарядки электромобилей, оптимальных схем зарядки, биллинговых систем и т.п. стоимостью
24,2 млн евро.

***

В мире количество электромобилей на дорогах возрастает значительными темпами — с 10 тыс. в 2009-м до 740 тыс. в 2015-м. В ближайшее время вероятен рост количества электромобилей и на рынке Украины, чему способствуют отмена ввозной пошлины и импортного сбора, запрет на ввоз старых автомобилей, рост цен на топливо, распространение двух- и трехзонных счетчиков (благодаря дальнейшему росту цен на электроэнергию). Увеличение перехода на электромобили до 50% автовладельцев положительно повлияет на выравнивание графика электрических нагрузок в энергосистеме нашей страны. Б/у электромобили достаточно выгодны в Украине, следовательно, учитывая рациональность украинцев, можно ожидать ощутимое развитие рынка электромобилей без особой государственной политики.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 5
Выпуск №47, 7 декабря-13 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно