Административная реформа в аграрной сфере непременно сломает и без того хрупкий хребет управленческого звена. Лишая самостоятельные сельскохозяйственные службы юридического статуса и имущества, загоняя их в несколько «конюшен», руководство МинАП хочет прежде всего сконцентрировать в одних руках земельный банк этих подразделений и денежные потоки. Бывшего заместителя аграрного министра, руководителя одного из таких мегаформирований, которого и отсюда недавно выпровадили, неспроста за глаза так и называют - «кассир».
Принудительную реорганизацию пережили государственные конные заводы, большая часть которых перешла под зонтик днепропетровской структуры. Причем в чужих объятиях оказались даже успешные предприятия, совсем не требующие постороннего менеджмента. Интерес арендаторов вполне понятен, ведь каждый конный завод - это 2,5-3 тыс. га пашни на правах постоянного пользования. Аналогичная ситуация и с научными предприятиями Академии аграрных наук. Но поскольку их земельные массивы больше, присматривают за ними уже «донецкие».
Схему «конгломерации», апробированную на упомянутых предприятиях и «Укрспирте», МинАП слепо перенесло на сортоисследовательские станции. Создав новое государственное предприятие и руководя с асфальта, чиновники могут окончательно уничтожить отечественную систему семеноводства.
Приказ о реорганизации 68 государственных сортоисследовательских станций стал для их руководителей «подарком» под новогоднюю елку. Готовили его в Минагропроде в спешке - 30 декабря 2011 года, оставив даже в регистрационной книге пустую строку под номером 807. Вообще-то накануне праздников в аграрной среде происходят какие-то метаморфозы. То под Рождество часть Института ветеринарной медицины отдадут конторе одного академика, который якобы изобрел вакцину против рака. Не беда, что медицинское светило «роднило» с этим учреждением только то, что в препарате использовали… сыворотку из крови крупного рогатого скота. То под Новый год начинают отчуждать помещение Академии аграрных наук в центре Киева…
Электронную копию упомянутого приказа, не прошедшего соответствующую государственную регистрацию, с печатью министерской бухгалтерии быстро разослали на места. Руководители должны были писать заявление на имя генерального директора ГП «Центр сертификации и экспертизы семян и посадочного материала»: «Прошу принять меня временно исполняющим обязанности директора по совместительству…» И хотя аграрное ведомство является органом управления в этой сфере, но принимать единоличное решение о реорганизации государственной службы, не юстируя приказ, не совсем легитимно. Тем более по Закону «Об охране прав на сорта растений» назначать руководителей сортоисследовательских станций может министерство или, по его указанию, до сих пор не ликвидированная Госсортослужба.
Эти тонкости проигнорировали, поскольку аграрные чиновники спешили реализовать основной пункт приказа: «Принять меры по переоформлению земельных участков в постоянное пользование ГП «Центр сертификации и экспертизы семян и посадочного материала», которые находятся в пользовании государственных сортоисследовательских станций». А это совокупно более 20 тыс. га.
Понятно, что от подобной перспективы директора сортоисследовательских станций были не в восторге. Прежде всего они теряли в статусе, потому что в лучшем случае им могли предложить должность начальника управления в другой инспекции. Если в тарифной сетке съехать на несколько ступеней вниз, то в зарплате это двойной недобор. Соответственно урезали оклады и подчиненным. При этом пониженные в должности руководители за любой мелочью должны были ехать в Киев.
Районная власть, понимая, что из-под ее опеки ускользает предприятие, хоть и не промышленное, зато с немалым земельным приданым, тоже стала сопротивляться. А какой глава райгосадминистрации, районного совета добровольно «подарит» пашню непонятной столичной структуре? Поэтому как к контрмере прибегли к распаеванию - «по требованию трудового коллектива сортоисследовательской станции…» Условно, из 1000 га десятую часть оставляют на производственные потребности, а все остальное распределяют между работниками учреждения, которое создавалось из колхоза и по всем признакам до сих пор похоже на него. То есть имеет право на распаевание.
Между делом помогли и «реформаторы», отменившие в январе этого года общегосударственное значение сортоисследовательских учреждений, ранее не подлежавших приватизации. Правда, не досмотрели и в Перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации, сортостанции в составе единой еще Государственной сортоинспекции остались. Впрочем, это несоответствие уже никого не сдерживало.
У директоров сортоисследовательских станций был еще один повод саботировать министерский приказ и не торопиться с написанием унизительного заявления. Во-первых, государственные регистраторы, чтобы отменить государственную регистрацию учреждения, требовали от руководителей нотариально заверенную копию приказа. Кто ее мог предоставить? Медливший Минагропрод или Государственная сортоисследовательская служба, которая сама находилась в состоянии ликвидации и по этой причине не могла заниматься документооборотом.
Во-вторых, Закон «Об охране прав на сорта растений», в котором предусмотрены «учреждения экспертизы» (сортоисследовательские станции), подзаконные акты, в частности постановление правительства о платных услугах в сфере охраны прав на сорта растений, предоставляемых теми же сортостанциями, никто не отменял. То есть, выполняя министерский приказ, директора по сути нарушают законодательство и могут понести уголовную ответственность, о чем им прозрачно намекнули правоохранительные органы. Чтобы решить эту дилемму, руководители стали обращаться в суды.
Собственно, такую путаницу внес указ нынешнего президента о реорганизации органов исполнительной власти. Согласно ему сортоисследовательская служба ликвидируется и вливается в ветеринарно-фитосанитарную, хотя законы говорят об обратном. Этим самым Украина, подписав Международную конвенцию по охране новых сортов растений и будучи членом Международного союза по охране новых сортов растений, проигнорировала взятые на себя международные обязательства. Согласно которым в государстве должен быть отдельный специальный компетентный орган, которым и была до недавних пор Госсортослужба.
Конечно, подобных провалов можно было избежать, если бы в администрации президента тщательно изучили административную реформу Кучмы. Сначала он издал указ о ее концепции, следующий - что именно реорганизовывать. Была создана Национальная комиссия по разработке этой концепции - коллегиальный орган со своей печатью, который ликвидировали после того, как он выполнил поставленную задачу. К сожалению, сравнить тогдашние и нынешние подходы к реформе в администрации не смогли, потому что собственноручно зачистили базу документов до 2005 года. К счастью, она сохранилась на правительственном портале. Так вот, то, что реорганизуется сейчас, отнюдь не отвечает до сих пор действующей концепции Кучмы.
Как нет в современном «реформаторском» указе ни слова о том, что Институт экспертизы сортов растений и сортоисследовательские станции должны существовать отдельно, а последние - загонять в стойло новосозданного государственного предприятия без… материально-технической базы. Прежде всего без земли - производственной сортоиспытательной площадки.
Замысел отобрать ее родился в министерстве по ходу пьесы. Если вспомнить наполеоновские планы еще одного вылупка нынешней власти, аграрного монстра - Государственной продовольственно-зерновой компании: концентрация миллиона гектаров пашни, производство с последующим экспортом 10,5 млн. тонн зерна ежегодно, то чиновничья затея - элемент этой схемы.
Почему «экспроприируют» сначала земли государственных предприятий? Да потому, что по ним никто не будет плакать, не встанет на защиту с лопатой или вилами. Директора уволили - и никаких проблем. Новым же арендаторам доведут до двора задачу: чего и сколько выращивать на изъятых площадях, чтобы коммерческие структуры типа «Хлеб Инвестстроя» успешно переправляли собранный урожай за рубеж с дальнейшим складированием вырученных средств в офшорных «корзинах».
Хотя, согласно министерскому приказу, земельным банком сортоисследовательских станций де-юре распоряжается ГП «Центр сертификации и экспертизы семян и посадочного материала». Оно количественно намного меньше побратима - Госсельхозинспекции со штатом в полторы тысячи человек (это же каким умом должен быть наделен руководитель, чтобы со всеми справиться!), но и ему нужно где-то разместиться.
Место дислокации выбрало министерство - помещение Научно-исследовательского института сахарной промышленности. Это стало своеобразным ответом аграрных функционеров на многочисленные обращения работников свеклосахарной отрасли защитить научный центр от рейдерских «наездов», восстановить его жизнедеятельность. Почти восемь лет ученые противостоят чужим посягательствам прибрать к рукам здание в сердце столицы, а тут свои выживают! Очевидно, чтобы сломать неуступчивость коллектива, МинАП и назначило директором института молодого человека без специального образования и какого-либо опыта работы в отрасли. Поэтому заверения руководства МинАП с трибун и в публикациях в любви к аграрной науке, как и обещание поднять отечественное семеноводство до мирового уровня - сущее кощунство.
- Сортоисследовательские станции может постичь судьба семенной инспекции. Последняя занималась аккредитацией семенных хозяйств, контролировала импорт семян, проверяла их всхожесть, выступала арбитражем при страховых случаях… Длиннющий перечень! И что? Все коту под хвост! Закон есть, а определенной им семенной службы - самостоятельной структуры, нет. Ее поглотила нынешняя незаконная Госсельхозинспекция.
Так же растворится в другой организации и сортоисследовательская служба. Мы потеряем специалистов, селекционные наработки, собственные сорта, научные заведения, - размышляет Богдан Андрющенко, эксперт аграрного рынка. - Этот горький финал можно было бы как-то мотивировать, если бы Украина публично отказалась от собственного семеноводства. Хотя это и дико! Однако власть говорит о продовольственной безопасности. А как ее обеспечить на привозных семенах? Украина и сегодня по многим культурам не слазит с импортной семенной иглы - сахарная свекла, соя, кукуруза, подсолнечник… Если потеряем еще и собственную зерновую группу, то планы об амбициозных 80-100 млн. тонн зерна могут лопнуть из-за элементарной задержки партии-другой семян на границе.
Эта зависимость подобна наркотической. Нас подсаживают на импортные семена, а когда привыкнем и окончательно потеряем собственную базу, украинским аграриям ничего не останется, как молиться, чтобы «дозу» подвезли своевременно.
Богдана дополнили специалисты из информационной компании «ПроАгро». Согласно мониторингу аналитиков, с начала 2011/12 маркетингового года аграрии импортировали 62,7 тыс. тонн семян кукурузы и 15,2 тыс. тонн подсолнечника. Если сравнивать с соответствующим периодом прошлого сезона, то кукурузы ввезли чуть ли не вдвое больше, подсолнечника - на 5 тыс. тонн. География отправителей разнообразная - США, Венгрия, Франция, Румыния, Чили, Аргентина… В таких рекордных объемах чужие семена еще не ложились в украинский чернозем. 55% кукурузы и 40% подсолнечника приходятся на сорта и гибриды зарубежной селекции.
Понимаю руководителей сельхозпредприятий, которые за счет высокорентабельных технических культур надеются залатать финансовые дыры, вызванные гибелью в этом году озимых. Однако в последнее время на украинском поле доминирует «троица» культур - подсолнечник, рапс, кукуруза, которая совсем не святая, поскольку нарушает устойчивые севообороты.
По оценке «ПроАгро», площадь под кукурузой по сравнению с 2011 годом расширилась на четверть, на 6% увеличились посевы подсолнечника, перешагнув все предельно допустимые научно обоснованные пороги. Соответственно вырос спрос на семенной материал, преимущественно импортный, поскольку внутреннее производство не успевает за спросом рынка, в частности, кукурузы. Да и доморощенным семенам по качеству сложно соперничать с зарубежными.
Собственно, засилие подсолнечника на полях встревожило Кабмин. Специалисты Госсельхозинспекции выехали в глубинку ревизовать посевы и выявлять нарушителей севооборотов. Надеюсь, рейдовые бригады рыщут не по частным огородам или куцым гектарам мелких фермеров, а по просторам агрохолдингов. И не считают исключительно головки подсолнечника, а комплексно оценивают отрасль растениеводства в каждом агроформировании. Кто какие севообороты эксплуатирует, какие семена вносит в почву?
Вот тогда мы не будем попадать пальцем в небо и гадать: генно-модифицированная кукуруза в Украине оккупировала половину площадей или треть? Так же, как и соя… К слову, культивировать незарегистрированные ГМ-продукты категорически запрещает статья 15 закона о биобезопасности. А из разрешенных знаю только один трансгенный источник: MON 40-3-2 - шрот из сои, стойкой к гербициду раундап. Ее зарегистрировали в авральном порядке, по требованию одного из бывших министров, потому что в Украину нужно было срочно завезти два судна корма для… курочек.
Трансгенные поля тоже начинались с семян. Пригоршня, мешок со временем разродились миллионами тонн. Почему же об этом до сих пор молчат министерские чиновники, соответствующая инспекция? Потому что, обнаружив модифицированные конструкции, Украина, ратифицировавшая соглашение ТРИПС - о защите прав интеллектуальной собственности, вынуждена будет платить разработчикам немалое роялти. Вопрос: а что же предложит родным аграриям видоизмененная сортоисследовательская служба?
Я - за реформы. Но с профессиональным фундаментом, вдумчивые, взвешенные, а не спонтанные, поспешные, на угоду кучке земельных и финансовых «дояров». Нынешняя же ломка аграрного сектора чем-то напоминает удаление гланд брутальным (неестественным) способом.