Дайте подышать!

Поделиться
Почти десять лет подряд в Украине пытаются ввести экологические нормы предельных выбросов вредных веществ автомобилей, отвечающих европейским требованиям образца 1996 года...

Почти десять лет подряд в Украине пытаются ввести экологические нормы предельных выбросов вредных веществ автомобилей, отвечающих европейским требованиям образца 1996 года. Однако который раз «экологический» закон пытаются отсрочить.

Больше машин, чище воздух?

Тот, кто хоть раз прогуливался по улицам городов Западной Европы, должен был почувствовать одну отличительную особенность тамошнего воздуха. Несмотря на огромное количество транспорта, дышать в центре Брюсселя, Парижа или Мюнхена значительно легче, чем на Крещатике. А смог в центре Лондона, которым пугали советские СМИ, уже давно рассеялся. Почему так происходит? Ведь по дорогам и наших, и западноевропейских городов ездят вроде бы одинаковые автомобили. К тому же примерно половина легковушек в Европе «чадят» дизелем.

Действительно, в начале 80-х годов прошлого столетия экологическая ситуация в европейских городах была куда хуже, чем сегодня. Пресловутый смог и угар от выхлопных газов «душил» города. После того как призывы экологических организаций стали все больше поддерживаться обществом, правительствам европейских стран пришлось разработать систему мер для улучшения экологической обстановки. Наряду с вынесением экологически вредных производств за пределы цивилизованного Старого Света производителей автомобилей и двигателей к ним обязали поэтапно совершенствовать свою продукцию для сокращения вредных выбросов в выхлопных газах. Определенные требования к максимальным выбросам двигателей внутреннего сгорания получили название «Евро-1», «Евро-2» и т.д. Эти нормативы вводились постепенно, начиная с начала 90-х, и сегодня автопроизводители Западной Европы обязаны выпускать автомобили, соответствующие нормам «Евро-4». Аналогичные требования существуют также в США и Японии, причем традиционно самыми жесткими в мире считаются экологические нормы к транспорту, поставляемому в американский штат Калифорния.

Семикратное отставание от европейского норматива

Сегодня в Украине можно продавать новые автомобили, которые, например, по максимально допустимым нормам выброса СО будут превышать европейские нормы в семь и более раз! Более того, такие машины с карбюраторными двигателями, о которых в Европе уже давно забыли, занимают существенную долю рынка продаж новых легковушек и коммерческого транспорта. Что уж говорить о тех нескольких миллионах подержанных автомобилей, которые в настоящее время эксплуатируются в Украине и не отвечают даже нормам «Евро-0»!

Нельзя сказать, что отечественные чиновники совсем не заботились о будущем атмосферы нашей страны. Еще в 1996 году Кабмин принял постановление, согласно которому автомобили без катализаторов не могли ввозиться в нашу страну с 2001 года, а спустя еще год — и эксплуатироваться в Украине. Данное постановление несколько раз менялось, и запрет ввоза автомобилей без катализаторов перенесли на 2003 год. Кроме того, аналогичную норму содержит Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты о регулировании рынка автомобилей в Украине» от 7.12.2000 г. Но требование установить катализатор на автомобиль с карбюраторным двигателем не приведет к уменьшению вредных выбросов, и абсурдное требование данного нормативного акта так и не было выполнено.

Другой путь не допускать в страну экологически грязный транспорт — принять в Украине нормы, аналогичные европейским, и сертифицировать транспорт согласно этим нормам. Такой путь страна избрала, начав унифицировать свои стандарты с европейскими. В частности, еще в 2002 году Госстандарт принял в качестве норм сертификации автотранспорта часть правил ЕЭК ООН. Нормативы выбросов вредных веществ в них соответствуют европейским нормам «Евро-2».

В августе 2005 года вступил в силу Закон «О некоторых вопросах ввоза на таможенную территорию Украины транспортных средств», согласно которому с 1 января 2006 года запрещен ввоз, реализация и первая регистрация автомобилей, не отвечающих нормам «Евро-2».

Грузовики-трубочисты

Таким образом, украинцы, с одной стороны, получили шанс дышать менее токсичными выхлопами новых автомобилей, с другой — лишились самых доступных машин. Ведь европейским нормам выхлопа не отвечают ВАЗовская «классика», а также «Таврии» и «Славуты» с карбюраторными двигателями, которые продаются на рынке по самой доступной цене. Со следующего года их перестанут продавать в Украине, а в автосалонах останутся версии этих автомобилей с инжекторными двигателями. Эти машины на несколько сот долларов дороже, чем их карбюраторные версии.

Впрочем, если среди легковушек «грязных» машин осталось всего несколько моделей, то на рынке коммерческого транспорта их значительно больше. В частности, такие автомобили выпускает КрАЗ, собирает КрАСЗ, поставляет УАЗ, ГАЗ, ЗИЛ и другие предприятия. Есть претензии по количеству вредных выбросов у экологов и к китайской продукции, за текущий год наводнившей отечественный рынок. А количество вредных веществ, остающихся после огромного КрАЗа с пятилитровым двигателем, значительно больше, чем от 1,1-литровой «Таврии». Именно для того, чтобы отечественные автозаводы, выпускающие такую технику, не остановились, некоторые народные депутаты готовы в очередной раз отсрочить срок вступления в силу «Евро-2» для грузовиков. Законопроект, внесенный нардепом Дмитрием Святашем, предлагает перенести этот срок на два года — то есть запретить пускать «грязные» грузовики в страну только с 2008 года. Заметим, что техника, не отвечающая экологическим нормам, будет чадить именно в наших городах. Ведь к международным перевозкам экологически грязный транспорт не пускают или его движение существенно ограничивают. Идея переноса срока введения «Евро-2» аргументируется тем, что отечественным предприятиям нужно время для переоснащения производства и согласования документации по выпуску новых моделей. Между тем украинские автозаводы являются сборочными предприятиями и двигатели для коммерческого транспорта в нашей стране не выпускаются. Для производства автомобилей, соответствующих «Евро-2», отечественным заводам нужно будет заказывать более дорогие двигатели. Конечно, это скажется на цене конечной продукции, что может негативно повлиять на уровень сбыта отечественной коммерческой техники. Но угроза остановки заводов от введения «Евро-2» небольшая. Стоит ли уменьшить этот риск до нуля, решать парламентариям. И попутно готовить законы о введении сроков применения более жестких экологических требований. Ведь в Европе с 2010 года будут действовать «Евро-5», которые в десятки раз жестче нынешних украинских стандартов…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме