"Домашнее задание" по переработке

Поделиться
"Домашнее задание"  по переработке
Подписав соглашения о членстве в ВТО и о свободной торговле с ЕС, Украина вошла в тесное взаимодействие с развитыми экономиками мира. Это несет как возможности, так и большие риски, что требует нового взгляда на экономическую политику страны.

Игнорирование индустриальной политики - это ошибка.

Подписав соглашения о членстве в 3, Украина вошла в тесное взаимодействие с развитыми экономиками мира. Это несет как возможности, так и большие риски, что требует нового взгляда на экономическую политику страны.

Взаимодействуя с более сильными экономиками, более слабая обычно подстраивается под их нужды. Худшим следствием такого подстраивания является попадание в так называемую ловушку глобализации, когда слабая экономика, взаимодействуя со структурно более совершенными, становится их своеобразным придатком. В этой роли она поставляет сырье, рабочую силу, выполняет наименее доходные производственные операции. Для слабого субъекта глобального мира эта вероятность вдвое выше. Это обратная (отрицательная) сторона возможностей, которые несет глобализация, наряду с хорошими перспективами заимствования знаний, технологий и продуктивного капитала.

Ловушка глобализации

Структурное совершенство, а отсюда - и конкурентоспособность страны - это, прежде всего, развитая перерабатывающая промышленность, в которую входят индустрии различного технологического уровня: от производства одежды и продуктов питания до выпуска, например, авиа-, космической продукции или роботов.

Совершенная структура позволяет развитым экономикам перераспределять в свою пользу ресурсы планеты через различные механизмы современного глобального взаимодействия стран.

Украина оказалась уже тесно встроенной в эти механизмы, но с очень слабой перерабатывающей промышленностью, подорванной продолжительным процессом деиндустриализации, оттока (чаще искусственного) капитала и, что особенно тревожно, лучших трудовых ресурсов. Поэтому мы дрейфуем в ту же ловушку, которую называют ловушкой глобализации. Там нам отводится роль производителей сырья и экспортеров людей. Такая экономика не нуждается в работниках высших квалификаций, и они будут покидать Украину. Население, не имея работы, будет уменьшаться, и, наконец, такому ослабленному сообществу будет трудно контролировать столь геополитически сложную территорию, какой является Украина.

Меж тем у украинцев нет альтернативы, кроме как показать образец другой жизни. Организовать богатое и эффективное общество, комфортное для работы и проживания, на защите которого стоит надежное, современное войско. Для этого нужно устойчивый и догоняющий экономический рост в течение 15–20 лет со средними темпами не ниже 5%. Объем нашей экономики должен, по меньшей мере, удвоиться к 2025 году, а количество официальных рабочих мест увеличиться, как минимум, до 23 млн, со средней заработной палатой на уровне соседних восточноевропейских стран (850–950 долл./мес. в Словакии и Польше; 450–550 долл./мес. в Болгарии и Румынии).

Однако это не произойдет без изменения структуры материального производства Украины в пользу секторов, где создается высокая добавочная стоимость. Поэтому новый индустриальный переход или развитие перерабатывающей промышленности - ключевой вопрос экономической стратегии. Действовать надо максимально практично и стратегически одновременно. А главное - продуктивно.

Часто в экономике продуктивными и эффективными оказываются очень простые меры. Пример из нашей истории - введение пошлины на экспорт семян подсолнечника в 1999 г., способствовавшее появлению едва ли не самой мощной в мире индустрии по производству подсолнечного масла. В 2015-м Украина экспортировала подсолнечного масла и жмыха на сумму 3,8 млрд долл. США. Если бы мы экспортировали зерно подсолнечника, из которого было бы произведено это масло, то заработали бы всего около 800 млн долл. США.

Чувствуете разницу? Этот довольно простой пример показывает путь, по которому нужно идти. Имеется в виду развитие переработки местного сырья, которым так богата Украина. Сейчас сложились условия для повторения еще одной аналогичной успешной истории. Речь идет об отрасли переработки древесины, на экспорт которой с 01.01.2017 г. действует полный запрет. Эти истории не то чтобы полностью идентичны, однако во многом схожи.

50% "тени"

Потенциал развития деревообработки в Украине колоссален. Пройдемся только по некоторым цифрам. Леса покрывают 16% территории Украины, или 9,25 млн га. Официально заготовка древесины составляет около 19,5 млн м3, или 0,9% от общего объема древесины (2196 млн м3). Однако статистика не очень убедительна. Первые сомнения закрадываются при сравнении с соответствующими показателями Польши, которая подобна Украине как по площади лесов (9,43 млн га), так и по структуре и объему (2540 млн м3) древесины. Однако официально там отчитываются о заготовке 40,0 млн м3 леса в год, что более чем вдвое превышает наш показатель - 19,5 млн м3. При этом площадь лесов в Польше остается неизменной с 1996 г. В Украине же она, несмотря на вдвое меньшую заготовку с 1996 по 2015 гг., даже немного снизилась: с 9,41 до 9,25 млн га. Хотя очевидно должна была вырасти. Это несоответствие может указывать на большую долю теневой вырубки, пожалуй, процентов 50–55. Визуальное подтверждение - репортажи с высот склонов Карпат.

Однако идем дальше. Официально в 2015-м объемы экспорта древесины и продуктов ее переработки из Украины составили 1,1 млрд долл. США. До моратория из страны вывозилось до 9,2 млрд м3 сырого леса в виде кругляка, дров и т.д., или приблизительно 50% официальной заготовки.

Добавочная стоимость в 1 кубометре фанерного сырья, каковым является нижняя часть ствола березы и ольхи, при его экспорте составляет 16 долл. США, в кубометре шпона (полуфабрикат для изготовления фанеры) - это уже 29 долл. США, а в кубометре фанеры - 108 долл.

В таких цепочках переработки и разворачивается добавочная стоимость, а с ней - и вся экономика (см. схему), создающая богатство народа.

Зарабатывать или занимать?

Другие страны это понимают, поэтому перерабатывают древесину у себя. Например, та же Польша кругляк не экспортирует. Она развила собственную переработку, и объемы экспорта изделий из древесины составляют 23 млрд долл. США! У нас, повторим, в 2015 г. - всего 1,1 млрд долл. США. То же самое делает Турция, а экспортируют либо страны с исключительно богатыми лесами и избытком технологической вырубки, либо совершенно неразумные.

Переработка в Украине экспортируемой древесины, то есть около 9 млн м3, в готовые изделия даст ежегодно 450–550 млн долл. США добавочной стоимости и до 100 тыс. новых рабочих мест (включая сопутствующие производства). Макроэкономический эффект будет еще более выразительным, учитывая замещение импорта, что непременно произойдет. Чтобы понять текущую ситуацию, каждый может зайти в первый попавшийся магазин стройматериалов и посмотреть на жалкое предложение национального продукта по сравнению с импортом. Итак, слишком очевидно, что мы теряем, вывозя сырье.

Рассуждая так, мы подходим уже подготовленными к "горячему" вопросу зарубежной помощи Евросоюза на сумму 600 млн евро при условии отмены моратория на экспорт древесины. Европейцев критиковать не стоит. Они действуют по собственной логике и по-своему правильно. Вопрос в том, как будет действовать Украины. Тип поведения выберем в очередной раз - занимать или зарабатывать. Ответ очевиден. Собственная переработка будет приносить Украине до 550 млн долл. США ВВП в год. И это только начало. Решительно намерившись зарабатывать самим и соответственно действуя, мы быстро забудем о займах и выпрашивании, которые вообще-то не свойственны нашему народу.

Индустриальная политика

Мораторий - это важная поддержка секторам, для которых древесина является ключевым сырьем: индустрии стройматериалов, мебели, пеллет, спортивного и рабочего инвентаря или бумаги. Однако это лишь одна из мер. Конечно, должны быть продолжены базовые рыночные реформы, высвобождающие силы свободного рынка. Прежде всего это касается защищенности собственности и развития конкуренции. Между тем нынешние обстоятельства международной конкуренции, в том числе и политика соседних стран, требуют внедрения дополнительных инструментов привлечения инвестиций.

Например, исследуя причины резкого роста экспорта шпона для производства фанеры из Украины в Турцию в 2016 г., мы обнаружили следующее. В Турции действуют специальные экспортные перерабатывающие зоны, прекрасно оборудованные инфраструктурой. В этих зонах инвесторы не платят налог на добавленную стоимость и пошлину, ввозя оборудование, что снижает стоимость инвестиций. Далее, в процессе операционной деятельности они освобождаются от уплаты корпоративного налога (налог на прибыль) и от социальных отчислений.

Такие преимущества на старте и в дальнейшем с лихвой компенсируют логистические расходы на импорт сырья, в частности из Украины. Кроме того, Турция ограничивает импорт готовой фанеры ввозной пошлиной 6–10% и высокими индикативными импортными ценами. Фанерную продукцию, произведенную из украинского сырья, турки экспортируют в ЕС, РФ и к нам. Похожие специальные экономические зоны действуют и в других соседних странах, что демонстрирует понимание ими важности индустриальной политики. У нас же она фактически проигнорирована.

Но прежде всего необходим порядок в отрасли и правила игры. Этим порядком, или, употребляя терминологию ЕС, рамками правил, должно заниматься государство. Начать - или продолжить - наведение порядка после введения инструментов аукционов и моратория нужно, разработав достоверные балансы древесины, без которых невозможно эффективное управление. Такой достоверный баланс разработать абсолютно реально, если есть в распоряжении методики и навыки поиска информационных источников.

И не стоит пятиться, надо вместо этого развивать успех. Мораторий должен гарантированно продолжаться, по меньшей мере, 5 лет, но не всегда. Также нужно внедрять инструменты поощрения инвестиций, аналогичные описанным выше и действующие в других странах. В этом контексте игнорирование индустриальной политики - ошибка. Что бы ни говорили, а у наших людей - колоссальный творческий и мастеровой потенциал. Посмотрите на образцы продукции, изготовленной по индивидуальному заказу - мебели, различной домашней фурнитуры или паркета. Чтобы все это масштабировать, нужны совместные действия государства и бизнеса.

О роли последнего стоит сказать отдельно. Успех не будет развит без инвестиций, и это накладывает особую ответственность на украинский бизнес, перерабатывающий древесину. Это очень важно. Более того - является решающим. После введения моратория мяч уже на поле бизнеса. На благоприятную политику государства он должен отреагировать инвестициями в переработку, созданием новых предприятий и рабочих мест. Причем уже сейчас, не дожидаясь, когда все станет идеально. К созданию этого "всего" должен приложить силы каждый. И это будет примером действительно правильных "домашних заданий", которые мы сами себе, без подсказок извне, должны ставить и выполнять.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме