Как сообщает агентство «Рейтер», два крупнейших российских алюминиевых завода, Братск и Красноярск, ведущие переговоры с Николаевским глиноземным заводом, отмечают, что отношения между сторонами ухудшились. Об этом было заявлено руководителями заводов в четверг. Представители заводов отметили, что Николаевский завод устанавливает слишком высокие цены на глинозем, являющийся, как известно, сырьем для производства алюминия, и что они будут скорее всего заключать контракты о поставке сырья и материалов на 1997 за рубежом, а не в СНГ.
«К сожалению, мы не можем согласиться на их цены, которые выше мировых», - сказал член совета директоров крупнейшего в мире алюминиевого завода в Братске Юрий Шляйфштейн.
Геннадий Дружинин, председатель совета директоров КрАЗа, второго по величине завода, заявил: «Сегодня мы будем закупать глинозем за рубежом. Это гораздо дешевле».
Ю.Шляйфштейн сказал, что разница между запрашиваемой и предлагаемой ценой составляла примерно 35-40 долларов за тонну, но не привел конкретных цифр. По его словам, цены НГЗ завышены в результате высокой стоимости производства и отсутствия конкуренции. Он также отметил, что Братск, может быть, возобновит переговоры, однако не ранее начала марта.
Г.Дружинин не отрицал, что перерыв в переговорах дорого обойдется заводам: «Мы теряем деньги, так как за рубежом цена глинозема продолжает повышаться». Недавно цены стабилизировались на уровне 185-190 долларов за тонну, ФОБ Австралия, по сравнению с 140-145 долларами за тонну в третьем квартале 1996 года, как отмечается в недавнем отчете Macquarie Equities.
Россия, в которой существует постоянный дефицит глинозема, пытается заключить контракты с Николаевским заводом, стремясь получить близко расположенное сырье по доступным ценам.
Братск и Красноярск отмечают, что они покрыли почти все свои потребности в глиноземе, однако необходимы дальнейшие поставки. Требуется примерно две тонны глинозема для производства одной тонны алюминия. В 1996 году Братск произвел 783000 тонн алюминия, Красноярск произвел 777000 тонн.
Г.Дружинин говорит: «У нас еще имеются неудовлетворенные потребности. Из 1,5 миллиона тонн глинозема на 1997 год нам еще требуется 30-40 тыс. тонн». Однако КрАЗ намеревается поднять производство глинозема на Ачинском глиноземном заводе до 700-750 тыс. тонн в этом году с тем, чтобы обеспечить поставки сырья на завод в будущем. Ю.Шляйфштейн заметил, что Братск уже практически покрыл свою потребность в глиноземе.
А что же НГЗ? В прошлом месяце его коммерческий директор Геннадий Буштрук сказал, что завод планирует продать 90% объема производства в 1997 году в Россию, но что контракты на поставку еще не подписаны.
По этому поводу Ю.Шляйфштейн отмечает, что НГЗ придется долго искать покупателей на ежегодно производимые заводом 1 миллион тонн глинозема, если БрАЗ и КрАЗ откажутся от его продукции. «Нетрудно себе представить, что без сбыта продукции Братску и Красноярску НГЗ будет вынужден практически остановить производство», - говорит он.
Представители российской алюминиевой промышленности отмечают, что у НГЗ уже имеется 18 тыс. тонн непроданного глинозема на территории завода и нет возможности его реализовать. «Вагоны загружены и ожидают отправки, а продавать некому… покупателей нет».