РОССИЯ И УКРАИНА НА РЫНКАХ ОРУЖИЯ

Поделиться
Игорь ГОРОБЕЦ, аспирант Торговля оружием и соответствующими технологиями была и остается одной из важнейших сфер внешнеэкономической деятельности развитых и многих развивающихся стран...

Игорь ГОРОБЕЦ, аспирант

Торговля оружием и соответствующими технологиями была и остается одной из важнейших сфер внешнеэкономической деятельности развитых и многих развивающихся стран. Экспорт вооружений и предоставление услуг военного назначения обеспечивают существование оборонной промышленности и снимают значительную часть финансового бремени с бюджета. После торговли наркотиками это самый прибыльный вид бизнеса. Однако если первый официально запрещен, то второй является легальным.

Прекращение «холодной войны» положило конец гонке вооружений между сверхдержавами. Одновременно изменились ее характер, масштабы и география. Из межсистемной и, в основном, ядерной она превратилась в транснациональную гонку обычных вооружений. Началось ожесточенное соперничество между производителями вооружений, борющимися за свою долю в сокращающихся во всем мире военных бюджетах. По оценкам Стокгольмского института исследований проблем мира (СИПРИ), стоимость внешних поставок обычных вооружений в 1994 г. составила 21,7 млрд. долл. против 30,9 млрд. долл. в 1990 г.

Резкое падение объемов торговли на мировом рынке оружия вытеснило с завоеванных ранее позиций многих традиционных производителей. В 1992 г. Россия продала оружия на сумму 2,3 млрд. долл. (в 1990 г. - на 10,4 млрд.). Такой «обвал» в торговле оружием, вызванный распадом СССР, разрывом кооперационных связей в рамках когда-то единого военно-промышленного комплекса и потерей своих постоянных клиентов - импортеров советских вооружений, поставил под угрозу существование российского ВПК, в котором было занято не менее 5 млн. чел. Сложившаяся ситуация требовала принятия незамедлительных мер по установлению монополии и жесткого контроля в такой сложной и деликатной сфере, как торговля оружием. Создание в конце 1993 г. по распоряжению Бориса Ельцина государственного агентства «Росвооружение» дало положительные результаты: в

1995 г. оружейный экспорт России превысил 3 млрд. долл. В 1996-м Россия еще более укрепила свои позиции на мировом рынке вооружений, где по объему экспорта она заняла второе (после США) место - почти 4 млрд. долл. Что касается Украины, то совокупный экспорт ее военной продукции за 1992-95 гг. достиг 500 млн. долл. - это 15-16-е место в мире.

Как ни парадоксально, именно в период после завершения «холодной войны» многие страны Европы стали «золотым дном» для производителей и экспортеров различного оружия и боевой техники. Главным полем конкуренции стала Центральная Европа, где Венгрия, Польша и Чешская Республика ведут кампанию за скорейшее присоединение к НАТО. Эти страны проявили интерес к приобретению новейших истребителей в общей сложности на 8 млрд. долл. По мнению официальных лиц этих стран, с экономической и военной точек зрения российские МИГ-29 были бы наилучшим приобретением. Но политика здесь играет не последнюю роль. В столицах этих стран полагают, что покупка самолетов производства компаний «McDonnell» и «Lockheed» расчистит им путь в НАТО.

Несмотря на то, что бывшие государства-члены Организации Варшавского Договора стремятся войти в структуры Североатлантического альянса и перейти на соответствующие стандарты вооружений, Россия в зачет платежей за свои долги поставляет им оружие. Например, Венгрии была поставлена партия МИГ-29 и заключен контракт на поставки бронетранспортеров БТР-80. Истребители МИГ-29 были переданы также Румынии и Словакии. Последней Москва готовится поставить и новейшие ударные вертолеты Ка-50 («Черная акула»). Летом 1996 г. в Болгарию была поставлена партия бронетанковой техники из 100 танков Т-72 и 100 бронемашин БМП-1. По мировым ценам партия таких вооружений стоит около 500 млн. долл., однако София заплатила только 5 млн. долл. Согласно Договору об обычных вооружениях в Европе, эта техника должна быть уничтожена, но Москва решила практически бесплатно передать ее Болгарии, так как уничтожение обошлось бы ей значительно дороже.

Развиваются военные контакты и с другими европейскими странами, в том числе членами НАТО. Турции поставлены БТР-80 и вертолеты Ми-17. Совершить эту сделку России помог отказ ФРГ продать Анкаре очередную партию оружия в связи с наступлением турецкой армии на районы, где проживают курды. В 1996 г. заключен контракт с Кипром на поставку танков Т-80 и БМП-3. Этой же стране, вопреки протестам официальной Анкары, Москва намеревается продать зенитно-ракетный комплекс С-300, который по своей эффективности превосходит американский «Пэтриот». Кстати, комплекс C-300 наполовину делают в России, наполовину - в Украине. В 1995 г. Россия заключила контракт с Финляндией на поставку современных ЗРК типа «Бук». Один из контрактов предусматривает поставку Финляндии новейших ракетных комплексов, которые еще даже не развернуты в российских вооруженных силах.

В целом, в условиях расширения НАТО маркетинговые перспективы России на европейском рынке вооружений, который характеризуется особенно острой конкурентной борьбой, выглядят весьма гипотетичными. Перспективный рынок государств Центральной и Восточной Европы стремится занять военно-промышленный комплекс США и интегрирующийся ВПК стран-членов Западноевропейского союза.

Страны региона Ближнего и Среднего Востока традиционно являются крупными импортерами российской военной техники. Правда, в связи с международными санкциями против Ирака и Ливии Россия понесла ощутимые финансовые потери. Однако Москва смогла найти в этом регионе новые рынки сбыта в тех странах, которые традиционно считались покупателями военной техники американского и западноевропейского производства. Были, например, заключены контракты с Кувейтом и ОАЭ на поставку бронетехники и артиллерийских систем. Однако в целом Россия уступает в конкурентной борьбе на рынке вооружений в регионе Персидского залива.

Происходит постепенное размораживание контактов в военной сфере с Сирией и Египтом, которые стремятся диверсифицировать источники получения военной техники. Предоставленные Россией услуги дали возможность Египту осуществить модернизацию комплекса ПВО «Квадрат». Сирия с помощью России пополняет свой парк бронетехники.

С конца 80-х началось сотрудничество в военной области между Ираном и Россией. В эту страну были поставлены истребители МИГ-29, легкие бомбардировщики Су-24, танки Т-72, средства ПВО, а также подводные лодки класса «Кило». Стремление России нормализовать отношения с Ираном продиктовано не только коммерческими соображениями. Исламский Иран оказывает значительное влияние на региональную стабильность на Кавказе и в Средней Азии. Препятствием на пути развития военных связей между двумя странами является Вашингтон, зачисливший Иран в разряд «недружественных Америке» стран. Дорожа отношениями с США, президент России во время визита в Вашингтон осенью

1994 г. дал обещание Клинтону не заключать новых контрактов на поставку вооружений Ирану. Такой шаг может привести Россию к потере весьма перспективного рынка, куда со своими услугами устремились многие страны Восточной Европы. Что касается Украины, то она официально отказалась от торговли оружием с Ираном, а также с Ливией ради развития стратегического партнерства с США и Израилем.

Перспективным рынком вооружений является Африка, где конфликты на этнической и отчасти религиозной почве стали подлинным бедствием континента. Связи России со многими африканскими странами были прерваны в конце 80-х - начале 90-х гг., хотя определенная работа по расширению контактов в военно-технической сфере уже ведется. Установлено сотрудничество с Джибути, Намибией, Сьерра-Леоне, Южно-Африканской Республикой и некоторыми другими странами. Произошло возобновление такого сотрудничества с Анголой и Эфиопией. Заключенные контракты предусматривают прежде всего поставки запасных частей и модернизацию ранее поставленной техники. Одним из крупных соглашений является участие России в модернизации истребителей французского производства «Мираж», находящихся на вооружении ЮАР. Оно предусматривает установку на эти самолеты двигателей с истребителя МИГ-29 и модернизацию электронного оборудования. Украина, со своей стороны, также могла бы использовать возможности предприятий своего ВПК для ремонта и модернизации техники советского производства, находящейся на вооружении африканских стран.

С середины 90-х гг. Москва стремится выйти на оружейный рынок Латинской Америки, активно участвуя в выставках вооружений в различных странах этого региона. Длительное время военные контакты Москвы в регионе ограничивались Кубой, Никарагуа и Перу. К началу 90-х гг. они были фактически прерваны по ряду причин, в том числе и экономических. В настоящее время восстанавливаются военные контакты с Кубой, ведется работа по их налаживанию с такими странами, как Аргентина, Бразилия, Чили. Уже заключен контракт с Бразилией на поставку переносных ЗРК «Игла-1». Весной

1996 г. Россия и Колумбия подписали межправительственное соглашение о военно-техническом сотрудничестве, в соответствии с которым «Росвооружение» поставит колумбийским вооруженным силам 10 военно-транспортных вертолетов Ми-17. Стоимость контракта - 65 млн. долл. Характерно, что официальный Вашингтон довольно резко отреагировал на закупку Колумбией именно российских вертолетов, назвав ее «политическим, а не техническим решением». Факт заключения сделки о приобретении российских МИГ-29 для перуанских ВВС подтвердил недавно президент Перу Альберто Фухимори. Сумма сделки по некоторым данным составила 384 млн. долл. Как и в случае с Колумбией, США высказали свое отрицательное отношение к заключенному контракту.

Около половины военного экспорта России приходится на Южную и Юго-Восточную Азию. Крупнейшими покупателями российской военной техники являются Индия и Китай. Индия - единственная страна среди торговых партнеров России, с которой та заключила долгосрочное соглашение о военном сотрудничестве. Вся программа оценивается в 7-8 млрд. долл. Крупнейшим контрактом является соглашение, подписанное Москвой и Дели в декабре 1996 г., о приобретении партии многоцелевых истребителей Су-30 почти на 1,8 млрд. долл. Кроме этого, Индия в 1995 г. закупила истребители МИГ-29, а весной 1996 г. подписала с Россией соглашение о модернизации истребителей МИГ-21. Не исключено, что в ближайшее время Дели закупит такие системы вооружений, как танки Т-72С, САУ «Мста», ракетную артиллерию и учебно-тренировочные самолеты. Планируется с помощью России модернизировать систему ПВО Индии.

После почти тридцатилетнего перерыва, с начала 90-х гг. активизировались военные контакты между Москвой и Пекином. Китай закупает истребители Су-27, перехватчики МИГ-31, ЗРК С-300, подводные лодки и танки. Новым моментом в сотрудничестве является то, что Китай купил лицензию на производство Су-27, а КБ им. Микояна принимает участие в разработке китайского истребителя «Супер-7». В Москве полагают, что развитие стратегического партнерства между двумя континентальными державами открывает новые горизонты эффективного использования военно-технического сотрудничества.

Проявленная в последнее время активность Украины на рынке вооружений в регионе Южной Азии вполне себя оправдала. Настоящей удачей стал заключенный летом 1996 г. контракт на продажу Пакистану 320 танков Т-80УД Харьковского завода на сумму 520 млн. долл. Для сравнения: весь экспорт оружия Украины в 1995 г. составил всего 100 млн. долл. Успех был обеспечен благодаря деятельности государственной внешнеторговой фирмы «Прогресс».

Прорыв на рынок оружия стран Юго-Восточной Азии был осуществлен Россией в результате достижения выгодного соглашения с Малайзией. Начиная с 1995 г., Россия приступила к поставке этой стране 18 истребителей МИГ-29. Впечатляет и общая сумма контракта - 615 млн. долл. По-видимому, она включает в себя и дополнительные поставки других вооружений. Сотрудничество с Южной Кореей Россия развивает, поставляя ей танки Т-80У в порядке погашения своей задолженности по кредитам, которые Сеул предоставил бывшему СССР. Имеются сведения, что Сеул изучает вопрос о приобретении у России ЗРК С-300, а также истребителей Су-37. Этот уникальный самолет рассматривается Южной Кореей как один из главных вариантов при начинающейся с 2002 г. реализации программы переоснащения южнокорейских ВВС 120 новейшими истребителями. Стоимость этой программы оценивается в 5-6 млрд. долл.

Для Украины, которая стремится найти свою нишу на мировом рынке оружия, азиатский регион оказался весьма перспективным. В 1995 г. Украина продала 4 военно-транспортных самолета АН-32 Шри-Ланке, 300 грузовиков военного предназначения Индии, 56 ракет класса «воздух-воздух» Китаю. Безусловно, крупнейшей сделкой прошлого года был упоминавшийся контракт с Пакистаном.

Опыт маркетинга на рынке вооружений показывает, что без партнерства с Россией Украине очень трудно создать целостную комплексную систему - от проектно-конструкторских работ до полномасштабных экспортных поставок и послепродажного технического обслуживания. Время индивидуальных успехов уже миновало. Пробиться на рынки вооружений, где господствуют западные производители, поднять экспорт оружия на планомерный, устойчивый внешнеэкономический уровень без кооперации в рамках СНГ не получится.

Примером успешного сотрудничества стран СНГ является создание транспортного самолета АН-70 консорциумом Украины, России и Узбекистана. Однако этот пример взаимодействия бывших советских республик в деле создания новой техники практически не имеет аналогов. Когда в августе прошлого года премьер-министр Украины Павел Лазаренко подписывал с министром Миноборонпрома Российской Федерации Зиновием Паком договор о военно-техническом сотрудничестве, речь во время переговоров шла и о серьезных трудностях и перекосах, препятствующих успешному сотрудничеству в области производства и экспорта вооружений. Для Украины, имеющей треть предприятий ВПК бывшего СССР, опыт России на мировом рынке оружия чрезвычайно полезен. Однако и так ясно, что выстоять в конкурентной борьбе на рынках оружия Украина может, только на равных сотрудничая с Россией.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме