Ровно тысячу лет тому назад, в 996 г. в Киеве произошло событие, положившее начало истории архитектуры Киевской Руси, - строительство каменного христианского храма - Богородицы Десятинной. Об этом пишет наша первая летопись «Повесть временных лет»: «Жил Владимир в христианском законе и задумал создать церковь Пресвятой Богородице, и послал привести мастеров из Греческой земли, и начал ее строить, и когда кончил строить, украсил ее иконами, и поручил ее Анастасу Корсунянину, и поставил служить в ней корсунских священников, дав ей все, что взял перед этим в Корсуне: иконы, сосуды и кресты». И далее: «В год 6504 (996). Увидел Владимир, что церковь построена, вошел в нее, и помолился Богу, говоря так: «Господи Боже. Взгляни с неба и воззри, и посети сад свой. И охрани то, что насадила правая рука твоя...» И, помолившись Богу, сказал он так: «Даю церкви этой святой Богородицы десятую часть от богатств моих и моих городов».
Была ли Десятинная церковь первой каменной постройкой в Киеве? Под 945 г. летописец пишет: «Над горою был теремной двор - был там каменный терем».
Возможно, что при этом тереме княгиня Ольга устроила домовую церковь. Была Ильинская церковь на Подоле, упомянутая под 945 г. Была ли она каменная или деревянная - неизвестно.
Из Херсона Владимир привез в Киев в качестве трофеев церковную утварь и, как пишет летопись, «отправляясь, захватил он и двух медных идолов и четырех медных коней, что и сейчас стоят за церковью святой Богородицы (Десятинной) и про которые невежды думают, что они мраморные».
О Десятинной церкви неоднократно говорят летописи. В 1011 г. в ней была похоронена жена Владимира княгиня Анна, а в 1015 г. - сам Владимир. О мраморных саркофагах, в которых они были похоронены, пишет немецкий историк XI века Дитмар. В 1039 г. митрополит Феопемт заново освятил церковь, очевидно после ее перестройки, когда были надстроены внешние галереи. В 1039 г. в церкви были перезахоронены князья Ярополк и Олег Святославичи, в 1078 г. в ней хоронят киевского князя Изяслава Ярославича, а в 1043 г. - Ростислава Мстиславича.
В дальнейшем Десятинная церковь неоднократно подвергалась разграблениям: в 1171 г. коалицией князей под командой Мстислава Андреевича «грабили за два дня весь град: Подолью и Гору, и монастыри, и Софию, и Десятинную Богородицу», а в 1203 г. то же учинил князь Рюрик Ростиславич вместе с половцами. И, наконец, в
1240 г. Десятинная церковь погибла под ударами стенобитных машин - «пороков» орд хана Батыя. Прорвавшись через Лядские ворота (современная площадь Независимости), татары при отчаянном сопротивлении киевлян штурмом овладели укреплениями города Владимира. Все горожане: и мужчины, и женщины, и дети героически обороняли каждую улицу, каждый дом. Последние защитники Киева заперлись в Десятинной церкви. Татары подвезли осадные орудия и стали бить по стенам церкви. Своды ее рухнули и погребли под собой героических защитников. Над их могилой недавно был установлен памятный знак.
Почти четыреста лет пустовал Верхний город - жизнь Киева в основном протекала на Подоле. В Верхнем городе оставались неразрушенными лишь Софийский собор, Михайловский Златоверхий монастырь, да еще Трехсвятительская церковь. Их пытались в разное время реставрировать. Остальные древние храмы то ли находились в руинах, как Десятинная церковь, то ли от них оставались лишь фундаменты.
В начале XVII века от Десятинной церкви оставалась лишь часть одной из стен. В 30-х годах XVII столетия инженер Боплан, работавший в то время в Киеве, писал, что эта стена имела размеры от 5 до 6 футов и на ней были видны греческие надписи.
Но вот настает эпоха подъема и расцвета украинской национальной культуры, прославленным деятелем которой был митрополит Петр Могила. Он ремонтирует и восстанавливает Софийский собор, Выдубецкий монастырь, церковь Спаса на Берестове, Трехсвятительскую церковь и ряд других зданий Киева. По его приказу были раскопаны остатки Десятинной церкви, которую он тоже хотел восстановить.
Используя остатки древней стены, Петр Могила над юго-западной частью древнего здания построил маленькую церковь, просуществовавшую некоторое время. Позже ее разобрали.
В 1824 г. митрополит Евгений Болховитинов, который также, как и Петр Могила, много сделал для сохранения древних киевских святынь, поручает местному аматору старины Кондратию Лохвицкому наново открыть фундаменты Десятинной церкви. Лохвицкий открыл фундаменты на всей площади церкви и составил их план. Однако план этот оказался крайне неточным, и обмеры было поручено сделать наново архитектору Н.Е.Ефимову. Тот выполнил новый обмер и составил проект воссоздания церкви. Однако проект этот был отклонен, как и проект архитектора Андрея Меленского, заказанный отставным поручиком Анненковым, давшим деньги на восстановление храма. По указанию Николая I проектирование и строительство нового здания было поручено петербургскому архитектору В.П.Стасову. Стасов выполнил проект в формах «русско-византийского стиля», как его в ту пору понимали, ничего общего не имевшего с формами древнего киевского зодчества. Это здание простояло до 1935 г., пока его не разобрали в период т.н. социалистической реконструкции.
Еще в 1908-1914 гг. известный ученый Д.В.Милеев произвел раскопки и исследования тех мест древнего здания, которые не попали под план Стасовской постройки. Исследования эти были выполнены на высоком научном уровне.
Однако полностью раскопать остатки древнего здания удалось лишь после разборки храма XIX века. В 1938-1939 гг. этим занималась археологическая экспедиция под руководством проф. М.К.Каргера. Они добыли существенные данные о формах и образе древней Десятинной церкви.
Что же представляла собой Десятинная церковь, в чем состояли ее стилевые особенности?
Многолетние исследования дают немало данных об этом, но все же многое остается неясным. И план здания, и его формы, и образ рядом ученых решаются по-разному.
Более или менее ясен план здания. В его основу положен тип так называемой крестовокупольной системы, характерной для византийской архитектуры X-XII веков. В плане Десятинной церкви шесть крещатых столбов членят внутреннее пространство на три продольные помещения - нефы («неф» по-гречески - корабль, а церковь представлялась кораблем, плывущим по бурному житейскому морю). Центральный неф был широким, а боковые - узкими. На востоке храм завершался полукруглыми апсидами, где в центральной находился престол, в правой - дьяконник, в котором хранились одежды духовенства и церковная утварь, в левой -жертвенник, где приготовлялись священные дары. Центральная часть храма представляла собой квадрат между четырьмя столбами, на которые опирались подкружные арки. На них при помощи сводов стоял баробан, перекрытый купольным сводом. Окна в баробане освещали центральную часть храма. В западной части храма находился нартекс -переднее помещение, где хоронили князей. Композиция храма имела осевой характер, что шло от традиций раннехристианской эпохи. С боковых сторон к центральной части храма примыкали галереи, то ли одноэтажные, то ли двухэтажные. Все помещения перекрывались полуциркульными сводами. Особенности плана здания так же, как и остатки фресковой росписи, дают основание предположить, что мастера, строившие Десятинную церковь, приехали не из Константинополя, а из какого-либо иного византийского центра, скорее всего из Солуни (Салоник) или из Афона.
Сколькими главами завершалась Десятинная церковь? В одном документе XIV в. пишется, что церковь Богородица Десятинная была о двадцати пяти верхах. Это сообщение вызвало много споров у исследователей. Вероятнее всего, здание завершалось семью куполами - пятью над центральной частью и двумя над входными башнями. Перед западным фасадом были обнаружены остатки фундаментов между главным входом. Очевидно, на них стояли «кони медяные».
Существует несколько различных реконструкций Десятинной церкви, но все они в той или иной степени гипотетичны. Ясно лишь одно - это был большой, многоверхий храм, со сложной композицией, сооруженный строительной техникой, характерной для средневизантийской архитектуры, смешанным способом кладки с чередованием рядов кирпича (т.н. «плинфы») и камня, что создавало полосатую структуру декора, как на Золотых воротах или Софийском соборе.
Богато был украшен интерьер. В раскопках найдено бесчисленное количество обломков от мраморных колонн, капителей, карнизов, от саркофагов княжеских погребений. Мозаичные полы из разноцветных пород мрамора, порфира и других камней создавали впечатление драгоценных ковров. В боковых частях храма полы укладывались из разноцветных поливных плиток. Из настенных росписей сохранились лишь фрагменты фресок, в том числе лицо неизвестного святого. Как предполагают исследователи, фрески выполнялись мастерами из Солуни (Салоник).
Вокруг Десятинной церкви были построены дворцовые здания, «гридница», где собирались княжеские воины, дома священников.
В дальнейшем Десятинная церковь в определенной степени послужила примером для других зданий Киевской Руси, как, например, Спасо-Преображенского собора в Чернигове, заложенного в 1035 г. князем Мстиславом Владимировичем, собора Кловского монастыря в Киеве, заложенного в 1091 г. игуменом Стефаном и посвященного, как и Десятинная церковь, Богоматери.