РЫБПОРТ: НИ ИМЕНИ, НИ ЗВАНИЯ

04 июля, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 27, 4 июля-11 июля 1997г.
Отправить
Отправить

В дележе имущества «Антарктика» превзошла самого Попандопуло Мысль о том, что под предлогом народной приватизации к рукам прибирается нажитое народом добро, не нова...

В дележе имущества «Антарктика» превзошла самого Попандопуло

Мысль о том, что под предлогом народной приватизации к рукам прибирается нажитое народом добро, не нова. Давно ясно и другое. Заверение властей о том, что каждый гражданин получит часть rocудapcтвeннoгo пирога, есть не что иное, как лицемерие. Но более всего не перестает удивлять то, каким образом от государственного пирога удается отломать столь лакомые куски...

На бумаге одно, на деле - другое

Ильичевский морской рыбный порт, как, впрочем и все другие порты Украины, держава приватизировать запретила. Как выяснилось, эту правду о рыбпорте мало кто знает. Документ, где об этом сказано, - не для массового пользования. Называется он «Перечень объектов, которые не подлежат приватизации в связи с их общегосударственным значением», утвержденный постановлением Верховной Рады Украины 3 марта 1995 года. Так вот, в то время, когда готовился данный перечень и не с одним министерством и ведомством согласовывался, приватизация рыбпорта уже шла полным ходом с согласия тех же министерств и ведомств. Государственные мужи руководствовались действовавшим в то время декретом Кабинета министров Украины от 31 декабря 1992 года, согласно которому запрещалось приватизировать не порты в целом, а портовые сооружения. Но это сути дела не меняло: если выкупить портовые сооружения очень хочется, то можно. И ФГИ в этом деле поспособствует...

Конечно, на бумаге данный процесс выглядел вполне прилично. Дело в том, что приватизировался не сам порт, а рыбопромышленное предприятие «Антарктика», в состав которого он входил. Чтобы соблюсти закон, его руководство, во-первых, оформило документы таким образом, что слово «порт» нигде не фигурировало. Во-вторых, понимая, что со всеми потрохами его не проглотить, часть объектов, которые, по мнению «Антарктики», не подлежат приватизации, она выделила в отдельный список. Тогдашний председатель ФГИ с такой позицией согласился и договор купли-продажи имущества подписал. Было это еще в 1994-м...

До чего же любопытный документ!

В этом нехитром дележе госимущества руководство «Антарктики» превзошло самого Попандопуло. Помните «Свадьбу в Малиновке»?

Себе «Антарктика» взяла перегрузочный комплекс с портальными кранами - 9 штук, авто- и электроперегружателями - 50 штук, холодильничек емкостью 7,6 тыс. тонн, закрытые склады площадью 23 тыс. кв. метров и открытые - 30 тыс. кв. метров, портофлот с судами вспомогательного флота - 14 единиц и т.д. Государству же честно оставила море (акваторию порта), голые причалы, пустые дороги, путепровод, бытовки, проходную, павильоны «Встреча» и «Ветерок»... По принципу: на тебе, Боже, то, что мне негоже. Или то, что в буквальном смысле взять нельзя.

Грубо говоря, «Антарктика» себе забрала порт, а державе оставила место, на котором он стоит. В этом можно убедиться, посмотрев план приватизации, утвержденный Фондом госимущества, где перечисляются объекты, которые выкупало АП. В этом перечне значатся два подразделения: «Ильичевский перегрузочный комплекс» и «Служба инженерно-технического обслуживания», в названии которых слово «порт» опущено. Если заглянуть в приказы и распоряжения по «Антарктике», то это несоответствие можно обнаружить сразу.

История с подменой названий имеет весьма любопытное начало. В 1988 году был издан приказ по «Антарктике» №537. В нем говорилось: с целью ускорения обслуживания флота, повышения эффективности производства, сокращения численности управленческого аппарата и т.д. реорганизовать структуру порта и создать два подразделения. Первое получило название «Ильичевский морской рыбный порт (перегрузочный комплекс)», куда вошли погрузрайон, портофлот, холодильник. Второе - «Комплекс инженерно-технического обслуживания Ильичевского региона», в который вошли энерговодохозяйство, механические мастерские, механизация погрузрайона, пожарная команда и ремонтно-строительный участок. В 1993 году случилась еще одна реорганизация (распоряжение №1561). Погрузочный комплекс стал именоваться «Ильичевский перегрузочный комплекс Ильичевского морского рыбного порта».

Конечно, и без слова «порт» большого ума не надо, чтобы понять: перегрузочный комплекс - это часть порта. В данном же случае, можно сказать, весь порт. Это видно из тех же документов.

Существует положение о перегрузочном комплексе, утвержденное директором «Антарктики», где сказано: в его функции входит перевалка грузов, снабжение флота топливом, обеспечение лоцманской проводки судов и организация безопасной стоянки их у причала, выдача дипломов и свидетельств судоводителям, корректировка морских карт и книг... Это то, чем занимается любой порт, имея, как предприятие, в своем составе такие подразделения, как портофлот, лоцманскую службу, контору капитана порта, исключительно государственные службы, которые вместе с перегрузочным комплексом были приватизированы.

Теперь акционерная компания руководит капитаном порта, который осуществляет государственный контроль за мореплаванием, государственную регистрацию судов, выдачу дипломов судоводителям и другие государственные функции. Руководит государственной лоцманской службой. По словам капитана порта Владимира Дубровца, его положение иначе, как абсурдным, не назовешь.

- И никто до сих пор, - говорит он, - несмотря на наши мольбы, ничего не сделал, чтобы исправить то двойственное положение, в котором мы оказались.

Сложность состоит в том, что по Кодексу торгового мореплавания капитан порта и подчиненные ему службы входят в состав порта, а порт - приватизирован.

После драки кулаками

Сказать, что Киев, от которого зависит решение проблемы, набрал в рот воды, значит, сказать неправду. Однако разбирательство вокруг приватизации рыбпорта напоминает ситуацию, когда после драки начинают махать кулаками.

Когда план приватизации «Антарктики» утверждался и потом согласовывался, никто не хотел раскрыть глаза пошире. А когда мавр сделал свое дело, тогда проснулось Министерство рыбного хозяйства и забило тревогу. Посыпались письма в Фонд госимущества, Министерство экономики, Кабинет министров и Президенту Украины. В ответ пошли указы, распоряжения рассмотреть, изучить, разобраться... Но эти ответные меры были настолько слабенькими, что воз с места не сдвинули.

Не единожды вопросы, связанные с приватизацией объектов, расположенных на территории порта, рассматривались на заседаниях и совещаниях. Министерство экономики, Министерство юстиции, Антимонопольный комитет и Фонд госимущества в том числе даже пришли к выводу, что такие объекты, как погрузочно-разгрузочные механизмы, склады, холодильники, портофлот - словом, все то, что является в порту неотъемлемой частью производственно-технологического процесса, - приватизации не подлежат. Об этом свидетельствуют материалы совещаний и встреч в Минэкономики и ФГИ, состоявшихся в конце 1995-го и начале 1996-го.

В связи с этим Министерство экономики предложило Фонду госимущества (письмо от 11.01.1996 года) изъять вышеназванные объекты из состава «Антарктики». Однако Фонд, несмотря на то, что придерживался в данном вопросе общей точки зрения, становился несгибаем, когда дело касалось конкретно Ильичевского рыбпорта. «На основании детального анализа хода приватизации специалистами Фонда нарушений законодательства не выявлено», - таков был ответ.

Свою неизменную позицию Фонд госимущества подтвердил и спустя год. Когда Кабмин в очередной раз поручил разобраться с имуществом рыбпорта. Это было в конце 1996 года. Но поскольку необходимо было уже что-то предпринять, то на совещании в Фонде 9 декабря 1996 года, где присутствовали представители Минтранса, Минэкономики, Минюста, Минрыбхоза и Антимонопольного комитета, было решено создать государственное предприятие «Ильичевский морской рыбный порт» с дальнейшей организацией совместного предприятия.

Государственные мужи решили создать порт на базе объектов, не подлежащих приватизации. Какие это объекты - вопрос по-прежнему спорный. Но судя по инвентаризационной ведомости, которую составила комиссия, побывавшая недавно в рыбпорту, - это акватория, голые причалы, дороги, бытовки, павильон «Ветерок» и ему подобные...

Похоже, более забавной комедии никто никогда не разыгрывал. Создавать предприятие на том месте, где это предприятие уже создано 25 лет назад, - абсурд. Члены комиссии настаивали на инвентаризации всего имущества порта. Однако руководство «Антарктики» не позволило.

Нос по ветру

Позиция руководства АРК «Антарктика» так же любопытна, как и ее поступки. По словам начальника Ильичевского морского рыбпорта Сергея Липовского, порт с самого начала его рождения и до нынешнего времени как самостоятельное, юридически обособленное предприятие не существовал никогда. А стало быть, ни о каком порте как предприятии не может быть и речи. Более того, причалы, как уверяет Липовский, создавались исключительно для обработки грузов «Антарктики». А перегрузочный комплекс задумывался как часть единого комплекса по добыче, доставке, приемке, переработке и реализации рыбной продукции. Поэтому план приватизации был разработан с целью сохранения этого комплекса.

Да, действительно, история, на которую ссылается господин Липовский, гласит о том, что решение о строительстве порта было принято в 1965 году. В 1970-м был сдан в эксплуатацию пусковой комплекс первой очереди и утвержден объем грузооборота на 1971 год, а завершено строительство в 1972 г. Рыбпорт создавался для базирования и приема рыбодобывающего флота и был включен в состав Черноморского производственного управления рыбной промышленности. ПО «Антарктика» было организовано на базе этого управления и управления Антарктического китобойного и океанического рыболовного флота в 1972 году.

Однако в нынешнее время факты свидетельствуют совсем о другом. В своем интервью одному из журналов Сергей Липовский убеждал читателей, что рыбпорт, который долгое время служил базой для рыбодобывающего флота, давно уже из ведомственного превратился в общедоступный порт по перевалке экологически чистых грузов, а не только одной рыбы. Липовский также подчеркивал, что планы порта связаны с увеличением грузооборота не за счет рыбы, добыча которой в океане резко упала, а совершенно других грузов. Сделано все, подчеркивал Липовский, чтобы на складе генеральных грузов хранились цитрусовые, зерно, сахар, плодоовощные консервы, табак и шерсть.

Совсем недавно генеральный директор АРК «Антарктика» Валерий Кравченко убеждал Кабинет министров, что Ильичевский рыбпорт - экологически чистый, что у него большой опыт работы с подакцизными грузами, что он располагает огромными складами и холодильником и т.д. Писалось это послание для того, чтобы выпросить разрешение на перевалку таких грузов, как кофе, шоколадные изделия, спиртное, табачное сырье. Перегружать подакцизные товары разрешено не всем, а только четырем портам Украины. Словом, в зависимости от того, какие цели преследует руководство АРК «Антарктика», порт называется «Ильичевский морской рыбный порт», то «Перегрузочный комплекс АП «Антарктика».

Что же касается юридической обособленности, то порт, оказывается, давно имеет статус юридического лица. По данным, полученным от Главного вычислительного центра Министерства статистики Украины, в Едином государственном реестре предприятий и организаций Украины значится объект под названием «Подразделение Перегрузочный комплекс АП «Антарктика», зарегистрированный Ильичевским горисполкомом 10 апреля 1996 года. Директор - Сергей Липовский, адрес указан рыбпорта, телефон - тоже.

Кстати, существование арендного предприятия «Антарктика», которое, по приказу Фонда госимущества от 25.05.1995 года, должно было быть давно ликвидировано в связи с созданием акционерной компании «Антарктика», у многих специалистов вызывает недоумение. Сегодня на его балансе как раз и числится то имущество, которое осталось за государством.

Но это еще не все. Есть информация о том, что создано закрытое акционерное общество «Ильичевский морской рыбный порт».

А киевляне

ломают голову

над «портовыми сооружениями»

Разбирательство вокруг приватизации Ильичевского рыбпорта возобновилось вновь. 19 мая этого года Президент Украины поручил Фонду госимущества совместно с Генеральной прокуратурой разобраться с приватизацией «Антарктики» и определиться со статусом порта. Дословно это звучит так: «Осуществить проверку соблюдения законности при проведении приватизации АП «Антарктика». Решить вопрос относительно создания государственного предприятия «Ильичевский морской рыбный порт». Срок - до 1 июля 1997 года.

Теперь Генеральная прокуратура вместе с заинтересованными министерствами и ведомствами ломает голову над тем, что такое «портовые сооружения». Похоже, что именно они будут играть роль первой скрипки в теперешнем разбирательстве.

Для Одессы, знающей порт не понаслышке, вопрос, конечно, интересный, если не сказать смешной. Но если говорить всерьез, то два одесских института по просьбе Министерства рыбного хозяйства уже растолковали киевлянам, что это такое.

В отечественной и мировой морской практике, как явствует из письма специалистов Одесского государственного морского университета, понятие «портовые сооружения» входят все сооружения и устройства, находящиеся на территории и акватории порта: все береговые здания и сооружения (гидротехнические, оградительные, причальные, судоподъемные), плавучие причалы, швартовые и отбойные устройства.

А вот ответ Южного научно-исследовательского института морского флота, который ссылается на военно-морской словарь, где сказано, что «портовые сооружения» - это инженерные сооружения, расположенные на территории и акватории порта и предназначенные для обеспечения эксплуатации находящихся в порту судов, погрузки и разгрузки грузов, транспортно-экспедиторских и складских операций. К ним относятся причалы, склады, перегрузочные комплексы, портальные краны и т.д. От себя институт написал, что все инженерные сооружения порта, предназначенные для выполнения производственной и вспомогательной, транспортной функции, относятся к «портовым сооружениям».

Как видите, Одесса выразилась ясно, остается ждать, какие выводы из этого сделает Киев. Любопытно, что скажет на этот раз Фонд госимущества. К сожалению, в стране, где законы меняются чаще, чем идут дожди, и заслужили ярлыка «дышла», все возможно.

P.S. Когда готовился номер, стало известно, что Генеральная прокуратура подала иск в Высший арбитражный суд Украины к Фонду госимущества и АРК «Антарктика».

Прокуратура просит признать недействительным договор купли-продажи от 28 мая 1994 года, заключенный между ФГИ и ОА «Антарктика», в части выкупа имущества Ильичевского рыбного порта и обязать АРК «Антарктика» вернуть перегрузочный комплекс и службу инженерно-технического обслуживания Министерству рыбного хозяйства. Что решит суд, предсказывать рано. Однако предыдущий иск к тем же ответчикам, которым оспаривалась законность выкупа как способа приватизации «Антарктики», решен был не в пользу Генпрокуратуры…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК