КОГДА БОТИНКИ ЖМУТ?
В моем багаже крылатых выражений особое место занимает мудрое правило-совет первого моего руководителя-наставника: «Никогда не заходи в кабинет, не имея своего решения, - никогда не считай начальника умнее себя». Вроде ничего особенного в словах, можно и «интеллигентнее» сказать об ответственности за порученное дело. Можно. Многое можно говорить, говорили и говорят о стиле руководства, об опыте руководящей работы в партийных и непартийных органах, об умении создавать в коллективе творческий климат, о многом прочем, умном и впечатляющем. Но все это не более чем словесные «красивости», если ответственность не стала твоей второй натурой.
Вот такие невеселые мысли появились после мартовской расширенной коллегии Госкомтуризма в
Херсоне, в ходе которой подводились итоги работы отрасли в прошлом году, обсуждались перспективы.
Иностранный турист - вовсе не иностранец
Рынок туристических услуг - особенный, в нем смещены привычные понятия. Скажем, экспортный «товар» здесь вывозить нет надобности - он сам приезжает. С деньгами и готовностью обменять их на комфортный отдых, лечение в сочетании с развлечениями или культурно-просветительским времяпрепровождением. Возможны иные варианты, разновидности, но всегда с комфортом. Такой вот он - экспортный «товар». Привередливый, цивилизацией разбалован. Тем не менее экономисты призывают любить его, пестовать, способствовать, стимулировать - словом, делать все, чтобы в порыве ответных чувств стремился он к нам. А когда благословенные времена настанут, тогда об импорте заботу проявлять следует, чтобы других осчастливить своими визитами. Ну, там, граждан Вантики или, скажем, Гонолулу. Париж, сами понимаете, к тому времени приестся.
Это не ерничество, а доведенный до образной простоты клубок наслоений из инструкций, нормативов, подзаконных и беззаконных актов различных ведомств и структур. Во всем хаосе нужных и ненужных бумаг потеряна сердцевина рыночных отношений в сфере туристических услуг: к нам приезжают - хорошо, везут деньги; мы выезжаем - тоже хорошо, но не очень. Сегодня деньги нужны стране, поэтому лучше, чтобы те, кто их имеет, довольствовались туристическими возможностями родного отечества.
Просто и понятно. На бумаге. Если же эти суждения спроецировать на реального «экспортного» туриста - сплошные недоразумения. Попробуйте понять логику фискальной политики в оказании консульских услуг. Для получения визы в Украину испанцу, к примеру, надо уплатить 75 долларов (при этом украинские граждане за испанскую визу платят 30-45 долларов…), такая же формальность для поездки в Турцию обойдется ему в 10 долларов. И это не отдельный случай или недоразумение - система недальновидной политики затыкания бюджетных дыр любым путем, порочная в принципе и губительная для того же бюджета. Очень похоже, что госчиновники просто не способны уразуметь, что иностранный турист вовсе не иностранец, а наша «экспортная услуга», финансовая опора державы и устанавливать запредельный тариф на право пользоваться услугами, да еще сомнительного качества, по большому счету означает посягать на экономическую безопасность страны. Ничем иным объяснить этот алогизм, наверное, невозможно.
Впрочем, если постараться, возможно. Имеет право на существование маловероятная и в то же время очевидная версия - наши чиновники настолько сильно воспылали любовью к Украине, что их страсть возбудила параллельное чувство стыда перед иностранцем: вот приедет он на Днепр, посмотреть, какой он чудный при тихой погоде, а показать нечего, стыдоба сплошная. Пусть уж в Турцию мотает на свою десятку, а о Днепре у Гоголя почитает, там хорошо написано. Поэтому нашими 75 долларами отпугивать туриста будем для его же блага. Пусть по-прежнему верует, что Днепр наш чуден…
А если все же захочет проверить, пусть пеняет на себя - его ожидает унизительно затянутая процедура оформления въездных виз, не менее унизительный погранично-таможенный досмотр, гиды из случайно набранных особей обоего пола, «экзотика» наших гостиниц с ненавязчивым сервисом и хронически не работающей водопроводной системой… Закономерно, что 62 донецкие гостиницы, к примеру, используются процента на 23. Не лучшая картина и в других регионах. Во всяком случае, единственно приличный в Херсоне гостиничный комплекс «Фрегат», который претендует на трехзвездочный класс, практически не загружен. Остальные гостиницы города, даже не плохие (по нашим меркам), на обслуживание иностранных туристов явно не тянут.
Стоит отметить, что само представление об отдыхе нынче изменилось. Ну не любит иностранец многочасовое лежание на пляжном песке, галопирующие экскурсии, «остроумие» массовиков-затейников и прочие постылые плановые мероприятия турбаз. Его психология требует активного отдыха, широкого выбора культурно-просветительских программ, мобильного передвижения, безупречного информационного обеспечения да просто разнообразия. Возьмите туристические фирмы Испании - они предоставляют клиентам до 750 видов различных услуг, отечественные же - не более 8-10. А комфортное проживание и хорошее питание - это само собой разумеется, но только не в Украине.
Что тут поделать - привык «экспортный товар» к высокому профессионализму. Наши же «трудности переходного периода» его вовсе не интересуют. Не поэтому ли к нам приезжает почти в 10 раз меньше туристов, чем наших уезжает к ним? Не стоит, наверное, тратить бумагу на дальнейшую констатацию беспредельного хаоса в обслуживании иностранного и, тем более, отечественного туриста. О нем знают, говорили на коллегии, возмущались. Уверен, что и читатель имеет, что добавить. Причина грустной ситуации известна - вплоть до 1993 года туристический рынок государство не интересовал, мы дружно разрушали то, что имели. Результат плачевный - потеряли до 80% валютных поступлений от туризма, а сегодня только начинаем собирать камни после разрушительной волны повального отрицания.
А почему бы
не помечтать?
На словах красиво выглядит стратегия отрасли, которая строится в основном на привлечении иностранного туриста. Спору нет: отдача от такого вида деятельности впечатляющая. Специалисты Госкомтуризма даже подсчитали, что прибыль от одного иностранного гостя равнозначна прибыли от экспорта 9 тонн каменного угля или 2 тонн высокосортной пшеницы. Может, и так. Однако все масштабные проекты, о которых говорилось на коллегии, туры типа «Ожерелье Славутича», реконструкция киевских гостиниц и т.п. требуют очень приличных денег… Об отечественном потребителе туристических услуг упоминали как-то вскользь, между делом. Доходы от его обслуживания не переводили ни в пшеницу, ни в какие другие продукты. Нет денег у соотечественника - и говорить не о чем. Посетовали, правда, что путевки дороговаты, налогов и прочих обязательных платежей в их стоимости - до 80%. Но тут же успокоились: вот заработают предприятия, у людей деньги появятся, ездить будут. Тогда и думать будем.
Между тем почти 3 тысячи турфирм, имеющих лицензию, занимаются, в основном организацией «шоп-туров» и куплей-продажей путевок. Три четверти из них на туризме, можно сказать, просто подрабатывают. А тут - проведем пока что сертификацию гостиниц и услуг, пересмотрим лицензии, создадим корпорацию «Україна туристична» - и пойдет дело. Ведь даже при нынешних неурядицах оборот отрасли - около 1 млрд. гривен. И зарплату вовремя платим - во, какие мы! А пойдут косяком иностранцы, да если еще и средства вложить пожелают, - вот тогда развернемся. Отрасль необходимо сделать приоритетной, дать ей особый статус (надо понимать, избавить от налогов), до ранга индустрии подтянуть. Сперва для иностранцев, а там, глядишь, и свой потребитель поспеет.
Безусловно, в этом что-то есть. Одно стоит напомнить преобразователям от туризма: индустрия отдыха на вожделенном Западе построена на равном уровне услуг для клиентов вне зависимости от их гражданства. А цена определяется количеством услуг.
Свобода
в отдельно взятой туристической зоне
Не знаю, как в Париже, а у нас нынче мода на идеи пошла. Какие только мысли не будоражат буквально каждого, кому только не лень высказываться. И все хорошие, умные, даже научные попадаются. Не могу умолчать об идеях государственного масштаба, высказанных министром социальной политики Кабинета министров. Теневого, правда. Уважаемый министр при всем честном журналистском люде Херсона сетовал недавно на коварство «светлых» министров - «тянут», мол, хорошие идеи, недавно вот законопроект об усовершенствовании налоговой системы «умыкнули». И тут же предложил премьер-министру Юлии Тимошенко - пора разработать закон об интеллектуальной собственности: воруют, видите ли, проект слово в слово скомпилировали. Предложение было отклонено после высказанного коллегой-журналистом подозрения в хищении этой же научной мысли у его супруги, изложенной на кухне еще года за два до появления на свет теневого Кабмина.
Юмор? Не скажите. У нас менталитет такой - все, что взбрело в голову, несем с трибуны, хоть парламентской, хоть митинговой. Пусть слушатель переваривает, может, что путное найдет. Непонятно, какую цель преследовал тогдашний председатель Госкомтуризма, а ныне губернатор Херсонщины Анатолий Касьяненко, когда высказал на коллегии идею о свободной экономической зоне для туризма во всемирно известном научном центре Аскания-Нова. Что сие значит, и сам автор идеи не смог толком объяснить. Но от задуманного и находясь на новом посту не отказывается.
А в те недавние времена местное начальство, как оказалось, из всей глубины задуманного учуяло только то, что на Херсонщину откуда-то хлынут деньги. Тут же затрубили местные СМИ. Да что там местные - буквально на следующий день завлекательный набор слов был повторен первой государственной радиопрограммой. Пришлось звонить в Асканию-Нова.
«Ко мне обращались из Госкомтуризма, - ответил директор института животноводства «Аскания-Нова» Василий Туринский, - речь идет, по-видимому, о сооружении туристического комплекса в нашем поселке. Насколько я понимаю, строить его будут за счет средств, полученных от хозяйствования в свободных экономических зонах Скадовска, Крыма, Закарпатья, еще каких-то. К науке это не имеет никакого отношения»…
Так о чем шумим, братцы? В свое время Николай II освобождал заповедно-научный комплекс Аскания-Нова от налогов и от этого выиграла именно наука. Здесь же предполагается сказочная турбаза улучшенной планировки с «генетически (?!) чистым питанием» на 250 гектарах и освобождением от налогов на несколько лет. Нью-Асканию в лучшем случае следует рассматривать как предвыборную бульку, но отнюдь не как программу действий. Даже при существовании каких-либо реальных условий вряд ли стоит всерьез говорить о создании точечной инфраструктуры до тех пор, пока не возникнет для этого экономическая необходимость. Неужели ничему не учит БАМ (по которой не ездят…), 800-километровый оросительный канал в Туркмении (который не орошает), консервный комбинат в Херсоне (самый большой в Европе и самый обездоленный по причине своей ненужности)? Полноте, господа, мечтательность типа «хорошо было бы, если бы» относится к песенной романтике 20-х годов. Нынче время иных песен.
Полемическая острота этой публикации вызвана не только возможно случайными ляпсусами. В красочно оформленном первом номере ведомственной газеты «Україна туристична», выпущенном ко дню заседания коллегии, выделены слова Анатолия Касьяненко. Руководитель Госкомтуризма любезно приглашает «высказывать любые мысли, идеи, дискутировать, спорить со мной, Кабмином, кем угодно - лишь бы дело двигалось». Очень демократично, свежо и необыкновенно смело. Улавливаете молодецки-безоглядное «Даешь!», задиристое и бездумное?
А что давать-то! Программные мысли, изложенные на коллегии, в упомянутой газете констатируют факты разрушения былого, отсутствия нового, несуразность и неувязки существующего. При этом недостает конструктивных мыслей для создания настоящего туристического рынка. Наивно утверждать, что правительство не видит, не знает, не понимает. Еще более наивно просить, а то и требовать от державы материальной помощи - она просто нищая. Поддержку можно оказать принятием нужных законов, предоставлением определенных льгот, ограничением влияния нежелательных факторов и т.п. Вот в этом поле возможностей и стоит искать конструктивные идеи.