ПОЙДЕТ ЛИ САХАРНЫЙ ЭШЕЛОН НА ВОСТОК

06 ноября, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 45, 6 ноября-14 ноября 1997г.
Отправить
Отправить

Вообще говоря, со всякого рода «золотыми» ресурсами независимой Украине катастрофически не везет...

Вообще говоря, со всякого рода «золотыми» ресурсами независимой Украине катастрофически не везет. Еще вчера, имея «квоту» в 4% мировой добычи «черного золота» - каменного угля (восьмое место в мире), она сегодня уже вынуждена его импортировать. А 27 октября Кабмин издал постановление о ликвидации Государственной акционерной компании «Укрзолото»: так бесславно закончился эксперимент по привлечению частных инвестиций в развитие золотодобывающей и перерабатывающей промышленности. Наконец, судя по материалу, опубликованному в прошлом номере «ЗН», весьма высока вероятность того, что то же самое может постигнуть и всю нашу отрасль «белого золота». И опять речь идет об угрозе превращения когда-то крупнейшего экспортера сахара (10% мирового производства) в его импортера.

Думаю, не открою секрета, если сообщу: основная причина происходящего - отсутствие в стране рациональной промышленной и аграрной политики как системного процесса, осуществляемого производителями и государством, а также неадекватность действий властей всех уровней масштабу и характеру проблем хозкомплекса страны. Рассмотрим это на частном примере «сахарного Донбасса».

Вчера...

Состоявшееся открытие отечественной экономики мировому рынку без необходимых мер защиты поставило АПК страны в тяжелейшее положение. Более совершенная ресурсная и технологическая база, значительная господдержка и многие другие обстоятельства, в которых действуют сельхозпроизводители развитых стран, лишили украинских аграриев шансов на успех в соперничестве с иностранными конкурентами.

Имея производственные мощности, позволяющие переработать около 45 млн. т сахарной свеклы и выработать из нее до 5,5 млн. т сахара (это - в 2,5 раза больше внутренних потребностей страны), в прошлом году было произведено всего 2,7 млн. т. Произошло это как за счет полуторакратного сокращения посевных площадей, падения урожайности и сахаристости сырья, так и технологического износа оборудования (треть заводов построена до 1860 года и лишь пятая часть - после войны), деградации производственной дисциплины и массы организационно-финансовых провалов. В итоге потери сахарной свеклы по всей технологической цепочке равнозначны недопроизводству 1,6 млн. т сахара, т.е. внутреннему продовольственному потреблению.

Едва ли не самым крупным провалом стало простое разрушение действующей системы оптовой торговли и замена ее «диким рынком» в результате отмены в 1995 году госзаказа и централизованного кредитования отрасли. Естественной защитной реакцией последней стала пресловутая давальческая схема, которая уже до того нанесла огромный ущерб алюминиевой промышленности в России и нефтеперерабатывающей - в Украине (этим, естественно, список «жертв» не исчерпывается). Из-за неурегулированных отношений свеклосеющих и перерабатывающих предприятий АПК и проблем сбыта отечественного сахара за пределами страны возникли два конкурирующих «сладких» рынка.

Первый рынок - это продукция 189 сахарных и 5 рафинадных заводов Украины. При сложившихся условиях давальческой переработки сырья (30% производимой продукции остается в распоряжении завода), ограничения рентабельности до 10% и ценах на сырье (850-1480 грн./т в конце 1996 года) и энергоресурсы себестоимость готовой продукции у среднего украинского переработчика оказывалась около 533 долл./т (франко-склад завода). Это - примерно вдвое выше, чем у свеклосеющих хозяйств, чья рентабельность порой доходила до 80%. Последние-то и создали второй рынок, где одновременно предлагали сладкий товар размножившиеся, словно саранча, свыше восьми тыс. сахарных «мешочников». Кому досталась победа в конкурентной борьбе, разъяснений, видимо, не требует. Что же касается прибыли, то основная ее доля досталась отнюдь не свекловодам, а операторам внебиржевого рынка (на биржах из-за высоких цен сахар практически не находил спроса).

Избыток предложения привел к резкому спаду оптовых цен на внутреннем и внешнем (Россия) рынках до 280-320 долл./т вместо 800-1000 - в Европе или 600-650 - в США. Столь высокое значение зарубежных цен обусловлено тем, что в большинстве стран мира сахарная отрасль признана стратегически важной и потому подлежит госрегулированию с тем, чтобы внутренние цены заметно превышали мировые (в среднем в 2,5 раза). Россия отреагировала на эту ситуацию введением 10% НДС и 25% таможенного тарифа, после чего все переговоры по деблокированию сахарного рынка восточного соседа проходят по схеме общения двух депутатов постсоветского парламента, когда «правый» ораторствует о нарушении режима свободной торговли, а «левый» - о защите собственного производителя.

Ну а пока в споре рождается истина, растут остатки на внутреннем рынке, что опять-таки приводит к падению цен на сырье и готовый продукт ниже себестоимости и, стало быть, «крутому» обвалу рентабельности сахарных заводов и чуть более «пологому» - у свеклосеющих хозяйств. Это, в свою очередь, ведет к росту крутизны спада производства сахара. Так, если в 1991-95 годах он составил 35%, то только в 1996 году - 15%. Даже если этот темп «прогресса» не увеличится, к концу столетия Украина из экспортера «белого золота» трансформируется в его надежного импортера.

Сегодня...

Несмотря на все издержки либерализации внешней торговли для страны с переходной экономикой, при сложившихся условиях, полагаю, было бы грубейшей ошибкой обеспечить сахарной отрасли всеохватывающий протекционизм. Да, в развитых странах таможенная защита внутреннего рынка, как правило, является полной, а вот в развивающихся - это далеко не так. Как говорится, кто себе что может позволить. Украина, решив себе позволить практически полную защиту в виде 50% таможенного тарифа, тем самым обрекает свою крайне отсталую сахарную отрасль на полную изоляцию от конкурентной среды, а значит, и торможение крайне необходимого радикального ее реформирования (скажем, использование технологии переработки сахарного тростника позволяет сохранять конкурентоспособность на российском рынке даже при упомянутых выше налоговых «накрутках»).

Между тем, в условиях экономического кризиса, негативных последствий многочисленных ошибок аграрного руководства, напряженного положения с бюджетом государству не остается иного пути, как совместно с крупным частным бизнесом остановить процесс хаотичного разрушения сахарной агросферы посредством преимущественной поддержки наиболее перспективных регионов (это - прежде всего Донецко-Приднепровский и Карпатский) и эффективных предприятий. Одновременно необходимо создавать организационно-экономические предпосылки дальнейшего углубленного реформирования «сахарного клина» АПК, причем одна из важнейших предпосылок и есть свободная «тусовка» на данном рынке различных государственных и частных структур.

Толчком к такому подходу послужило постановление Кабмина №490 от 24.05.1997 года «О регулировании рынка сахара». Осознав, наконец, всю глубину драмы ведущей отрасли украинского АПК, два года подвизавшейся на давальческих подмостках, правительство потребовало от заинтересованных ведомств решения трех основных задач: отработать схему кредитования закупки сахарной свеклы для переработки, организовать оптовую торговлю сахаром, договориться на межгосударственном уровне об условиях экспорта сахара в Россию и другие страны СНГ. Поскольку скорость движения местной бюрократической машины известна достаточно хорошо, записанный в постановлении месячный срок разработки механизма кредитования сахарных заводов был благополучно сорван. К тому же выяснилось, что установленная постановлением минимальная цена на сахар - 1190 грн./т - никак не соответствует ни реалиям внутреннего рынка, ни тем паче - внешнего. Ведь с учетом затрат на транспортирование, таможенного тарифа в 25% и НДС 10% розничная цена сахара в России даже без заложенной прибыли превышает 5000 руб/кг, тогда как в Москве его можно купить за 4000. И хотя вроде бы с конца июля Кабмин отменил минимальную цену, по мнению Национальной ассоциации сахарников Украины «Укрсахар», она таки действует с

1 сентября.

Вот в этих условиях за развязывание «гордиева узла» сахарных проблем и взялась рабочая группа в составе представителей НАСУ, объединения «Укрнефтепродукт», агропромбанка «Украина», Украинского международного форума «Киев», ЗАО «УКРРОС» и компании «Vitals Inc.» (США). Первым ее шагом стала подготовка к созданию «Союза комплексного сахаропроизводства», который бы объединил в один кулак производителей сырья и сахара, поставщиков энергоресурсов, техники, минудобрений и других материально-технических ресурсов, а также финансовые учреждения. Главная цель «Союза» - не коммерческая, а методологическая, т.е. создание организационных, экономических, правовых, информационных и социальных условий взаимодействия участников сахарного рынка. Дело это было поручено УМФ «Киев», имеющему большой опыт привлечения инвестиций в экономику Украины. Вот что нам рассказал по сему поводу президент фонда Сергей Пачковский.

- Каково ваше видение дальнейшей судьбы сахарной промышленности?

- В принципе можно представить себе три пути выхода из создавшегося положения. В основе их лежит ценовой фактор, а точнее, двойная цена на сахар. На мировом рынке цену определяет главным образом стоимость тростникового сахара (300-350 долл./т), тогда как свекловичный сахар не может стоить меньше, чем 400 долл./т. Отсюда, как говорится, варианты.

Первый из них - прекратить производство сахара в Украине и вводить квоту внутреннего продовольственного потребления - примерно 1,5 млн. т, что потребует затраты валютных средств на сумму около полмиллиарда долларов (а еще ведь необходимы порядка 500 тыс. т сахара на непищевые цели). Остальные последствия хорошо известны на примере реструктуризации той же угольной отрасли и связаны с радикальным изменением производственной и социальной инфраструктуры в зонах активного свеклосеяния, где занято от 1 до 2 млн. человек. Между тем, мировой опыт говорит о том, что ни одно крупное сахаропроизводящее государство не спешит отказываться от этого важного фактора национальной продовольственной безопасности и поэтому прилагает максимум усилий по защите своих сахаропроизводителей от разорения. Уверен, и для нас этот вариант неприемлем и даже опасен.

Второй путь - ограничить производство сахара в Украине размерами внутреннего потребления, который по существу сейчас и реализуется (установление минимальной цены сырья и готового продукта, высоких таможенных барьеров, госкредитование сбора урожая свеклы текущего года). Но подобные меры не соответствуют мировой практике поддержки стратегически важной отрасли. Если уж такая отрасль существует в стране, то крайне неэффективно предпринимать крупные организационные и финансовые усилия для производства импортозамещающего продукта. Опыт всех успешно реформированных стран свидетельствует в пользу экспортноориентированной модели хозяйствования.

Стало быть, напрашивается третий путь - наряду со стабилизацией внутреннего рынка сахара, объединения на экономической основе интересов всех задействованных в сахарном конвейере субъектов хозяйствования, следует предпринять комплекс мер по возврату украинского сахара на рынки СНГ и в первую очередь самого крупного потенциального потребителя - России. Что касается других возможных рынков сбыта, то сегодня Украина имеет практически нулевые возможности пробиться на продовольственный еврорынок, который стал ареной жесткой конкуренции между членами ЕС. На него не допускаются даже новые «друзья» из Центральной Европы. Учитывая, однако, обострение ситуации с обеспечением продовольствием в странах «третьего мира», перед Украиной открываются возможности выхода на рынки стран Азии и Африки.

- Ну, дальнее зарубежье - это, как я понимаю, программа-максимум. А сделано ли уже что-то реальное по программе-минимум?

- Да, и немало. Рабочая группа организовала и провела при содействии посольства Украины в РФ серию «круглых столов» с участием экспертных групп обеих сторон. Были согласованы вопросы поставок в льготном налоговом режиме нашего сахара-песка в Россию в объеме 1,1-1,3 млн. т (в том числе администрации Московской области - 250 тыс. т под бюджетные гарантии) и встречные поставки нефти и нефтепродуктов из РФ на условиях 50 % предоплаты (30 % - деньгами, 20 % - по бартеру) и 50 % безотзывного аккредитива первоклассного банка. Поступили и предложения от ряда российских компаний авансировать товарным кредитом производство экспортного сахара на все 100 %, но для этого необходимо создать СП и четко определить паритетность цен на сахар, нефть и нефтепродукты. Имеются также предварительные договоренности с такими известными западными банками, как «Эксимбанк» (США) и «ING-банк» (Австрия), о финансировании встречных поставок нефть-сахар путем открытия кредитных линий в уполномоченных украинских банках - таких, как «Украина», «Проминвестбанк», «Эксимбанк», «Приватбанк», ПУМБ и «Аваль».

- То есть дело, судя по всему, движется к созданию транснациональной финансово-промышленной группы.

- Это и будет второй после создания «Союза» шаг в направлении реанимации и развития внутреннего и экспортного потенциала сахарного комплекса Украины.

- Но тут вы столкнетесь с целым рядом серьезных изъянов соответствующего украинского закона, если попытаетесь официально оформить подобную группу.

- Ну, мы здесь не первые и, очевидно, не последние. Еще в начале ХХ века бурно растущие американские корпорации столкнулись с жестким противодействием своего правительства, прятавшегося за букву антитрестовского законодательства (в нашем случае особое рвение проявляет в этом смысле национально-патриотическое лобби в парламенте). «Эти парни не понимают, - в сердцах говорил знаменитый Джон Пирпойнт Морган, - что сейчас важна не конкуренция, а кооперация!» То, что США сегодня стали экономическим лидером, произошло как раз благодаря тому, что их корпорации нашли способы обойти правовые препоны. Вместо трестов, например, стали создавать холдинги. Почему бы нам не пойти тем же путем?

- Ряд потенциальных участников будущей ФПГ вы уже назвали. Есть еще претенденты?

- Безусловно. Это, например, - «Приватбанк», АО «Разноэкспорт», Агробиржа, АО «Интерагро» и компания «Трансэнерго», специально созданная членами рабочей группы для обеспечения поставок хозяйствам и заводам сахарного комплекса мазута, дизельного топлива и бензина. Кроме того, она взяла на себя обязательства оператора по финансированию доработки и внедрения механизма товарного кредитования производителей. С этой целью между «Трансэнерго» и НАСУ «Укрсахар» был заключен договор о совместной деятельности. И тут, увы, оказалось, что руководство ассоциации во главе с Игорем Рилыком ни организационно, ни методологически, ни морально не готово к проведению столь ответственных работ, требующих четкой технологической, временной и финансовой синхронизации. В итоге сбор и переработка урожая сахарной свеклы этого года поставлены под серьезную угрозу далеко не по вине лишь неблагоприятных погодных условий.

- Ну а какова ситуация с вашими, так сказать, глобальными предложениями правительству?

- К сожалению, печальная. Заинтересованные министерства и ведомства Украины так до сих пор и не дали им должной всесторонней оценки. Оттого все сроки подготовки соответствующих соглашений на 1997 год сорваны и речь сегодня может идти лишь о следующем годе. Пока у российских и других иностранных компаний есть желание работать с сахарниками Украины, но при сохранении подобного отношения местных госструктур оно может и улетучиться.

Завтра...

Приступая к столь крупному комплексному проекту, рабочая группа, конечно же, не могла обойтись без разработки концепции Государственной целевой программы «Развитие свеклосахарного комплекса Украины на 1998-2000 годы и на период до 2005 года» (программа «Сахар»), поддержанной почти двумястами депутатами парламента. Основные составные части ее таковы.

Главная цель - организация внутреннего и внешнего рынков сахара, реструктуризация и модернизация его производства на базе собственных сырьевых ресурсов - должна быть обеспечена за счет решения следующих задач: 1) госрегулирование рынка с помощью введения квот и минимальных цен на его внутреннем и внешнем сегментах; 2) проведение всех межхозяйственных расчетов только в денежной форме; 3) реконструкция и техническое переоснащение свеклосеющих хозяйств и сахарных заводов; 4) внедрение современных (в первую очередь отечественных) технологий выращивания свеклы и ее переработки, сведение к минимуму потерь на всех стадиях производственного процесса; 5) создание условий стабильного производства и реализации сахара с помощью организации транснациональных и местных (локальных) ФПГ.

Технологическое обеспечение производства сахара должно базироваться на украинской интенсивной технологии выращивания сахарной свеклы, разработанной Институтом сахарной свеклы УААН и дифференцированной по разным климатическим и почвенным зонам страны. При этом намечается осуществить ряд крупных НИОКР по разработке и внедрению в производство новых высокопродуктивных сортов сырья, ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий, машин и механизмов переработки, транспортировки и хранения исходных, промежуточных и конечных продуктов.

Организационное обеспечение программы «Сахар» должно быть возложено на госзаказчика в лице Министерства АПК. Участие в ее выполнении могут принимать все заинтересованные органы власти, предприятия и организации всех форм собственности. Координировать же всю работу по реализации программных мероприятий будет «Союз комплексного сахаропроизводства».

Таким образом, рабочая группа сделала на сегодня максимум того, что было в ее возможностях. Будем, однако, откровенны: ближайшие перспективы реализации ее предложений не слишком радужны. Откровенная слабость, если не сказать хуже, нашей исполнительной и законодательной власти в полной мере проявила себя и в процессе почти полуторагодичных мытарств по бесчисленным согласующим кабинетам проекта закона Украины «О рынке сахара». Тем более что и НАСУ - казалось бы, самая заинтересованная в нем организация - проявляет в этом деле завидную инертность.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК