Нет, это не прежние старенькие «Волги», а новые иномарки желтого цвета южнокорейской фирмы Daewoo с табличкой «Такси» на верху и с эмблемой «Муниципальное такси» на дверцах. Они оборудованы счетчиками и радиосвязью.
Пока что такси немного. Всего 70 автомобилей. Но, согласно городской программе развития легкового пассажирского транспорта, их число в скором времени возрастет до 600-700. В связи с этим планируется организовать три таксомоторных парка, чтобы избежать монополизма в этой сфере.
Начало уже положено. Первый таксопарк создан. Правда, он имеет статус акционерного общества закрытого типа под названием «Муниципальное такси», учредителем которого стала компания «Капиталинвест». Но город, предоставляя места для стоянок, намерен получить часть акций общества.
В данный момент для городских властей важно, что пассажирские перевозки легковым транспортом становятся цивилизованными. Поймать машину на улицах Одессы не проблема. Проблема доехать целым и невредимым. Случаи бывали всякие.
Новое такси вызывает полное доверие. Мне довелось наблюдать, как утром к подъезду высотного дома в спальном районе города подъехало желтое такси и как водитель вышел из машины и поспешил открыть дверцу маленькой девочке.
- Сегодня вы заберете Машеньку на час раньше, - сказала женщина, - а потом отвезете к бабушке.
Раньше о таком даже богатые родители могли только мечтать.
Заказать такси к подъезду дома в любое время дня и ночи теперь для одесситов не проблема, если, конечно, позволяет кошелек. Кстати сказать, тарифы в течение первого пробного месяца работы несколько снизились. Вызов такси стоит сегодня 1 гривню, посадка - 50 копеек, 1 км - 50 копеек (после 22.00 и до 6 утра - 70 копеек). Если оплата почасовая, то услуги стоят 15 гривен в час. Расценки вместе с фамилией, именем и отчеством водителя указаны на табличке, установленной в салоне.
Водители работают по договору аренды. Аренда машины в сутки стоит 20 у.е. Бензин - за свой счет. Пока что водители не очень довольны заработками. Дело в том, что конкурировать приходится не только с временными перевозчиками, но и матерыми «кастрюльщиками», которые не желают уступать своего места без боя. Как рассказал председатель правления ЗАО «Муниципальное такси» Александр Чистяков, на автовокзале и в аэропорту им удалось организовать свои стоянки, а вот на железнодорожном вокзале это проблема из проблем. На морвокзале, куда запрещен въезд транспорта, кроме служебного, вопрос тоже не решен.
Сейчас городские службы разрабатывают положение о медали, обладатели которой получат право заниматься частным извозом на легковом автотранспорте, как это сделано в США. Медаль - это постоянная лицензия, которую можно продать, передать по наследству и т.д., и стоить она будет немалых денег. Предположительно называется сумма пять тысяч долларов. Примечательно, что с вводом медали частный извоз в Одессе приобретет законную форму, а работа таксистов - профессиональный характер.