ПОСЕВНАЯ: ДЕНЕГ НЕТ И НЕИЗВЕСТНО...

Поделиться
«Сначала об отрицательных факторах: в этом году ожидается неурожай, и поэтому все мы, товарищи, будем есть навоз...

«Сначала об отрицательных факторах: в этом году ожидается неурожай, и поэтому все мы, товарищи, будем есть навоз. Теперь о положительном факторе: навоза, товарищи, у нас полно!»

(Фольклор)

Ввиду отсутствия статистических данных по обеспечению сельского хозяйства страны органическими удобрениями, приходится констатировать следующий факт: если у нас чего-то и полно, так это гороха! В канун весенней посевной семенной фонд этой культуры превысил потребности почти на 125 тыс. тонн. В изобилии также семена ярового ячменя, овса, проса и гречки. Только бы все это посеять - и тогда голоду не бывать. Тем более, что, по мнению опытных специалистов, организовать голод гораздо труднее, чем посевную кампанию.

Последняя, как всегда в это время года, буксует. Обилие семян кормовых и зернобобовых культур (на недостаток посевного фонда яровой пшеницы аграрии тоже, между прочим, не жалуются) на фоне удручающего отсутствия техники и ГСМ лишь дразнит хозяйственников. К началу марта, согласно статистике Верховного Совета, колхозная техника имела в своем распоряжении лишь 88 тыс. тонн бензина и 198 тыс. тонн дизельного топлива - при потребности соответственно 650 и 1150 тыс. тонн. Довольно низок и так называемый коэффициент готовности тракторов: этот показатель составляет 69% от желаемого, а это значит, что каждый имеющийся в хозяйствах трактор цел и невредим менее чем на три четверти.

«Писать нужно! Писать нужно, что правительство ничего не делает!» - таким возгласом встречают и провожают журналистов в комиссии ВС по вопросам агропромышленного комплекса. Впрочем, пишут все: и сами депутаты, и правительство, и хозяйственники. Уже не только написано, но и принято постановление ВС от 23 февраля с.г. «Об обеспечении проведения весенне-полевых работ в 1996 году». Написано и подписано кабминовское письмо в адрес ВС о ходе выполнения этого постановления. Составлен и тоже подписан график финансирования затрат на проведение сева. Однако, как говорят в народе, денег нет и неизвестно...

Вышеупомянутым постановлением ВС было предусмотрено буквально следующее: «Позволить Кабинету министров Украины до введения в действие Закона Украины о Государственном бюджета Украины на 1996 год профинансировать в полном объеме проведение комплекса весенне-полевых работ до 5 июля 1996 года». «Полный объем», по статистике Минсельхозпрода, тянет ни много ни мало на 357 трлн. крб. Закон же о госбюджете, принятый в первом чтении, предусматривал ассигновать на все нужды АПК лишь 116 трлн. крб., а на закупку продукции по госконтракту - 135 трлн. крб. Правда, после принятия постановления от 23 февраля Кабмин пересмотрел эти цифры и увеличил их до 138 и 145 трлн. крб. соответственно.

Однако расчет потребностей посевной и возможности бюджета по финансированию АПК в целом настолько несопоставимы, что Кабмин позволил себе не позволить того, что позволил ему Верховный Совет. Согласно графику финансирования посевной, подписанному руководителями министерств-антагонистов (финансов и сельского хозяйства), в течение января-марта на село должно уйти около 110 трлн. крб. Согласно письму Кабмина в ВС, по состоянию на 5 марта на село направлено 8,1 трлн. крб., четыре из которых - за счет выручки, полученной от размещений облигаций внутреннего государственного займа.

Вопрос о финансировании посевной в стенах парламента на протяжении марта слушался дважды - 13 и 14 числа, на заседании парламентской комиссии по вопросам АПК. Оба раза сопоставление желаний и возможностей отнюдь не привело депутатов в восторг. Принято очередное решение: признать работу правительства по выполнению постановления от 23 февраля неудовлетворительной и обязать КМ внести на рассмотрение ВС проект постановления о поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей не позднее 20 марта.

К этому проекту парламентарии, а вслед за ними и пресса, будут, очевидно, возвращаться еще не раз. Слишком уж неоднозначны предлагаемые источники средств для такой поддержки: перераспределение НДС на все виды производимой в стране сельхозпродукции, 5-процентные отчисления от прибыли комбанков в пользу производителей, 3-процентные отчисления от прибыли с продаж в пользу тех же производителей, направление предусмотренных в бюджете на погашение внешней задолженности 100 трлн. крб. на закупку сельхозпродукции с последующим погашением внешнего долга этой продукцией. Но уже сейчас очевидно, что и имеющиеся источники поддержки села - авансы и кредиты - будут отнюдь не дармовыми.

Во-первых, авансирование из бюджета уже сейчас предполагает возврат на основе цены за тонну пшеницы 25 млн. крб., что отнюдь нельзя назвать ни рыночным, ни биржевым показателем. Справедливости ради следует отметить, что в письме КМ об исполнении постановления ВС от 23 февраля говорится: «Конечные расчеты будут осуществляться по биржевым ценам на момент продажи продукции с учетом понесенных убытков и инфляционных процессов, что приблизит их (цен? убытков? - Ю.К.) уровень к мировым». Однако прошлогодняя практика закупок по госконтракту свидетельствует о том, что к лету правительство теряет запал рыночных лозунгов и покупает зерно по жестко фиксированной цене.

Во-вторых, технический кредит в виде тракторов американской фирмы «Джон Дир», под закупки у которой правительством предоставлен заем в сумме 200 млн. долл., тоже будет небесплатным. В уже упомянутом письме правительства говорится, что сельхозпроизводители будут рассчитываться за американские машины зерном по фиксированной цене - 115 долл. за тонну. Поскольку это зерно пойдет не в госресурсы, а в госрезерв, надо полагать, что требования к его качеству будут довольно жесткими, и засыпать с оглядкой на низкую цену пшеницы пятого класса вместо третьего (а так частенько поступают колхозники при сдаче зерна в госресурсы) производителю вряд ли удастся.

Наконец, в-третьих, сходит на нет и придуманный в прошлом году «источник поддержки» сельхозпроизводителя - биржевые контракты. Хотя УАБ традиционно хранит «нижний порог» общего объема заключенных сделок и не допускает его снижения за отметку в 800 млрд. - 1 трлн. крб. еженедельно, такой стойкостью отнюдь не могут похвастаться региональные биржи, торгующие в основном спонтанно. Крылья биржевикам изрядно подрезало правительственное постановление №41, согласно которому сельхозпродукция (кроме масличных культур) не относится к тем видам товаров, на экспорт которых действуют квоты и лицензии. Теперь экспортер может работать на внебиржевом рынке, а пробиться туда сельхозпроизводителю достаточно нелегко.

Отчаявшиеся аграрии пустились, судя по всему, от безденежья во все тяжкие и пугают народ тем, что в этом году в случае невыделения средств нечего будет есть. Однако не забывайте, что гороха у нас все-таки полно. Так что будем надеяться, что и в этом году, как и во все предыдущие, несмотря на безденежье, все-таки пронесет.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме