ТРАНСПОРТНЫЕ ЗАЛОЖНИКИ

03 июля, 1998, 00:00 Распечатать Выпуск № 27, 3 июля-10 июля 1998г.
Отправить
Отправить

Похоже, манне небесной, сыпавшейся на одесситов в виде бесплатных трамваев и троллейбусов на протяжении четырех лет, пришел конец...

Похоже, манне небесной, сыпавшейся на одесситов в виде бесплатных трамваев и троллейбусов на протяжении четырех лет, пришел конец. И. о. городского головы Одессы, вице-премьер Николай Белоблоцкий недвусмысленно выразил свое отношение к бесплатному проезду, который прежняя мэрия, учитывая резкое снижение жизненного уровня населения, подарила горожанам в честь 200-летия Одессы в 1994 году.

По мнению Белоблоцкого, в связи с нищенским состоянием бюджета сегодня для Одессы это непозволительная роскошь, а для властей, непростительное упущение, за что на совещании в облгосадминистрации досталось почему-то начальнику облжилкоммунхоза.

Сейчас чиновники бросились исправлять положение. Отдел цен облгосадминистрации уже сообщил Одесскому трамвайно-троллейбусному управлению, которое предлагает ввести плату с 1 августа, о том, что тариф на проезд может быть принят на уровне 30 копеек.

На брифинге для журналистов Николай Белоблоцкий, отвечая на вопрос корреспондента «ЗН», заверил, что он сам ничего отменять не намерен.

- Вопрос это социальный, - сказал он, - поэтому прежде необходимо все посчитать, взвесить, посоветоваться с людьми, а потом, как быть, - решит сессия.

Каким образом власти будут советоваться с людьми - вопрос, конечно, интересный. Сегодня в Одессе транспортной проблемы в том виде, в котором она существовала три-четыре года назад, нет. За последнее время открыто столько дополнительных автобусных маршрутов, появилось столько маршрутных такси, в том числе и на линиях, где работают трамваи и троллейбусы, что добраться в любой конец города нынче не проблема. Проблема - в стоимости проезда и качестве обслуживания. Хотя количество автобусов в городе увеличилось до 1200, но добрая половина из них дымит, дребезжит и «берет» при этом с пассажиров по 50-60 копеек. Трамваи и троллейбусы тоже дребезжат, но зато «не берут» ни копейки.

Итак население говорит свое слово в пользу бесплатного проезда ежедневно, ежечасно, отдавая предпочтение битком набитому электротранспорту. Так что сегодня вопрос не в том, чего хочет население, а в том, что может город, вернее, его бюджет? В данный момент, судя по заявлениям Белоблоцкого, он не может ничего.

Если в прошлом году Одесское трамвайно-троллейбусное управление (ОТТУ) получало из бюджета ежемесячно 1 млн. 200 тыс. грн., то, начиная с марта этого года, финансирование резко поползло вниз. В мае ОТТУ получило всего 450 тыс. грн. Естественно, резко возросла задолженность по зарплате: за пять месяцев этого года она составила 1,677 млн. грн. при средней зарплате в 198 грн. (у водителей - 190-300).

Нынешняя ситуация особая. Речь идет о том, что для нормальной работы ОТТУ (когда на линию будет выходить не 300 единиц электротранспорта, как сейчас, а 330-350), необходимо 2 млн. грн. гривен ежемесячно. Город в лучшие времена выделял 1,2-1,3 млн., а в худшие 600-900 тыс. Такое скачкообразное финансирование, при котором если деньги есть - получай, если нет - извини, но все равно выход трамваев и троллейбусов на линию обеспечь, привело к тому, что общий долг, который тянется с 1995 года, вырос до 9 млн. грн. И хотя на протяжении последних двух лет он не увеличился, погасить его город не смог. Более того, когда он достиг 11,5 млн. грн., в конце прошлого года приобрели 20 трамвайных вагонов, которые, по словам начальника ОТТУ Дмитрия Полунина, заметно улучшили ситуацию с выходом подвижного состава на линию. Ведь сегодня трамвайно-троллейбусный парк изношен на 60%. Но несмотря на то, что в городе есть свой вагоноремонтный завод, возможности ремонтироваться нет. Долг города перед заводом за уже выполненную работу составляет 3,3 млн. грн.

Однако, руководство ОТТУ и управление городского транспорта считают, что в Одессе положение дел не самое худшее по сравнению с другими городами Украины, где проезд платный, но тем не менее случаются забастовки из-за невыплаты зарплаты. Как ни как, а с 1 июля прошлого года электротранспорт на линиях в Одессе стал появляться в 1,5 раза чаще.

- Мы можем зарабатывать деньги сами, - замечает он. - К примеру, за счет введения коммерческих маршрутов для обслуживания того же знаменитого промрынка «Седьмой километр».

По расчетам ОТТУ, введение платы за проезд в 30 копеек позволит получать в месяц до 800 тыс. грн. Этого хватит, чтобы вовремя выплачивать зарплату своим работникам. Но если говорить об общих затратах, то такие средства смогут покрывать лишь 20%, в лучшем случае - 30%. Из этого следует, что город для того, чтобы электротранспорт работал нормально, должен по-прежнему выделять из бюджета те же 1,2 млн. грн.

Готов ли город платить такую сумму - никто сказать не может. И не потому, что ее сейчас нет. Как только предприятие начнет зарабатывать деньги самостоятельно, ему тут же урежут бюджетные ассигнования - такова, говорят, практика.

Из всего этого напрашивается печальный для населения вывод: трамваи и троллейбусы будут работать как работали, только при этом проезд будет стоит 30 копеек. Иными словами, часть бюджетных расходов город переложит на плечи населения. Это если смотреть с позиции сегодняшнего дня. А если с точки зрения здравого смысла, то бесплатный проезд - это, конечно же, нонсенс. Разумеется, город для своих жителей может позволить любую роскошь. Если есть средства.

Начальник управления городского транспорта Анатолий Витковский считает, что власти, четыре года назад принявшие решение об отмене платного проезда (ибо собираемые с пассажиров деньги покрывали менее 10% расходов ОТТУ), впоследствии превратились в его заложников. А как депутат горсовета думает, что прежде, чем принимать решение, надо узнать мнение населения. В отношении же платного электротранспорта люди должны быть уверены, что он будет работать лучше и составит конкуренцию автобусам, что вынудит их снизить цены.

В свое время неравные условия, в которые поставили городской транспорт Одессы, привели к резкому возрастанию автобусных перевозок. И население было вынуждено мириться с дорогими автобусами. Все это позволило автобусным паркам в три раза увеличить количество маршрутов. Но это было сделано в основном за счет стареньких автобусов, ранее работавших на междугородних линиях и не предназначенных для внутригородских перевозок.

По словам Витковского, сейчас, когда рынок насыщен, управление городского транспорта, выступающее в качестве заказчика перевозок, требует от предприятия замены старых автобусов. Но это дело будущего.

Общественный транспорт, к сожалению, - такая сфера обслуживания, где неважно, платишь ты за проезд или не платишь, получаешь то, что дают. Сегодня население по большому счету права выбора не имеет.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК