Салон открывается завтра, 11 июня, и продлится 7 дней. Из почти 200 гражданских и военных самолетов, представленных на площадках статистической экспозиции, 20 демонстрируются впервые. Среди них двухмоторный турбовинтовой самолет Ан-38-100. У этого первого опытного и пока единственного самолета, построенного на Новосибирском авиационном производственном объединении, не совсем обычная судьба. Решение о его создании было принято еще в 1990 году СМ СССР под заказ бывшего Министерства гражданской авиации. Что потом произошло, хорошо известно. Так что рынок украинским и российским самолетостроителям пришлось уже завоевывать самим. Первая попытка «протолкнуться локтями» была предпринята в конце 1993 года на Международном индийском авиасалоне в Бангалоре, где Ан-38 был представлен в виде 5 моделей разной окраски, в масштабе 1:50. Тогда до завершения постройки опытной машины оставалось несколько месяцев. И хотя самолета не было «живьем», его презентация прошла успешно. Ан-38 заинтересовались представители южно- африканских регионов, Индии, отдаленных и горных районов стран СНГ. Самолет привлекает своим повышенным уровнем безопасности, неприхотливостью. Для разбега ему требуется 350 метров. Взлетно-посадочная полоса - грунт, песок, лед, снег. Может возить не только 27 пассажиров, но и грузы, в том числе и длинномерные, со скоростью 350 - 380 км/час на расстояние 1600 км. Хорошо чувствует себя от -55 до +45. По сравнению с Ан-28, чьей модификацией он является, самолет более комфортабелен. Наряду с грузопассажирским вариантом Ан-38 АНТК разработаны и другие: грузовой на 2500 кг коммерческой нагрузки, административный, санитарный, патрульно-транспортный, ледовой разведки, аэрокартографический, геофизический.
Ан-38-100 оснащен двумя экономичными двигателями американской фирмы «Герретт», имеющей сервисное обслуживание во всех аэропортах мира. На «тридцать восьмой» можно также устанавливать двигатели Омского моторостроительного завода: ТВД-1500 и ТВД-20. Самолет можно ставить на поплавки. Стоимость Ан-38 в три раза дешевле его зарубежного аналога «Дорнье-328».
Кроме Ан-38-100 в Ле Бурже АНТК выставляет на стенде 11 моделей самолетов. Помимо широко известных Ан-124 и Ан-225 «Мрія», среди них Ан-70, Ан-38К (контейнеровоз), Ан-140, который буквально на днях выйдет из стапеля, и перспективные модели Ан-180 и Ан-218. Что ни говори, а есть что показать украинским самолетостроителям на парижском авиасалоне. - А вот можно ли на что надеяться? - об этом корреспондент спросила за неделю до выставки заместителя Генерального конструктора АНТК по маркетингу Виктора Болгака.
- На авиасалоне мы предполагаем провести ряд серьезных переговоров с фирмой «Локхид», администрацией Еврофлага и многими другими. У нас запланировано 10 встреч, до начала выставки это количество явно увеличится. От переговоров мы ожидаем продвижения наших общих планов. С фирмой «Локхид» у нас намечены работы по развитию самолета Ан-70, с фирмой «Аэроспасьяль» - по самолету большой пассажировместимости, с «Элайд Сигнал» - по Ан-38К. Хотим определиться в сроках и объеме этих работ. Необходимо решить вопросы и по Ан-140 с двигателями и внутренней отделкой.- Кто еще из предприятий авиационной промышленности Украины участвует в парижском авиасалоне?
- Запорожские моторостроители «Мотор Сич» и «Прогресс» и серийные авиационные заводы Харькова и Киева.- Ахиллесова пята любой продукции - реклама...
- Наши самолеты разрекламированы очень хорошо. Дай Бог нам справляться с производственными планами: строить самолеты в нужном количестве и в нужные сроки.
Ну что ж, на Бога, как говорят в народе, надейся, а сам не плошай. Будем надеятся, что начавшаяся кооперация с крупнейшими самолетостроительными фирмами Европы и СНГ получит успешное продолжение. И это тем более важно, что во многом благодаря самолетостроению мир сегодня воспринимает Украину как развитую промышленно-аграрную державу. А не будь «Анов», возможно, считались бы мы державой только аграрной. Хотя в этом, конечно, ничего плохого нет. Правда, смотря по тому, какая аграрность.