На днях стало известно о третьей попытке «Энергоатома» закупить более дорогие турецкие электробусы вместо более дешевых украинских. Предыдущих два тендера Антимонопольный комитет Украины отменял из-за условий, явно выписанных под конкретного турецкого производителя — Temsa. Но решение Антимонопольного и публичная огласка не остановили госкомпанию, и ее подразделение «Атомпроектинжиниринг» объявило третий конкурс под тех же турок. Уже 9 июня был подписан договор с официальным дилером турецкой компании Temsa — ООО «Авто-Регион» — на поставку десяти электроавтобусов на сумму 269,6 млн грн с НДС.
Предложение украинского конкурента турок — львовского предприятия «Электрон» составляло 198,8 млн грн с НДС, то есть украинские электробусы были на более чем 70 млн грн дешевле. Может, львовский аналог совсем не аналог, и «Энергоатом» сделал ставку на качество? Нет, это не тот случай, когда «аналогов нет». По Львову отечественный электробус курсирует с 2013 года и пока никаких жалоб ни от львовян, ни от городской власти не было. Так что дело в производителе.
Если бы у подопечных Петра Котина не было такого нездорового влечения к туркам, известным своей щедростью в процессе переговоров, национальная компания «Энергоатом» сэкономила бы эти 70 млн грн разницы в стоимости и могла бы направить их, например, на восстановление поврежденного обстрелами оборудования.
Но 70 миллионами нанесенные государству убытки не ограничиваются, поддержка украинского бизнеса важна как таковая, а во время кризиса и подавно. Прямые налоговые потери государственного и местного бюджетов из-за игнорирования украинского производителя на этом тендере составляют не менее 43 млн грн. Следует напомнить, что финансовую помощь наших западных партнеров государство тратит на социальные и другие гражданские потребности. А вот Вооруженные силы Украины финансируются за счет наших налогов. Так что можно с полной ответственностью утверждать, что сумма недополученных налогов в результате закупки неукраинских электробусов на этом тендере является фактически кражей у армии.
Конечно, и зарплата на предприятии-производителе пошла бы украинцам, а не туркам. Это около 13 млн грн.
Пока вся страна донатит по 100 грн на ВСУ, волонтерит, чтобы помочь нашим бойцам самым необходимым, клерки в «Энергоатоме» без угрызений совести лишают государство, Вооруженные силы и украинских граждан суммарно 126 млн грн на одном только тендере на автобусы. Да еще и при посредничестве фирмы, корни связей которой тянутся в Беларусь. Может, «Атомпроектинжинирингу» следует уже напрямую донатить на счета ЧВК «Вагнер»?
Между тем министр энергетики Украины Герман Галущенко продолжает объяснять украинцам, как важно повысить тарифы на электроэнергию, чтобы, в частности, и компания «Энергоатом» могла получить дополнительные средства для восстановления и подготовки к зиме. Но когда смотришь на непостижимое желание чиновников госкомпании переплатить туркам, возникает логичный вопрос: а куда на самом деле пойдут средства украинцев от увеличенных тарифов на электроэнергию? Может, стоило бы сначала навести порядок в закупках, прежде чем тарифы повышать почти вдвое?
Считаю, что в условиях войны такие тендеры — это что-то значительно большее, чем жадность и неэффективность. Это граничит с сознательным нанесением ущерба государству в пользу врага.
Война все упрощает, поэтому ситуация для меня выглядит категорично: покупать в публичных закупках украинские товары — значит, работать на украинское государство и на нашу Победу, создавать рабочие места для украинских граждан и наполнять налогами бюджет, из которого мы финансируем оборону. Политике локализации нет альтернатив. Покупать иностранное — ослаблять украинское государство, лишать бюджет поступлений, забирать деньги у ВСУ и работать на врага.