Беспошлинный импорт

17 июня, 2016, 00:00 Распечатать

Бизнесмены жалуются, что удержаться на рынке очень тяжело: они продают товары, аналогичные которым конкуренты реализуют по демпинговым ценам. А все потому, что ввозят товар в Украину с помощью так называемых челноков, те же на самом деле переправляют его через границу в промышленных масштабах. Почему это явление стало возможным, и что нужно сделать на законодательном уровне, чтобы изменить ситуацию на таможне?

© Deutsche Welle

Беспошлинный импорт "Челноки", помогая "серым" дельцам переместить товар через границу, лишают государственный бюджет поступлений

Бизнесмены жалуются, что удержаться на рынке очень тяжело: они продают товары, аналогичные которым конкуренты реализуют по демпинговым ценам. 

А все потому, что ввозят товар в Украину с помощью так называемых челноков, те же на самом деле переправляют его через границу в промышленных масштабах. Почему это явление стало возможным, и что нужно сделать на законодательном уровне, чтобы изменить ситуацию на таможне?

Изложить свое видение проблемы мы попросили начальника Львовской таможни ГФС Льва Прокипчука.

— Один из способов минимизировать уплату налогов — челночная схема. Это когда большую партию какого-либо товара довозят до границы, а далее распределяют его между физическими лицами в пределах нормы, разрешенной Таможенным кодексом Украины. "Челноки" переправляют товар через границу в Украину, где снова консолидируют для дальнейшей транспортировки. За один раз зарабатывают до 100 грн. Это то, что мы знаем. Чаще всего все они владельцы карточки участников малого пограничного движения. Только за последнее время мы задержали пять партий товаров, сформированных "челноками", на сумму около 3 млн грн.

Для предпринимателей, которые работают легально, платят все налоги, "челноки" создают неконкурентные условия. У них своя логика: дескать, зарабатываем себе на жизнь, все в пределах действующего законодательства. На самом же деле, помогая "серым" дельцам переместить товар через границу, они лишают государственный бюджет поступлений.

— И что — с этим нельзя ничего сделать?

— Мы неоднократно инициировали внесение изменений в ст. 374 Таможенного кодекса. В ней предусмотрено, что гражданин имеет право ввезти на территорию Украины определенное количество товара стоимостью до 500 евро и весом до 50 кг раз в сутки. Однако это зависит не от исполнительных органов, а от парламента.

Бывает, что для ввоза товаров на таможенную территорию Украины без уплаты таможенных платежей используется двойной пакет документов. Это когда, например, в Польше при экспорте товара предоставляют одни документы, в которых указана их реальная стоимость, а при ввозе в Украину — другие, где стоимость товара занижается, а следовательно — меньше платится налогов. Наиболее эффективный способ противодействовать этой схеме — наладить оперативный обмен информацией с сопредельными таможенными службами в режиме онлайн. Это продолжительный переговорный процесс. В прошлом году в октябре мы почти достигли согласия с поляками, но у них поменялась власть. Теперь приходится начинать работу чуть ли не с самого начала.

Очевидно, что для эффективного противодействия злоупотреблениям при ввозе товаров в Украину необходимо как можно лучшее техническое обеспечение таможенных органов. В подавляющем большинстве европейских стран есть сканеры, позволяющие обнаруживать скрытый товар. Но сканер дает возможность увидеть только однотипную продукцию. Например, в партии задекларируют яблоки, а на самом деле там совсем другой товар. И когда будут проверять документы, сканер не поможет.

— Это что — сугубо украинская проблема?

— На Западе на подобные угрозы и риски каждая страна реагирует по-разному. Но там противодействовать злоупотреблениям значительно легче: там товары для личных или псевдоличных целей не ввозят в таких критических масштабах. Едва возникают какие-то проблемы, они тут же вносят изменения в законодательство. Три-четыре года назад законодательство Венгрии и Словакии позволяло своим гражданам перемещать через пункт пропуска два блока сигарет. Таможенники заметили, что это ограничение неэффективно: люди успевали пронести эти блоки по несколько раз в день. Потому внесли изменения в законодательство: разрешено проносить в сутки только две пачки сигарет. Кстати, в ЕС минимальный предел ввоза товаров без уплаты налогов — 300 евро. Эта сумма меньше, чем у нас.

Понимаем, что человек может поехать за границу и купить себе какие-то нужные вещи. И мы говорили: если нельзя поменять ограничение в 500 евро — поменяйте срок. Раз в пять дней или неделю вполне достаточно для личных целей человеку, который не занимается этим профессионально. Хотя, разумеется, делает он это не от хорошей жизни.

— Но каков же выход?

— Мы периодически сообщаем парламентариям о своем видении изменений в законодательство, которые обеспечили бы более эффективное поступление налогов в бюджет и их минимизацию. К нам прислушиваются, и законопроекты подают на рассмотрение в комитеты Верховной Рады. Но одними административными мерами злоупотребления преодолеть сложно.

Также предприниматели жалуются на проблему с разрешительными документами. Если у бизнесмена большая номенклатура товаров, подготовка разрешительных документов отнимает у него много времени и денег. Была правильная позиция премьер-министра В.Гройсмана, когда он говорил о лекарственных средствах. Если в Канаде, США или Японии они допущены к применению, то зачем еще раз проходить процедуру сертификации и признания в Украине? Разве там люди менее требовательны к лекарствам? Очевидно, что нет.

А потому нужно уменьшать количество разрешительных документов, или же признавать европейские. Большие надежды возлагаем на систему единого офиса, которая обеспечит электронный обмен данными между разными контролирующими органами.

Также необходимо работать над либерализацией налогообложения. Где это возможно — уменьшать нетарифное регулирование. Раньше мы старались сугубо административными методами запрещать перемещение алкоголя. Это не давало результата, пока цены на этот товар в Польше и Украине не уравнялись. Аналогичная ситуация и с янтарем. Пока его добыча вне закона, люди этим занимаются и зарабатывают деньги. Если все узаконить, отрегулировать и определить часть прибыли на оплату труда, использование недр, рекреацию — убежден, эта лихорадка прекратится сама собой.

Если бы у людей, проживающих в пограничных областях, была постоянная работа, они, возможно, и не занимались бы челночным бизнесом. Поэтому, кроме создания преград для использования различных схем минимизации налогообложения, очевидно, нужно работать и над созданием легальных рабочих мест для жителей пограничья.

Справка

В течение января—мая 2016 г. в зоне деятельности Львовской таможни проведено таможенное оформление внешнеторговых сделок субъектов хозяйственной деятельности на сумму около 30,5 млрд грн. Из этого количества импортировано товаров на сумму свыше 19,6 млрд грн, экспортировано — на 10,9 млрд грн, что составляет соответственно 64 (импорт) и 36% (экспорт) от общего объема внешнего товарооборота. По сравнению с аналогичным периодом 2015 г. товарооборот увеличился на 24%, причем объемы импорта увеличились на 29, а экспорта — на 16%.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 2
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно