Как нам выстроить экономический диалог и сотрудничество с партнерами

ZN.UA Эксклюзив Инфографика Опрос читателей
Поделиться
Как нам выстроить экономический диалог и сотрудничество с партнерами © depositphotos/Chawran
Построение технологической экономики является вопросом сохранения страны

Украина ведет масштабную и жестокую войну с врагом, защищая свою землю. Сопротивление народа и эффективность украинских Вооруженных сил подняли ставки нашей страны в международном пространстве. Это меняет отношение к Украине.

К западу от нас живут культурные народы, способные понять значение украинской борьбы для них и их будущего и цену жертвенности украинцев, избавляющей их от страха перед восточным агрессором. Таким же серьезным и более высоким должно быть восприятие деятельности украинского общества в экономической плоскости.

В прошлом в экономическом развитии Украины были допущены стратегические ошибки. Главной ошибкой стало игнорирование развития промышленности страны, состоявшее в отказе от применения специальной стимулирующей политики по производственной деятельности предпринимателей. Такой политики, которая проводится в странах, входящих в группу наиболее развитых.

Вследствие этих ошибок самое богатое по ресурсам государство стало самым бедным по доходам среди стран Европы. В 2020 году годовой валовой доход на одного украинца по покупательному паритету, по данным Всемирного банка, составлял 13,8 тыс. долл. Для сравнения: в Молдове — 16,1 тыс. долл., в Польше — 35,8 тыс.

Украинские экономисты и часть экспертной среды давно это поняли. В первую очередь поняли то, что на глобальном рынке мы имеем дело со странами, поддерживающими собственное производственное развитие очень мощным инструментарием. Соответственно, если у Украины нет подобных инструментов, то не будет никакой равной конкуренции в условиях открытого рынка.

Я объяснил бы это зрелостью и рационализмом развитых стран, до которого Украина еще не доросла. Они вооружили своих производителей инструментами поддержки экспорта, инноваций и стартового процесса строительства современных заводов. Нашей стране следовало бы сделать то же самое или хоть что-то для своих производителей, прежде чем открыть рынок для промышленных товаров.

Но этого не произошло. В обществе постепенно навязывался нарратив о том, что рыночные силы и среда открытой конкуренции автоматически выполнят необходимую работу по появлению внутренних производств различной индустриальной продукции, хотя такого нигде и никогда в экономической истории не было.

К сожалению, это устраивало многих влиятельных субъектов украинской политики — и внешних кредиторов, и рентных олигархов, ориентированных на экспорт сырья и полуфабрикатов, и агрессора, работавшего на ослабление промышленного потенциала Украины. После 2014 года эта смесь легкомыслия, равнодушия и невысокой экономической грамотности стала доминирующей в публичном пространстве и действиях большинства политиков.

Теперь в нынешней войне Украина пожинает плоды этих ошибок. Слабость нашей экономики — это недиверсифицированное материальное производство и ее зависимость от сырья и полуфабрикатов, в частности от сельского хозяйства и металлургии. Враг ударил по этим позициям и всерьез навредил экономике.

На основе сырья, которым богата Украина, путем его дальнейшей переработки и обработки уже давно надо было наладить производство большого количества промышленных товаров. Если бы это сделали, враг имел бы дело с диверсифицированной, а значит, более устойчивой экономикой.

Так что совершенно необходимо извлечь уроки из этих ошибок сейчас, когда начинается новый этап формирования экономической политики и участия западных партнеров в экономической жизни Украины. В плоскости экономики абсолютно необходимо проявить такие же зрелость и настойчивость, на которые оказалась способна Украина на поле боя.

Начинать правильный диалог нужно со сравнения экономики Украины и государств Евросоюза. В частности, с ключевого показателя ВВП на душу населения по паритету покупательной способности (см. рис. 1). Он характеризует степень производительности труда в обществе и благосостояние граждан как его следствие. По этому показателю у нас огромная разница, если не пропасть.

Такое впечатление, что наши партнеры сейчас этого не видят или не очень хотят на этом останавливаться. Но мы должны четко дать им знать, что мы понимаем суровую реальность, когда говорим о барьерах на пути вступления в евросообщество. Как можно говорить о будущем членстве Украины в ЕС, если эту разницу в доходах и богатстве граждан не преодолеть?

Картина этой разницы не может не вызвать еще один вопрос: почему так произошло и как это изменить? Поэтому следующая картина должна показать отличие в структуре экономик наших стран, а именно: значительно более низкую долю перерабатывающей промышленности в Украине.

Мы совершенно уверены в том, что слабость перерабатывающей промышленности является ключевым недостатком экономики Украины, ее Ахиллесовой пятой (см. рис. 2). Соответственно, изменение экономической структуры, в частности наращивание доли перерабатывающей промышленности до 18–19%, радикально изменит ситуацию. Расчеты показывают, что это переведет страну из группы государств с доходами ниже средних в группу с доходами выше средних и значительно сократит отставание по ВВП на душу населения.

Западная экономическая культура прекрасно понимает, что перерабатывающая промышленность и промышленное развитие являются ключевыми факторами преодоления бедности. На Западе это проходили на протяжении последних веков. Они обобщили практику того, как перерабатывающие предприятия создают добавленную ценность и богатство общества.

Об этом написаны мощные экономические работы Шумпетера, Родрика, Кейнса, Листа, Стадвелла и других. Чего лишь стоят точные слова Родрика о промышленности как автоматическом эскалаторе экономического роста.

Стремясь поддержать глобальное экономическое развитие, Запад создал специальный институт UNIDO как часть ООН, занимающийся промышленным развитием стран. Перевод его названия — Организация Объединенных наций по промышленному развитию.

В самом Евросоюзе действует практика государственной помощи для производственного развития территорий с очень низким уровнем доходов. К ним относятся территории с уровнем ВВП на душу населения в 75% и ниже относительно среднего по содружеству. Напомним, что уровень украинского ВВП по ППС составляет всего лишь 29–30% от среднего по Евросоюзу.

Суть государственной помощи состоит в финансовой поддержке создания новых производств, в частности путем предоставления инвестору безвозвратных грантов и налоговых преференций, покрывающих до 39% капитальных инвестиций.

Таким образом, партнеры евросообщества не могут не понять нашу логику о необходимости развития промышленности и появления новых высокопроизводительных производств. А если так, то их стремление содействовать экономическому развитию Украины должно в первую очередь касаться поддержки развития перерабатывающей промышленности.

Они, например, могут помочь нам внедрить их уже упомянутую практику применения государственной помощи для стимулирования производственного развития территорий. Помочь создать ключевые для этого учреждения, например банк развития или фонд развития инноваций, и частично профинансировать их деятельность.

А еще могут покупать больше наших промышленных товаров вместо продукции из РФ, чтобы поддержать украинскую промышленность уже сейчас. Они могут дать сигнал своему бизнесу зайти в производство в Украине и интегрировать украинское производство в их цепочки переработки.

Это будет выгодно и самому Евросоюзу. Он выигрывает от роста покупательной способности партнера, поскольку сможет больше экспортировать в Украину своих товаров и услуг.

Так что сейчас нужно донести до европартнеров нашу логику, приоритеты и понимание того, что построить устойчивую украинскую экономику можно только в результате создания современной, диверсифицированной перерабатывающей промышленности.

Это будет более содержательный разговор. Пока этого не произошло ни в Лугано, ни на других площадках. Как и после 2014 года, речь идет о домашних заданиях, которые нам дали западные партнеры в силу своих внешних представлений об Украине. Но они же опять могут не увидеть драматизм всей украинской картины, как, например, в свое время не распознали угрозу от РФ.

Однако есть и хорошая информация. Она заключается в том, что диалог можно изменить согласно приоритетам современного промышленного развития и показать в расчетах ресурсов, что это кратчайший путь к наращиванию экономической силы и взаимовыгодности в будущем. За 10–12 лет политики строительства технологической промышленности Украина может превратиться из заемщика в донора панъевропейских процессов.

Европейцам это принесет экономическую выгоду от сотрудничества с покупателеспособным партнером и укрепление содружества в будущем. Для нас же построение технологической экономики уже является вопросом не только вступления в Евросоюз, но и сохранения страны в ее законных границах.

Больше статей Владимира Власюка читайте по ссылке.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме