Чтобы отходы стали доходами, дайте бизнесу точку опоры

20 января, 2017, 23:00 Распечатать Выпуск №2, 21 января-27 января

800-тысячный Львов ежедневно производит от 650—700 т мусора. Вместе с отходами промышленности количество последнего составляет около 1 тыс. т. И все было бы хорошо, если бы хоть треть его перерабатывали на полезные компоненты для дальнейшего промышленного использования. 

Бытовой мусор — источник ценного сырья. С этим никто не спорит. Однако, чтобы отходы стали доходами, украинскому бизнесу нужны четкие и прозрачные правила игры на рынке бытовых отходов. И надежда уже есть — Министерство экологии и природных ресурсов Украины совместно с европейскими партнерами-донорами разработали проект Национальной стратегии обращения с отходами и обнародовали его для общественного обсуждения.

800-тысячный Львов ежедневно производит от 650—700 т мусора. Вместе с отходами промышленности количество последнего составляет около 1 тыс. т. И все было бы хорошо, если бы хоть треть его перерабатывали на полезные компоненты для дальнейшего промышленного использования. Как это, например, делают в европейских державах. Если, скажем, в странах ЕС перерабатывают от 50 до 90% бытового мусора, то в Украине, по данным официальной статистики, аж... 4%. Это даже меньше, чем в советские времена.

До 2001 г. в нашем государстве работала модель обращения с бытовыми отходами, которая заставляла импортеров и производителей товаров в упаковке самостоятельно обеспечивать утилизацию использованной упаковки или заключать соответствующие договора с ГП "Укрэкоресурсы".

— Правительственное постановление "О внедрении системы сбора, заготовки и утилизации отходов как вторичного сырья" (№915 от 26.07.2001 г.) обязывало импортеров платить в бюджет, — рассказывает директор предприятия "Европет-Львов" Юрий Иськив. — Однако в разные годы ее трактовали по-разному. Импортеры и производители, выпускавшие продукцию в любой таре и упаковке, — водочный, пивной завод или завод по выпуску соков — должны были определенный процент средств направлять в бюджет на дальнейшую утилизацию тары. Но государственное предприятие, бравшее указанный процент, плодило только концепции распределения средств. Было так много тумана, что никто не понимал, кто и за что берет эти деньги, куда они исчезают. Вместо того чтобы наладить сортировку мусора, построить заводы по переработке отходов, дельцы собирали деньги, а дальше дело не шло. В результате правительству ничего не оставалось, как ликвидировать эту структуру.

А жаль, потому что идея, по словам экспертов, была очень хорошая, а вот реализация — плохая. ГП "Укрэкоресурсы" несколько раз меняло свое название, но не суть работы. В конечном итоге система полностью себя дискредитировала.

— С тарой, которая выходит в свободное обращение, нужно что-то делать, — продолжает Ю.Иськив. — Если бы этой идее дать вторую жизнь, но прозрачную, предприятия, занимающиеся переработкой и утилизацией этого сырья, получили бы средства для своей деятельности и развития. Ведь сейчас мы не всегда зарабатываем деньги на переработке. Дорожают электроэнергия, вода, растут налоги, заработная плата. Однако, к сожалению, предприятия, сортирующие и перерабатывающие мусор, государственной поддержки не видят. Как следствие, мусорные свалки разрастаются.

Невыгодно!

Как считает директор Бюро экологических расследований Дмитрий Скрыльников, нынешняя ситуация в значительной мере — результат отсутствия серьезного интереса к переработке бытовых отходов у местного бизнеса, а также непоследовательности украинского законодательства в этих вопросах. По мнению эксперта, прежнее законодательство о бытовых отходах в принципе было прогрессивным. Однако все его преимущества нивелированы коррупцией.

По словам соучредителя компании "АВЕ Львов" Олега Гайовишина, поток отходов на свалки начнет мелеть лишь тогда, когда собирающие их предприятия будут материально мотивированы в своей деятельности. Этого сегодня нет. В частности, сейчас предприятие "АВЕ Львов" ввело раздельный сбор стекла, бумаги, металла, ПЭТ-бутылок и т.п. В зависимости от сезона оно ежемесячно собирает около 20—30 т ПЭТ-бутылок. Это означает, что, во-первых, уменьшается поток отходов на захоронение и, во-вторых, ценные ресурсные материалы, которые до сих пор уничтожались на мусорных свалках, теперь перерабатываются и дают выгоду.

Собирать бытовые отходы выгоднее всего в больших городах. Но и там есть проблемы. У нас обычно органические отходы смешиваются с неорганическими, вследствие чего все они становятся мокрыми. Поэтому очень важно наладить разумную систему сбора мусора.

Сухой и мокрый

В США весь бытовой мусор делят на две группы: сухой и мокрый. Сухой — это тот, который можно переработать. Мокрый — органика, которая со временем перегнивает. Есть страны, где для сбора мусора используют несколько контейнеров. В Голландии вообще контейнеры с мусором скрыты в подземные хранилища. Когда приезжают машины, они вакуумными насосами забирают его оттуда. А вот в Швейцарии власть организовывает бесплатную раздачу контейнеров для разделения органического мусора от неорганического.

Для Украины интересен опыт Швеции, где весь мусор выбрасывают отдельно. В дальнейшем предприятие, занимающееся сбором мусора, заключает договора с фирмами, его перерабатывающими. Если в стране нет соответствующих технологий по переработке определенного компонента отходов, фирма платит деньги и вывозит его для переработки в другом государстве. Разумеется, переработка не всех отходов прибыльная. Есть отходы, требующие больших средств для переработки или утилизации. Например, пестициды необходимо сжигать при очень высокой температуре.

Проблема Украины в том, что у нас городская власть зачастую ищет не способ решения проблемы, а способ закупить дорогие контейнеры, списав как можно больше денег. Депутаты просят экспертов обосновать замену имеющихся контейнеров на новые невозможностью их хорошо закрыть. А то, что под определенный вид контейнеров привязаны только определенные автомобили, которые могут их разгружать, депутатов не интересует.

Угрозы растут 

По мнению экспертов, Министерство экологии и природных ресурсов очень правильно делает, разрабатывая стратегию обращения с бытовыми отходами. "От этого будет зависеть, что дальше власть с ними будет делать — будет перерабатывать или сжигать. Чтобы качественно сжечь бытовые отходы, надо потратить много энергии. С уровнем культуры в Украине это будет означать продуцирование диоксинов и других вредных выбросов. Если у людей есть возможность регулировать температуру сжигания в пределах 1200—700 градусов, то можно не сомневаться, что всегда найдутся желающие экономить газ. Поскольку же наши отходы всегда мокрые, газа понадобится много. Утилизация мусора путем сжигания — слишком дорогое удовольствие", — говорит Дмитрий Скрыльников.

По его словам, возникла еще одна проблема: уже сегодня есть ряд отходов, которые бизнес в Украине не может или не заинтересован перерабатывать. Особенно сложная и дорогая переработка опасных отходов, содержащихся в ряде изделий. Ртутные лампы, батарейки и аккумуляторы, компьютеры и радиоэлектроника, лаки-краски, медицинские отходы, устаревшие лекарства и т.п. Например, только частично перерабатываются старые компьютеры. Обычно из них забирают ценные металлы, а остальное вывозят в лес или на свалку, что создает угрозу здоровью жителей.

Туда же попадает тара из-под пестицидов. Это огромная проблема в сельской местности, поскольку в Украине нет установок, способных перерабатывать такого класса отходы. Поэтому их никто не собирает. Следующая большая проблема, набирающая остроты, — ПВХ-окна. Поскольку внутри у них алюминиевый каркас, желающих заниматься их "переработкой" хватает. "Народные умельцы" сжигают пластик, а металл сдают.

Никто не утверждает, что и переработка будет дешевой. Но в ее пользу свидетельствует тот факт, что сырье постоянно дорожает, и в дальнейшем его стоимость будет расти.

Где план обращения с отходами?

Проблема крупных городов Украины, по мнению Дмитрия Скрыльникова, — в непоследовательности действий местной власти. Когда баллотируется новый мэр, он обещает, что решит проблему с мусором — построит завод, который все переработает. А потом обещания не выполняет. Такого нет ни в одной стране. В западных странах составляют планы обращения с отходами, которыми предусмотрено ежегодно не только уменьшать количество хранимого на полигонах мусора, но и наращивать номенклатуру переработки отходов. Например, в этом году увеличат переработку пластика на 20%, через пять лет — еще на 30% и т.д. В наиболее развитых в этих вопросах Финляндии и Норвегии уже перерабатывают до 90% бытовых отходов.

В Украине ничего этого нет. Здесь словно ждут манны небесной. Если бы города начали системно уменьшать количество отходов, системно их перерабатывать и выстраивать инфраструктуру по переработке, они могли бы создать рынок вторичного сырья, появились бы новые рабочие места. Сейчас этот сектор экономики полностью в тени.

— Налаживание системной работы с бытовыми отходами в Украине тормозят коррупция и попытки отдельных представителей бизнеса монополизировать рынок. Да, технологии переработки мусора нередко очень дорогие, — говорит Д.Скрыльников, — но в Украине легко можно купить чиновника, контролирующего этот процесс. Или завезти устаревшие технологии.

Однако, несмотря ни на что, бизнес готов подключиться к решению проблемы, но хочет получить гарантии стабильной работы. Предприниматели понимают, что окупаемость вхождения на рынок займет много лет. А псевдоинвесторы, жаждущие захватить рынок, или продавцы старых технологий обещают отбивать вложения за несколько лет.

Комментарии

Олег Гайовишин, соучредитель компании "АВЕ Львов":

— Сейчас в ВР Украины идут дискуссии, каким путем обеспечить финансирование отрасли. Одни склоняются к тому, чтобы это был общий экологический налог с производителей, другие — за то, чтобы каждый импортер или производитель продукции, имеющий упаковку, заключал сделку со специализированной государственной структурой. То есть как было раньше. Далее средства распределялись бы среди предприятий, причастных к обращению с отходами. Такая модель хорошо работает в соседней Чехии. Для оператора рынка, который занимается сбором и вывозом отходов, внедрением раздельного сбора, не имеет значения, какая модель будет выбрана. Нам важно, чтобы за собранную нами тонну ПЭТ-бутылок нас дофинансировали. Ведь вырученных средств часто не хватает не только на развитие, но и на текущую деятельность.

 

Юрий Иськив, директор "Европет-Львов":

— У нас обычно отсортировывают то, что легко можно продать, а тем, что стоит дешево или связано с убытками, никто особо не занимается. Все оно идет на свалку. Сортировочный завод — это коммерческая структура, работающая для обеспечения себе прибыли. Во всем мире государство дотирует эти предприятия, поэтому они если и не прибыльные, то хотя бы не убыточные.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 3
  • vistasas vistasas 21 січня, 20:14 Проблема не в том, что Порошенко не может выкупить Садовому "дiлянку". Проблема в том, что вся Украина скоро будет загажена отходами. Т.К на уровне государства, начиная со времен Советского Союза никто и никогда системно не занимался вопросами переработки отходов. А при низкой бытовой культуре населения проблема возрастает в геометрической пропорции. Мусор -это один из факторов, который может нас погубить. согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться Олександр Олександр 21 січня, 21:32 Це дві окремі проблеми. Звісно, треба будувати сміттєпереробні заводи. Але якщо навіть сьогодні знайдуть десь кошти (а цього не буде, бо бюджет вже зверстаний), проектування й будівництво заводу займуть 2-3 роки. Що тим часом Львову робити? Вже через місяць почнеться весна, гори сміття в дворах почнуть гнити й текти, сморід буде на всю область, будуть забруднені грунтові води, з'являться хмари мух і комарів, почнуться епідемії. З першими померлими почнуться у ВР баталії на тему, хто винен, Садовий чи Порошенко, і, як заведено у нас у ВР, дебати будуть продовжуватись до наступної зими. Треба негайно виділити місце для вивозу й почати вивозити. Садовий не має для цього повноважень, домовитись ні з ким не вдається, він вже звертався до уряду і президента, у них є повноваження реквізувати будь-яку ділянку, але вони цього не роблять. Я вважаю, вони так чинять назло політичному супернику. Іншої причини не видно. согласен 0 не согласен 0 Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно