«ВЕРНУТЬСЯ К ПРЕЖНЕЙ МОДЕЛИ РЫНКА ГАЗА...невозможно»
В последнее время в СМИ появилась масса информации о ситуации на рынке газа и его перспективах, в том числе и со ссылкой на руководство НАКа. При этом приводимые авторами цитаты и факты зачастую весьма противоречивы, что и побудило корреспондента «ЗН» обратиться с несколькими вопросами к главе НАКа «Нефтегаз Украины» Игорю БАКАЮ.
- Презентуя факт неформального появления НАКа «Нефтегаз Украины» в ходе пресс-конференции в августе, вы сообщили, что де-юре эта компания должна быть зарегистрирована к началу октября. К этому же сроку, по вашим словам, предполагалось определить величину уставного фонда НАКа. Могли бы сегодня назвать конкретную сумму уставного фонда «Нефтегаза Украины» и назвать дату его юридического «рождения»?
- НАК «Нефтегаз Украины» обладает статусом юридического лица. Размер уставного фонда при создании компании был определен в 1 млрд. 700 млн. гривен, что на тот момент в долларовом эквиваленте составляло приблизительно 650 млн. долларов США. В эту сумму была оценена стоимость предприятий, вошедших в состав НАКа на правах ее собственности, и стоимость пакетов акций, принадлежащих государству в открытых акционерных обществах, которые также были переданы в уставный фонд.
Отмечу, что в собственность компании не передавались и не передаются магистральные и распределительные нефте- и газопроводы, а также подземные хранилища газа. Поэтому балансовая или рыночная стоимость этих объектов не отражена в уставном фонде НАКа «Нефтегаз Украины». Указанные объекты, согласно действующему законодательству, находятся лишь в пользовании (оперативном управлении) НАКа.
В августе этого года правительством Украины была принята новая методика расчета основных фондов промышленных предприятий и объектов. Согласно этой методике будет пересчитана стоимость основных фондов, вошедших в состав нашей компании, на стоимостном основании которых формируется размер уставного фонда НАК «Нефтегаз Украины». Однако, поскольку на сегодня отсутствует ряд нормативных документов, необходимых для проведения расчетов по новой методике, перерасчет уставного фонда компании еще не закончен.
- Известно, что НАК - компания со 100%-ной государственной собственностью. И если она уже существует, то почему в качестве субъекта хозяйствования и юридического лица договор с РАО «Газпром» на закупку газа в IV квартале правительство уполномочило подписать «Укргазпром», а не НАК? Вас не настораживает такое положение дел? Чем бы вы его объяснили? Означает ли это недоверие к НАКу?
- По состоянию на начало IV квартала этого года НАК «Нефтегаз Украины» еще не взял на себя оперативное управление нефтегазовым комплексом Украины. Пока отсутствуют и консолидированные счета наших дочерних компаний, на которые могли бы поступать средства от региональных предприятий, проводиться необходимые расчеты с поставщиками, выплачиваться налоги и т. д. Отмечу, что все функции оперативного управления отраслью будут взяты компанией к концу 1998 года.
В связи с этим единственное предприятие, входящее в состав НАК «Нефтегаз Украины» и имеющее необходимые условия для поставок российского газа потребителям Украины в IV квартале этого года, а также способное проводить необходимые расчеты за газ, - АО «Укргазпром». Поэтому руководство «Нефтегаза Украины» поручило выступить «Укргазпрому» полномочным представителем НАКа при подписании всех необходимых документов для обеспечения украинских потребителей газом в IV квартале 1998 года.
- Неоднократно рассказывая о целях и методах созданного НАКа, будущих методах его работы, вы при этом ни разу не упомянули о таком способе организации украинского рынка газа, как территориальный принцип. О том, что вы не против такого способа, мы узнали из вашего интервью российской «Независимой газете». В Украине не нашлось столь независимого издания для оглашения этого новшества? Или надо понимать, что такая информация адресована не украинскому читателю?
- Информация в «Независимой газете», на которую вы ссылаетесь, есть, на мой взгляд, свидетельством, как ни парадоксально, большей заинтересованности и профессионализма российских масс-медиа в украинской проблематике, чем наших отечественных. За общей шумихой вокруг идеи создания нашей компании я не видел ни одной квалифицированной публикации наших оппонентов, рассматривавших принципы функционирования газового рынка страны в постреформационное время. Теперь поднимается вопрос о, дескать, возвращении «отжившего» территориального принципа обеспечения газом наших потребителей.
Отмечу, что вернуться к этой или иной прошлой модели в условиях развивающихся рыночных отношений ни теоретически, ни практически невозможно. В сегодняшних условиях мы не только сохраняем, но и развиваем институт разовых трейдеров в Украине на принципах прозрачных, четко определенных правил функционирования подобных структур на газовом рынке. Проведение газовых аукционов и тендеров дает возможность любому потребителю найти своего поставщика газа и наоборот.
Хочу обратить внимание, что так называемый монополист НАК «Нефтегаз Украины» обеспечивает газом, согласно требованиям действующего законодательства, только население и коммунально-бытовой сектор. На биржах и аукционах наша компания выступает равноправным партнером с другими субъектами биржевых и аукционных торгов.
Поэтому никакого территориального принципа газовых поставок образца 1995-1996 годов в том виде быть не может.
- В том же интервью, если ориентироваться на его текст, вы весьма жестко охарактеризовали проблемы украинско-российских «газовых» взаимоотношений. Рискну заметить, что в подобном тоне украинские официальные лица (к каковым относитесь и вы - как глава НАКа) в адрес российского «Газпрома» никогда не высказывались. Смею предположить, что вы располагаете достаточно взвешенными основаниями (эмоции не в счет), дабы «нападать» на основного газопоставщика для Украины. Если это так, то, будьте добры, «расшифруйте» эти основания и факты.
- Переговорный процесс с Россией о газовых поставках и принципах оплаты идет постоянно. Хочу сказать, что это не простой процесс. Посудите сами, с одной стороны, Россия и Украина являются стратегическими партнерами, на их воле базируется существование СНГ, они вместе проводят по многим вопросам согласованную внешнюю политику, принимают участие в сотнях и тысячах совместных экономических, культурных, научных проектах.
В то же время цена газа для Украины - одна из самых высоких в Европе, а цена услуг наших предприятий по транзиту российского газа в Европу значительно ниже даже средних мировых показателей. Все это усугубляется желанием российских партнеров получать оплату за газ в твердой валюте, когда они сами рассчитываются за транзитные услуги бартером.
С учетом экономических реалий мы должны найти такое решение, которое удовлетворяло бы как нас, так и Россию. Отмечу, что подобное понимание есть с обеих сторон. Я считаю, что принятые решения и подписанные договора будут рассчитаны на долговременную перспективу и послужат укреплению экономических позиций наших стран. Стратегическое партнерство из пространной геополитической терминологии должно перейти в реальную экономическую плоскость. А то, что у процессов сближения экономических интересов наших стран всегда найдутся оппоненты, ни для кого не секрет.
- Из известной в Украине информации о продолжающихся украинско-российских переговорах следует, что пока еще не согласованы условия расчетов за газ в IV квартале 1998 года и тем более на 1999 год. В чем вы видите основную проблему? Подписан ли уже договор с «Газпромом», на каких условиях?
- Переговоры о поставках газа, в т.ч. на будущий год, и условиях оплаты уже идут. Мы хотим подписать подобный договор не в декабре месяце текущего года (как это практиковалось в предыдущее время), а значительно раньше, чтобы соответствующим образом подготовить газовое хозяйство страны.
Сегодня можно с уверенностью говорить о снижении Россией цены на газ для Украины, предположительно на 10-15 долларов. Я думаю, что это - наибольшее достижение в многолетних двухсторонних переговорах по этому вопросу.
Однако еще рано говорить о конкретных результатах переговорного процесса.
- Какая роль будет отведена в следующем году на рынке газа оптовым поставщикам (газотрейдерам)? И какие им будут предложены условия работы на украинском рынке газа, хотя бы расскажите, пожалуйста, о принципиальных моментах. Каким образом можно будет добиться соблюдения условий работы на рынке газа всеми его участниками? Ведь условия принимались в последние три года, но еще ни разу не выполнялись. Например, положение о залоговом газе, о страховом запасе и некоторые другие...
- Как я говорил ранее, институт газотрейдеров будет сохранен. Аукционы и биржи позволяют газотрейдерам на равных работать с государственными предприятиями. Порядок их проведения подкреплен соответствующей нормативной базой, утвержденной Кабмином Украины (постановление №1424 от 14 сентября 1998 года). Как вам известно, аукционная форма экономической деятельности, как правило, предусматривает определенные условия предоплаты «живыми» деньгами. В нашем случае это 5% от начальной стоимости заявленного для приобретения объема газа. Далее, через 10 дней покупатель (трейдер) газа должен заключить соответствующий договор с продавцом и осуществить расчеты по нему, оплатить госпошлину, заключить договор с газотранспортным предприятием. Как видите, эта схема предусматривает на некоторых этапах режим предоплаты. Отмечу, подобная практика есть общепринятой.
Что касается трейдеров, получающих газ непосредственно из добывающих стран, минуя аукционы и биржи, то порядок предоплаты за транспортные услуги остается в силе, как и оплата договоров за хранение газа в подземных хранилищах (решение правительства от 4 сентября 1998 года), хотя все вопросы, касающиеся залогового газа и т.д. и т.п., до конца еще не определены.