3 апреля в Бангкоке открылась очередная сессия климатических переговоров ООН, на которой страны должны обсудить выполнение договоренностей, достигнутых в Канкуне в декабре 2010 года. Одна из основных целей переговоров - не допустить разрыва в обязательствах стран по проблеме изменения климата после окончания действия первого периода Киотского протокола (начиная с 2012 года). После малоэффективных переговоров в Копенгагене в 2009-м, где, к слову, украинская делегация «пасла задніх», мексиканская конференция сторон - подписантов Киотского протокола продемонстрировала стремление ведущих переговорщиков продлить эйфорию борьбы с изменениями климата биржевыми и рыночными механизмами торговли квотами на выбросы парниковых газов. Нынешние переговоры хоть и промежуточные, но во многом определят позицию Украины на саммите, который должен пройти в конце года. Чем завершатся переговоры в Бангкоке и, соответственно, к чему нужно готовиться украинскому бизнесу в период до и после 2012 года - об этом разговор с главой Государственного агентства экологических инвестиций Украины Сергеем ОРЛЕНКО.
- Сергей Леонидович, сегодня есть мало информации о переговорах в Бангкоке, об изменении климата. Но понятно, что это не рядовое событие. Каковы значение этой международной сессии и ее роль непосредственно для Украины?
- 3 апреля в Бангкоке открылась очередная сессия Рамочной Конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН). Пока что международные переговоры в рамках РКИК ООН не привели к заключению нового всестороннего соглашения на период после 2012 года, которое смогло бы заменить Киотский протокол либо ознаменовать начало второго этапа его действия. Первый этап Киотского соглашения истекает в конце 2012 года, и до сих пор нет ясности, как будут взаимодействовать страны при решении вопросов об изменении климата и снижении выбросов парниковых газов.
Нынешнее заседание Специальной рабочей группы по Киотскому протоколу обострило вопрос второго периода Киотского протокола, который рассматривается главным образом в политической плоскости. Развивающиеся страны, особенно представители островных государств, в ультимативном тоне требуют принятия соответствующего решения. 7 апреля распространено предложение Контактной группы по треку Киотского протокола: подписать в этом году на министерском уровне декларацию, отражающую намерения согласиться на «второй обязательный период».
В этой ситуации мы понимаем, что участники Киотского протокола несут ответственность всего лишь за 27% выбросов парниковых газов (и эта доля снижается). В то же время небольшая группа стран - Китай, США, Индия и Бразилия - обеспечивает 50% таких выбросов. Поэтому без юридических обязательств по сокращению эмиссии этими главными игроками трудно себе представить эффективные международные действия по смягчению изменений климата.
И в то же время нельзя сегодня утратить и остановить проверенные временем и практикой гибкие механизмы Киотского протокола. Поэтому в Бангкоке, а также в дальнейшем мы будем активно поддерживать возможность продолжения всего положительного, что дал Киотский протокол.
Вместе с тем Специальная рабочая группа по долгосрочным мерам сотрудничества в ответ на предложенную председателем повестку работы текущего заседания, основанную на Канкунских договоренностях, получила «черную метку» в виде альтернативной повестки, подготовленной группой «G77 и Китай» (группа развивающихся стран, созданная в 1964 году в рамках Конференции ООН по торговле и развитию, изначально включала 77 государств, на сегодняшний день - 133). Она почти повторяет «Балийскую дорожную карту», принятую в 2007 году. Такой шаг практически блокировал работу этой группы.
В сложившейся ситуации делегация Украины активно участвует в переговорах «Зонтичной группы», направленных на сохранение всех достижений переговорного процесса последних трех лет, закрепленных в Канкуне. Мы предлагаем увязать пункты повестки с решениями Канкуна, которые являются результатом консенсуса всех сторон. Наши действия прежде всего направлены на закрепление статуса стран с переходной экономикой, претендующих в рамках глобальной борьбы с изменениями климата на получение новейших низкоуглеродных технологий и развитие потенциала. Мы также стремимся сохранить и развить в будущих долгосрочных договоренностях рыночные и проектные механизмы, направленные на внедрение таких технологий.
- Участники официальных делегаций из соседних стран, участвовавших в международных климатических переговорах в Канкуне, говорят, что на них украинская делегация была представлена гораздо сильнее, чем в прошлые годы. С чем это связано - увеличили финансирование или Украине что-то угрожает?
- С начала переговорного процесса по вопросам изменения климата участие представителей Украины в многочисленных международных мероприятиях было неровным, часто непоследовательным. Сегодня это недопустимо, поскольку слабая позиция в переговорах по климатическим проблемам провоцирует цепную реакцию - игнорирование интересов Украины на других политических и экономических саммитах.
Украина в Канкуне была представлена на достойном уровне. В делегацию входили дипломаты из МИДа, представители профильных министерств, Национального агентства экологических инвестиций, ведущие эксперты отрасли. И хотя мы выполнили задачу-максимум, очень рассчитываем, что в этом году уровень делегации будет еще выше. Тем более что нам уже есть чем гордиться: Украина существенно продвинулась в реализации механизмов Киотского протокола и имплементации его требований.
Что касается финансирования, то, как мне кажется, скорее в прошлые годы финансирование Нацагентства позволяло усилить переговорную группу. Почему этого не произошло - мне судить сложно. В любом случае, сейчас мы должны наверстать упущенное, если не сбавлять темпов. Пока внимание правительства к нашим проблемам могу назвать беспрецедентным. Вопросы соблюдения Украиной Киотского протокола находятся под личным контролем премьер-министра Николая Азарова.
Если говорить об угрозах, то они всегда существуют. Мы же с вами не настолько наивны, чтобы считать, что Киотский протокол существует лишь для того, чтобы помочь странам с переходной экономикой либо развивающимся странам решить проблемы энергоэффективности и перехода на альтернативные источники энергии. Пока что Украина по максимуму использует рыночные механизмы, предусмотренные Киотским протоколом. Но бесплатного сыра, как известно, не бывает. Я не скажу, что завтра борьба с глобальным потеплением окажется для нашей экономики мышеловкой. Но для того, чтобы этого не произошло, нам надо застраховаться от возможных рисков.
- Какие риски вы имеете в виду?
- Их более чем достаточно. В первую очередь, это углеродный протекционизм со стороны крупнейших игроков. Любая страна в любой момент может ввести санкции против экспортера продукции или услуг, не предусматривающих сокращения выбросов парниковых газов. И это не виртуальная угроза, а вполне реальная: секторальный подход, который доминирует в Евросоюзе, нас уже затронул. Согласно 101-й директиве ЕС, авиакомпании обязаны фиксировать выбросы парниковых газов при осуществлении полетов в Европу и обратно. Пока украинским авиакомпаниям придется закупать на бирже только 15% разрешений на выбросы, а 85% они смогут получить бесплатно. Но в любой момент это соотношение может измениться. В ближайшее время этот подход будет применен в химической отрасли, при экспорте алюминия и бункерного топлива. То есть пострадает не только отечественный производитель, но и госбюджет.
Сегодня внедрение энергосберегающих технологий, которые дают сокращение выбросов парниковых газов, частично компенсируется за счет продажи квот на выбросы по двусторонним межгосударственным контрактам. Частично - в рамках проектов совместного осуществления (ПСО). К слову, в прошлом году мы вышли на первое место в мире по ПСО. 45% единиц сокращения выбросов, сгенерированных по проектам ПСО, - украинские. Но и тут - подвох. Украинские предприятия внедряют технологии, направленные строго на сокращение выбросов парниковых газов. Каждый проект содержит положение о business-as-usual - о соответствии принципам дополнительности. Иными словами, о том, что модернизация с целью сокращения выбросов парниковых газов ни на йоту не повышает рентабельность производства. Частично эти экологические инвестиции наши предприятия компенсируют за счет продажи своих единиц сокращения выбросов западным компаниям, которые, в свою очередь, имеют возможность продавать эти квоты на мировых биржах, где цены существенно выше. Этого можно избежать, если создать в Украине внутренний углеродный рынок, который впоследствии может аффилироваться с крупнейшей торговой системой - европейской.
- Что мешает нам создать такой рынок? Отсутствие законодательной базы, политической воли или нежелание бизнеса усложнять себе жизнь?
- Как раз политической воли у нас хоть отбавляй. Тезис о формировании в Украине внутреннего углеродного рынка содержится в прошлом ежегодном послании президента Украины Виктора Януковича. С другой стороны, отсутствие закона является в некоторой степени следствием того, что бизнес, как вы емко сформулировали, не хочет усложнять себе жизнь. И это вполне понятно: вводится непонятная для него схема торгов, как любят писать журналисты, воздухом; необходимы затраты на мониторинг выбросов парниковых газов, верификацию их сокращений. Тот отечественный предприниматель, который не поленился принять участие в проектах совместного осуществления, частично готов к созданию внутреннего углеродного рынка. Но он остерегается - ему проще платить налог на выбросы, чем строить с нуля рынок. Ведь это жесткая, открытая и прозрачная система мониторинга и верификации выбросов парниковых газов на каждом украинском предприятии. А между тем существует мнение, что торговля квотами на выброс парниковых газов может обойти по объему рыночных торгов традиционные сырьевые товары. Более того, в мире рынок квот оказывает влияние на то, как торгуются руда, нефть, газ и электричество. Впрочем, нефть и газ для нашего менталитета куда понятнее, чем воздух.
- В Европе поговаривают, что у Украины возникают серьезные проблемы именно с мониторингом и верификацией выбросов парниковых газов. Агентство Point Carbon даже написало, что ООН может временно приостановить реализацию механизмов Киотского протокола в Украине ввиду несоответствия требованиям рамочной конвенции. Что конкретно имеется в виду? Это результат недавней проверки группой экспертов ООН Национального сообщения по вопросам изменения климата?
- Нет. Проверялось, к слову, не только Пятое нацсообщение, но и динамика имплементации в Украине требований РКИК ООН. Предварительные результаты работы экспертной группы в целом положительные. Серьезных замечаний нет, а детали мы сейчас согласовываем и устраняем недоработки. Речь идет о другой проверке, состоявшейся осенью 2010 года в Бонне. Проверялось ежегодное представление Украины за предыдущий период. Замечания вызвал кадастр выбросов парниковых газов, как вы совершенно точно заметили, в части мониторинга и верификации.
Действительно, система учета и контроля выбросов СО2 требует доработки, работы над ней должны вестись на постоянной основе. Посудите сами, Украина до сих пор находится в группе стран с переходной экономикой, в 2008-2009 годах мы пережили серьезный финансовый кризис. Средств едва хватало даже на приоритетные социальные программы. Что уж говорить об экологических… Работы велись, но, увы, без системного финансирования их оказалось недостаточно.
Тем не менее уже предприняты меры для решения этой проблемы. Вопрос находится на контроле у премьер-министра Азарова. Даны необходимые распоряжения всем министерствам, органам центральной власти, научно-исследовательским институтам и другим об оперативном взаимодействии с Госагентством экологических инвестиций. В каждом ведомстве в ближайшее время будут закреплены специалисты, создается информационно-коммуникационная система, необходимая для надлежащего формирования и функционирования кадастра выбросов. Сам кадастр уже вынесен на обсуждение с общественностью. Собираем замечания.
Кстати, в Бангкоке наша делегация участвует не только в сессиях рабочих групп конвенции. 10-11 апреля состоится рабочая встреча Всемирного банка, на которой делегация Украины обсудит возможность привлечения этой международной финансовой организации к поддержке создания национальной системы по торговле выбросами в Украине. Сегодня подобные системы планируют создавать и развивать у себя такие страны, как Китай, Турция, Южная Корея, Чили, Мексика. Так что Украина держит руку на пульсе мировых процессов.
- Вы думаете, санкций секретариата РКИК ООН удастся избежать?
- Хочется верить, что мы успеем защитить новый кадастр. Но я бы воздержался от прогнозов. Хотя даже самый жесткий вариант для Украины станет сигналом: надо заниматься развитием внутреннего углеродного рынка, не откладывая этот вопрос в долгий ящик, когда страна сказочно разбогатеет. Других механизмов для защиты наших экспортноориентированных отраслей сегодня нет. Разве что если полностью отказаться от экспорта своих товаров и услуг. Но вряд ли кого-то в нашей стране обрадует новый железный занавес.
- Не окажется ли, что поднятая информационная волна является игрой на понижение стоимости украинских углеродных единиц на мировом рынке?
- Вопрос не по адресу. Я не могу делать таких предположений. У нас есть проблемы, есть объективные причины, почему эти проблемы возникли. Но, как я уже сказал, есть и пути решения этих проблем в самые сжатые сроки.
- Болгарию «отключали» от механизмов Киотского протокола. Там были большие проблемы, чем у нас?
- В этом аспекте такой критерий не вполне корректен. Но, если сравнивать участие Украины в Киотском протоколе, то наши позиции гораздо сильнее. Мы занимаем ведущие позиции в мире по реализации проектов совместного осуществления. В Украине выше институциональная способность, строже система контроля за расходованием средств, полученных от продажи квот на выбросы парниковых газов.
Я говорю о схеме «зеленых» инвестиций. Она наконец-то заработала - мы в прошлом году доработали нормативно-правовую базу, прописали функционал, провели работу с местными органами власти. И они начали присылать реальные проекты по сокращению выбросов парниковых газов, а не декларации о намерениях, как это было в 2008 году.
В феврале мы сдали первый объект в рамках контракта с Японией. И пусть это всего лишь утепление госпиталя для инвалидов и ветеранов войны, а не грандиозный сверхтехнологичный экопроект, но, поверьте, это оптимальное решение в данных условиях. Во-первых, мы ограничены по срокам - 2012 годом. Во-вторых, мы вынуждены работать через Госказначейство - такова нормативная база. И это правильно. Это гарантирует жесточайший контроль за целевым расходованием средств. Но, с другой стороны, реализовать масштабный проект тяжелее.
Поэтому совместно с японской стороной, кроме масштабного внедрения биотопливных технологий, утилизации бытового мусора, использования тепловых насосов, принято решение внедрить ряд проектов с кратким сроком реализации. Уже начата серия таких проектов по утеплению и замене окон на объектах социальной сферы - в детских садах, школах, больницах.
Мы понемногу начнем менять менталитет, учимся экономить тепло и электроэнергию. И, главное, стараемся научить этому наших детей. Ведь настоящая борьба с климатическими изменениями начинается с таких, казалось бы, мелочей, как посаженное дерево, убранный за собой в лесу или парковой зоне мусор, выключенный свет и утепленные к зиме стены в школе по соседству.