ПОЧЕМУ РУКОВОДСТВО МТСБУ ПРОТИВИТСЯ АУДИТУ
На уходящей неделе гендиректор Моторного (транспортного) страхового бюро Украины Владимир Шевченко подвел итоги первых ста дней работы в новой должности. По его данным, ситуация в сфере деятельности бюро выглядит оптимистично. Однако эксперты утверждают, что ситуация на рынке ОСАГО (автогражданка) существенно ухудшилась. Причина - серьезные нарушения в работе не только предыдущего, но и уже нынешнего руководства МТСБУ. Все попытки аудиторов и контролеров выяснить подробности наталкиваются на жесткое силовое и информационное сопротивление.
Проверка преткновения
Тема злоупотреблений в МТСБУ звучит не первый год. Недавно ее поднял глава парламентского комитета по финансовой политике и банковской деятельности Сергей Рыбалка (Радикальная партия. - Ред.) В конце прошлого года он возглавил Координационный совет - орган, призванный контролировать работу Бюро. В начале марта совет решил провести аудит деятельности этой организации. Однако наткнулся на противостояние со стороны директора МТСБУ Владимира Шевченко.
Казалось бы, поскольку он занимает эту должность с ноября 2014 г., то формально не должен бояться результатов проверок, поскольку может списывать все на предшественников. Впрочем, есть одно "но": Шевченко долгие годы до этого возглавлял ревизионную комиссию МТСБУ, значит, досконально знает реальную финансовую ситуацию в организации, а также расклад сил, получавших выгоду от такого положения дел. Более того, даже три месяца работы его в должности гендиректора не столь безоблачны, как это ему хотелось. Таким образом, детальное изучение работы ведомства должно было бы стать занимательным источником новостей для СМИ, участников рынка и автовладельцев.
"В прошлом году МТСБУ уже проходила аудит Deloitte за 2012-2014 гг., в результате которого были выявлены убытки от злоупотреблений на 314 млн грн. Однако были подозрения, что с новым руководством старые схемы никуда не делись. Более того, за ними продолжают стоять те же "кураторы", что и при "преступной власти". Поэтому мы решили инициировать новую независимую внешнюю проверку. Но нам стали активно противодействовать. Это был дополнительный сигнал, что дела у бюро идут неважно", - рассказывает С.Рыбалка.
То, что удалось выявить сразу - очевидное завышение стоимости ряда услуг, заказываемых бюро. К примеру, по словам депутата, были завышены цены на юридическое обслуживание, а работа адвокатов оплачивалась почасово независимо от результатов рассмотрения дел. Кроме того, были странности в штатном расписании - многочисленные советники главы МТСБУ с достаточно высокими зарплатами без понятных должностных обязанностей.
Странно, но на этом проверка застопорилась. Как утверждает Рыбалка, после начала его работы в Координационном совете Шевченко более полутора месяцев не находил времени на встречу, а доступ к информации был закрыт. Впрочем, опасения по поводу масштабности злоупотреблений появились в другом месте. В начале февраля глава департамента урегулирования МТСБУ Алексей Полищук написал в парламентский комитет письмо, где изложил целый ряд претензий к работе системы в целом и МТСБУ в частности. "Он расписывал ряд схем, злоупотреблений и преступных "упущений" в работе руководства бюро. На следующий день после этого обращения он был уволен из бюро. Это был еще один сигнал - там что-то нечисто. Дошло до того, что Владимир Шевченко собрал сотрудников Бюро и заявил им, мол, кто не с ним - пусть увольняется. Что значит "с ним"? Естественно, обстановка в бюро напряженная, люди напуганы. Это ненормально", - говорит Рыбалка.
Регулятор с широко закрытыми глазами
Основные претензии Полищука сводятся к следующему: рынок ОСАГО продолжает монополизироваться (в пользу приближенных к руководству МТСБУ компаний), качество защиты прав застрахованных резко снижается. Кроме того, есть подозрения в наличии манипуляций с допуском на рынок компаний, в том числе заведомо недобросовестных/неплатежеспособных. В частности, в письме упоминаются компании "Гарант-авто", "Украина", "Альфа-гарант".
На последней пресс-конференции Шевченко оправдывался, что речь о событиях, произошедших еще до его вступления в должность. Однако, по словам Полищука, последние чистые бланки полисов продолжали выдаваться в ноябре-декабре 2014 г. При этом дирекция знала, что эти компании уже никогда не собирались гасить убытки по ним.
Полищук также утверждает, что при попустительстве руководства МТСБУ ряд компаний продолжают работать на рынке автогражданки незаконно. Они попросту не выполнили нормы закона о своем взносе в фонд защиты потерпевших (базовый гарантированный взнос должен составлять не менее 500 тыс. евро).
Среди других примеров - несовершенный механизм обеспечения страховщиков полисами ОСАГО. Существующий порядок предусматривает зависимость количества бланков полисов, которые может получить страховая компания, от общей суммы его вкладов в централизованный страховой резервный фонд защиты пострадавших в ДТП из расчета примерно 10 грн за один бланк. При этом в среднем по рынку на один заключенный договор приходится около 130 грн страхового возмещения. Это означает, что обязательства страховщика, которые он берет на себя, обеспечены его собственными средствами менее чем на 10%. "Такая ситуация провоцирует страховщика захватить любыми способами, в том числе и с помощью демпинга, как можно большую часть рынка, получить страховые платежи, вывести средства из компании, а по обязательствам не платить. Далее компанию можно признать банкротом, и по ее обязательствам будет рассчитываться МТСБУ", - поясняет Полищук.
Неспешный директор
По словам Сергея Рыбалки, в процессе первичного разбирательства члены совета стали приходить к выводу, что гендиректор Бюро неделями и даже месяцами не выполняет своих обязанностей - не принимает своевременно важных решений. "К примеру, в конце прошлого года гендиректор полтора месяца не подписывал счета и акты выполненных работ со страховыми комиссарами, чуть было не парализовав их работу", - говорит глава финансового комитета парламента. Такое поведение Шевченко привело к ряду кризисных ситуаций: в начале марта счета МТСБУ даже были заблокированы, поскольку в бюро просто некому было подписать платежку по судебному решению по 9 искам потерпевших в ДТП к МТСБУ на суму 261 тыс. грн. Публично ответственность за такого рода проколы перекладывается на подчиненных. Однако по факту убытки можно смело высчитывать из немаленькой зарплаты самого директора.
Владимир Шевченко прокомментировал это так: "В моей работе очень много времени занимают консультации. И этих консультаций достаточно много. …Я сейчас не говорю о проблемах, которые мы решаем и которые связаны с тем, что база данных в ГАИ уже не стыкуется с нашей… Есть текущая внутренняя работа, которой достаточно много и которую не решишь, сидя в кабинете и принимая людей на личном приеме (что в принципе руководитель, наверное, должен делать в приемные часы). Остальное время руководитель обязан посвящать управлению процессом", - сказал В.Шевченко.
Впрочем, за внешним спокойствием директора МТСБУ на самом деле скрывается серьезная тревога за свое будущее. Как только Координационный совет принял решение о проведении аудита, Шевченко, как утверждает Рыбалка, встретился с большинством членов совета и переманил часть из них на свою сторону, но не всех. После этого пошли в ход заявления о фальсификации протокола и о нелегитимности решения о проведении независимого аудита (хотя на самом деле решения принимались большинством голосов), о нелегитимности самого Коордсовета.
Такого рода атаки Рыбалка пока отбивает. Но судя по словам участников рынка, можно делать вывод, что за Шевченко стоят крупные игроки, имеющие связи во всех значительных политических силах, которым неинтересно кого-то пускать в свой огород. Хватит ли у народного депутата Сергея Рыбалки сил и опыта, чтобы с ними тягаться? Не факт. Тем более, что в процесс уже намерены включиться и другие игроки…