Когда-то давно, в советские времена, бытовала пословица: «Курица - не птица, Польша - не заграница». После чернобыльского взрыва явно не киевляне глумились, добавляя к поговорке глупое продолжение: «запорожец» - не машина, киевлянин - не мужчина». Время расставило все точки над «і». Киевляне, слава Богу, мужчинами остались, милые пернатые теперь ассоциируются с ленд-лизовскими «ножками Буша», «запорожец» хитро щурит по-корейски глазки, не то что автомобилем - мужчиной стать собирается, а Польша ушла в цивилизацию так далеко от нас, что подобных поговорок уже никто не вспоминает ввиду их неактуальности. Однако что-то из этих составляющих виртуально связано, только по-другому. «Запорожец», киевлянин (в данном случае как один из потенциальных покупателей машин), подрезание ему крылышек и наш западный сосед Польша.
В высшей автомобильной жизни Польши разгорелся крупный скандал. Известный польский 44-летний автогонщик Засада в годы капиталистического ренессанса страны стал крупным автомобильным бизнесменом. Именно ему принадлежат автозаводы, изготовляющие 80% всех грузовиков и автобусов в Польше. До недавнего времени пан Засада не покушался на рынок легковых автомобилей. Но вот новость: министерство транспорта Польши разрешило ему эксклюзивный ввоз 1000 машинокомплектов корейских «Hyundai» для сборки на его заводах. Большая польская тройка - «General Motors», «Fiat» и «Daewoo», -посчитав это для себя засадой, подняла жуткий шум вокруг этого. Их высшие бизнес-чувства можно понять. Они ввезли в эту страну оборудование, они купили заводы или инвестировали в них производство, они прошли все стадии трудного становления нормального выпуска автомобилей в бывшей социалистической стране, они с трудом пробили себе за это кое-какие льготы, а «Hyundai», не пошевелив пальцем, свалился на все готовенькое, как снег на голову. Пан Засада подлил масла в огонь, заявив, что вскоре на его заводе в Глувно будет производиться и более крупная по количеству сборка «Hyundai» по системе SKD (по-нашему - отверточная сборка).
Последний факт вызвал уже бурю возмущений «большой польской тройки». Но самое забавное, что главным возмутителем общественного порицания засадовского «троянского коня» выступают не американцы, не итальянцы, а именно корейцы. Экономически «Daewoo» бесит тот факт, что «одноклассники» «Hyundai» значительно дешевле их продукции, а польской сборки - и подавно. Но все же главная причина - чисто политическая. На Западе крайне недовольны корейским прорывом к восточным границам ЕС. И «Дэу», опасаясь антикорейских мер польского правительства, призванных ублажить возмущение Европы, громче всех рьяно борется с земляком-захватчиком. Поляки с удовольствием смотрят на кульминацию современного корейского варианта истории Каина и Авеля. Им, потребителям, в нынешней ситуации повезет при любом исходе боя. Уже сейчас «Daewoo» в срочном порядке предлагает новые преимущества своей техники. Отныне на польские «Daewoo» дается гарантия на 100 тыс. пробега и гарантия от сквозной коррозии на 6 лет. Полякам, даже не читавшим Маркса, и так ясно: чем сильнее конкуренция - тем лучше выбор.
У нас, господа, ситуация повторится, только по гораздо худшему сценарию. Если в Польше появление еще одного конкурента заставит всех уже обосновавшихся производителей стараться привлечь покупателя приятными и понятными ему методами, то у нас наметившийся лидер «АвтоЗАЗ-Daewoo» из лидера может превратиться в монополиста. В тепличных условиях, когда неоправданные гигантские ставки таможенной пошлины поднимают цены новых ввозимых автомобилей почти в 2 раза, а перед старыми (старше 5 лет) просто закрыли шлагбаум, зачем, скажите, бороться за покупателя мировым качеством, гарантией и невысокой ценой? Куда более привлекательней поднять рентабельность продукции элементарным повышением цены. Народ все равно никуда не денется, да и правительство можно, в принципе, лоббировать, представляя собой, как монополист, ту самую пресловутую автопромышленность, при этом оставаясь практически частной иностранной компанией.
То, что в Запорожье оставляют на конвейере «Таврию» и облагораживают ее внешность, всего-навсего говорит о том, что она и для «Daewoo» - не конкурент ни в классе, ни по качеству. А параллельно - психологическая блажь: корейцы от души уважают и поддерживают национальный продукт. Наглядный пример чисто коммерческого поверхностного подхода к новой «таврии» заключается в том, что основное внимание уделяется внешней подаче. Обсуждая возможные варианты, наши запорожские дизайнеры порой удивленно сталкивались с принципом корейского взгляда на объект: пусть будет модно, даже в ущерб целесообразности. Однако, кто платит деньги, тот заказывает музыку.
Конечно, такие интересные для мистеров-твистеров условия привлекут, может быть, и других производителей. По крайней мере, это выдается за основной лейтмотив драконовского постановления об ограничении ввоза иномарок. Уже сейчас появляются сообщения о реальном желании европейских автогигантов участвовать в постройке машин в Украине. Всем хочется стричь купоны, а теперь уже и гривни на благодатной украинской почве. Но позволит ли «Daewoo», став единолично в полный рост, появиться конкурентам даже из родной Южной Кореи. Тут уж, извините, не до землячества, когда речь идет о гигантских дивидендах, и польский скандал - тому яркий пример. Поэтому возможное повторение провинциальной мыльно-автомобильной оперы может превратить ее для украинских зрителей (читай, «потребителей») из комедии в многосерийную драму по системе SKD.
К сожалению, большие деньги и политика всегда связаны, поэтому новый украинский автомобиль не может уехать без груза политики. Но в нашем случае этот груз не только не помещается в багажнике, но уже и забил весь салон, навалился на будущего владельца. А право выбора, пардон, слабовато. Либо ты - миллионер, и тебя все это не касается, либо бери старушку иномарку по немыслимой цене, либо покупай запорожскую «Daewoo», либо ходи пешком, говорят, для здоровья очень полезно.