АМЕРИКАНСКАЯ ЭКСПАНСИЯ НА ВОСТОК

Поделиться
Центральная Азия и Кавказ - в зоне особого внимания США Совсем еще недавно страны бывшего СССР, расположенные в регионе Кавказского хребта и к востоку от него, мало интересовали политиков в Вашингтоне...

Центральная Азия и Кавказ - в зоне особого внимания США

Совсем еще недавно страны бывшего СССР, расположенные в регионе Кавказского хребта и к востоку от него, мало интересовали политиков в Вашингтоне. Единственной заслугой администрации Дж. Буша можно считать открытие американских посольств в каждой из столиц этих государств и направление им гуманитарной помощи в первую зиму их независимости. Американцы справедливо полагали, что эти страны оказались плохо подготовленными к противостоянию многочисленным угрозам внезапно обретенной ими государственности, а многие обозреватели утверждали, что из всех государств, возникших на территории бывшего СССР, республики Центральной Азии и Кавказа имели меньше всего шансов на выживание. Однако все оказалось совсем не так. Колоссальные природные ресурсы, выгодное геостратегическое положение и приверженность местных элит к проведению постепенных рыночных реформ (что оказалось абсолютно оправданным, исходя из менталитета населения и особенностей экономического развития этих стран) выдвинули регион в число чрезвычайно важных для США.

Теперь уже понятно, что американское руководство очень внимательно присматривается к новому для себя региону. Участившиеся визиты должностных лиц и представителей крупного бизнеса в государства Кавказа и Центральной Азии есть тому подтверждение. А визит в США в течение последнего месяца трех президентов, представляющих данный регион, - Киргизстана - А.Акаева, Грузии - Э.Шеварднадзе и Азербайджана - Г.Алиева свидетельствует о том, что Вашингтон сделал выбор в пользу резкой активизации своей политики в регионе. Сенсационным стало и недавнее заявление Мэделин Олбрайт в Сингапуре о том, что США не станут препятствовать строительству газопровода из Туркменистана в Турцию (и дальше - в Европу) через территорию Ирана. Конечно, американский госсекретарь сделала оговорку о том, что позиция Вашингтона по отношению к Тегерану изменений не претерпела, и назвала причиной такого шага США желание поддержать дружественные им государства - Туркменистан и Турцию. Однако это объяснение - для протокола. Просто задача прорыва в центральноазиатский регион для США перевесила обязательство полного сохранения санкций против Ирана. Кроме того, американцам грех было не использовать заметное охлаждение отношений между Москвой и Ашгабадом. Кстати, в качестве причины разногласий между бывшими братскими республиками называют не только спор о государственной принадлежности нефтяных месторождений на Каспии. Говорят, что во время последней встречи Рэма Вяхирева с туркменским президентом Сапармуратом Ниязовым, первый позволил себе публично потрепать Туркменбаши по плечу. На Востоке такое не прощают.

Все вышеупомянутые действия идеально вписываются в концепцию новой американской политики на Кавказе и в Центральной Азии, которые сегодня вашингтонские политики называют «регионами растущей стратегической важности для США». Сама концепция была оглашена в практически одновременных выступлениях на прошлой неделе двух заместителей госсекретаря США - Строба Тэлботта в институте Центральной Азии университета Джонса Хопкинса и Стюарта Айзенстата - на заседании сенатского Комитета по международным отношениям.

Почему же США так заинтересованы в установлении своего долгосрочного присутствия в этом регионе? По словам обоих политиков, сегодня он рассматривается как новый и необычайно перспективный источник ресурсов - бассейн Каспийского моря потенциально является одним из крупнейших источников нефти и газа в мире, объем которого оценивается в четыре с лишним триллиона долларов. Он может помочь уменьшить зависимость США и Запада от энергоресурсов Персидского залива. Кроме того, Кавказ и Центральная Азия могут в перспективе стать важнейшим торговым и транспортным коридором, соединяющим Европу с Азией. И, наконец, американцы расценивают регион как лабораторию, в которой проводятся жизненно важные экономические и политические реформы, нацеленные на преодоление наследия более чем столетнего колониального правления.

Как результат, в этом году администрация Клинтона приняла политическое решение о дальнейшем развитии взаимодействия США с Кавказом и Центральной Азией, что стало признанием растущих национальных интересов Вашингтона, связанных с этими странами.

В концепции выделены пять главных направлений американской политики по отношению к кавказским и центральноазиатским странам.

1. Активная поддержка усилий этих государств по реформированию своих экономических и политических систем, развитию рыночной экономики, продвижению демократизации и утверждению прав человека.

Американцы утверждают, что в той или иной степени все восемь государств заявили о своем стремлении к созданию новых экономических институтов, модели которых основаны на принципах рыночной экономики, верховенства закона и демократии. Поначалу большая часть американской помощи шла на гуманитарные нужды, но в настоящее время США сосредотачивают свои усилия на содействии в экономическом развитии государств.

Борьба же за продвижение политических реформ, в том числе за демократизацию, верховенство закона и уважение прав человека, оказалась более трудной, и общий прогресс в этой области - более ограниченным (причина - исторические традиции и особенности менталитета населения). Здесь ставка делается на работу с международными (ОБСЕ и Верховным комиссаром ООН по делам беженцев), а также с неправительственными организациями (Национальный демократический институт и Международный фонд избирательных систем).

Можно предположить, что Вашингтон не будет особо настойчивым в достижении заявленных целей в этом вопросе. Пример тому - политический режим в той же Саудовской Аравии, которая является главным союзником США среди стран Персидского залива.

2. Стимулирование быстрой интеграции стран региона в международные политические и экономические институты.

Тэлботт и Айзенстат утверждают, что США находятся в авангарде усилий по вовлечению этих государств в международное сообщество. Поддерживая их членство в таких организациях как ООН, ОБСЕ и участие в программе НАТО «Партнерство во имя мира», США содействуют, также, укреплению их связей со Всемирным банком, Международным валютным фондом, Советом Европы, Европейским союзом и другими международными финансовыми и политическими институтами. Вашингтон стимулирует их вступление во Всемирную торговую организацию и тесно взаимодействует с ними в проведении структурных перемен, необходимых для завершения этого процесса. Может случиться, что эти страны благодаря американским усилиям вступят в ВТО раньше России или Украины.

3. Содействие быстрой разработке энергетических ресурсов Каспия при активном коммерческом участии США, в том числе помощи в строительстве трубопроводов и дальнейшем расширении евразийского транспортного коридора, а также средств связи, транспорта и другой инфраструктуры, необходимой для создания крепких связей между странами этого региона и между ними и Западом.

США поддерживают интенсивную разработку каспийских энергоресурсов в интересах как поставщиков, так и потребителей, и полагают, что важнейшее значение для этого имеют иностранные инвестиции. Для их привлечения потребуется создание соответствующего инвестиционного климата, определения правового режима Каспийского моря, который четко закрепил бы права собственности на ресурсы морского дна, а также создание многовариантных экспортных путей для транспортировки этих ресурсов на мировые рынки. США выступают за развитие регионального сотрудничества в добыче и транспортировке нефти, подчеркивая важность коммерческой жизнеспособности проектов и их соответствие международным стандартам. Кроме того, они поддерживают создание разветвленной сети трубопроводных маршрутов для транспортировки каспийских энергоресурсов на мировые рынки.

Этот пункт является, пожалуй, определяющим для всех остальных. Понятно, также, на чьей стороне будут США при определении границ на каспийском шельфе и какие варианты постройки трубопроводов они будут поддерживать.

4. Укрепление отношений сотрудничества в регионе и скорейшее разрешение конфликтов в Грузии, Азербайджане и Таджикистане при содействии международных посредников.

Особую тревогу Вашингтона вызывают неразрешенные конфликты, создающие постоянную угрозу стабильности и безопасности в этом регионе. Работая с международным сообществом, США намерены играть активную роль в поиске сбалансированных и прочных вариантов их урегулирования. Американцы приветствовали подписание при посредничестве ООН соглашения об окончании пятилетней гражданской войны в Таджикистане и изучают новые пути содействия мирному процессу в этой стране. Кроме того, они активно работают с ООН и ОБСЕ по сохранению режима прекращения огня в Абхазии и Южной Осетии и по переходу от него к прочному политическому урегулированию. Ранее в этом году Вашингтон присоединился к Москве и Парижу, которые в качестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ работают по разрешению нагорно-карабахского конфликта.

5. Укрепление заинтересованности России, Турции и других соседних с этим регионом стран в сотрудничестве с ними при одновременной изоляции Ирана.

Россия. США надеются, что недавние тенденции в российской внешней политике (имеется в виду наметившийся отказ от гегемонизма на постсоветском пространстве) являются отражением ее более реалистичного подхода к отношениям со своими южными соседями. Вашингтон уверен, что проведение реформ и достижение благосостояния государствами Кавказа и Средней Азии пойдет России на пользу, оно даст ей стабильных и надежных соседей и откроет перед ней новые экономические возможности. США будут продолжать исследовать возможности конструктивной работы с Москвой в этом регионе, исходя из неприятия тезиса о том, что он находится в сфере влияния какой-либо страны.

Турция. Эта страна, имеющая крепкие культурные и исторические связи с регионом, развивает тесные экономические и политические отношения со своими соседями на Кавказе и Центральной Азии. США установили активный двусторонний диалог со своими турецкими союзниками по проблемам этого региона и рассматривают Анкару в качестве союзника в достижении целей своей политики в регионе.

Иран. США внимательно следят за развитием связей между странами этого региона и Ираном. Признавая, что географическая близость может создать если не желание, то, по крайней мере, необходимость поддержания определенных отношений, они относятся с большим подозрением к мотивам Тегерана. Исходя из уверенности в том, что Иран поддерживает терроризм и пытается приобрести оружие всеми возможными средствами, Вашингтон стремится довести свое беспокойство до сведения лидеров кавказских и центральноазиатских государств, не допустить их сотрудничество в этой области и оградить их от влияния Ирана.

Задача наращивания Вашингтоном своего присутствия на Кавказе и в Центральной Азии уже начала воплощаться в жизнь. Представленный в конгресс план расширения программ помощи новым независимым государствам в 1998 году предусматривает увеличение объема американской помощи на 34% - до 900 миллионов долларов. Эти дополнительные ресурсы позволят увеличить поддержку демократических и экономических реформ в Центральной Азии и на Кавказе на 40 с лишним процентов. Одной только Армении предполагается выделить 95 млн. долларов (для сравнения, Украине, население которой чуть ли не в двадцать раз больше, выделено всего 225 млн., причем половина этой суммы обусловлена успешной борьбой украинского руководства с коррупцией).

Американская помощь уже способствовала принятию Казахстаном и Киргизстаном одного из наиболее современных законов о реформе налоговой системы, делающий ее одной из наиболее прозрачных в странах СНГ, сейчас же американцы помогают Казахстану и Армении проводить масштабные программы приватизации, а Киргизстану - создавать фондовый рынок.

В своих выступлениях и Тэлботт, и Айзенстат говорили о необходимости отмены принятого в 1992 году раздела 907 Закона о поддержке свободы, который запрещает США финансировать большинство программ, связанных с Азербайджаном. По их словам, эти санкции возымели отрицательный эффект, ограничив как набор рычагов влияния на Баку, так и эффективность действий США в качестве беспристрастного посредника в конфликте из-за Нагорного Карабаха. Но самое главное - они сделали для Вашингтона невозможным предоставление Азербайджану помощи на проведение экономических реформ, развитие энергетики и на другие области, что, исходя из значительных запасов азербайджанских нефтяных месторождений, отвечало бы американским национальным интересам.

Судя по тому, что Г.Алиев во время своего визита в Вашингтон на этой неделе получил заверения об отмене упомянутого пункта и от представителей администрации президента США и от американских законодателей, решение этого вопроса - дело ближайшего будущего.

США расширяют свое участие и в экологических программах стран региона. В конце лета этого года они открывают в Ташкенте региональное представительство по охране окружающей среды, призванное координировать американскую экологическую активность в Центральной Азии.

Наконец, наращивается сотрудничество Вашингтона с государствами Кавказа и Центральной Азии в области безопасности. Уже в сентябре центральноазиатский миротворческий батальон, сформированный из военнослужащих Казахстана, Узбекистана и Киргизии, будет принимать военных из США, России, Турции и других стран в рамках совместных учений по поддержанию мира. Эти подразделения будут совместно отрабатывать действия по обезвреживанию мин и распределению гуманитарной помощи.

В завершении, хотелось бы оценить усиление американского влияния на регион, находящийся в непосредственной близости от Украины, с точки зрения национальных интересов нашей страны. Если при помощи США реформы в государствах Кавказа и Средней Азии продолжатся и в конечном счете увенчаются успехом, это будет способствовать аналогичному прогрессу в других государствах СНГ, в том числе и в Украине. Сработает и обратная зависимость - если эти реформы потерпят крах, то внутренние и межгосударственные конфликты будут здесь тлеть и дальше, а сам этот регион в конце концов станет источником терроризма, рассадником религиозного и политического экстремизма и местом ведения открытых войн. А это означает приток оружия и наркотиков на украинский черный рынок, появление беженцев на украинских границах и крах участия нашей страны в программе создания нового энергетического коридора с Востока на Запад.

Обидно только, что какие-то два года назад Украина также была центром повышенного внимания со стороны США по тем же причинам, что и кавказские и центральноазиатские государства сегодня. Похоже, мы этот интерес развить не сумели и наше место теперь занимают более удачливые и дальновидные конкуренты.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме