(Кабминовское веление, трейдерский интерес)
Рынку газа снова «подфАртило» - его снова хотят административно осчастливить территориальным (региональным) принципом
Алла ЕРЕМЕНКО
Похоже, что это одна из последних «газоорганизационных» идей (вариант «газового» проекта постановления Кабмина датирован 12 октября 1998 года). Не потому, что других не найдется (их в запасниках всегда припасено немало - на всякий случай), - просто если хотя бы пытаться сохранить видимость последовательности, Кабмин должен принять свое традиционное «газоорганизационное» постановление и, соответственно, «правила газовой игры» уже в ближайшее время, чтобы участники рынка газа, включая потребителей, еще успели если не опомниться и переварить их, то хотя бы начать подстраиваться к новым правилам (о которых, между прочим, никто из нынешних и потенциальных газотрейдоров пока что не имеет ни малейшего представления). То есть начать заключать контракты на продажу-покупку газа как за рубежом, так и в Украине, а также договоры на транспортировку и хранение газа в 1999 году. Тем более что, согласно описываемому проекту, до 1 ноября Кабмином должен быть утвержден «перечень оптовых поставщиков природного газа с закреплением их по территориальному принципу».
К тому же и «обкатку» очередной оргформы реализации газа в Украине начнут со дня на день - первый «газовый» аукцион должен состояться в конце октября. Оптовиков усиленно агитируют выставить принадлежащий им газ на первые аукционные торги. Правда, о своем согласии поучаствовать в этой затее никто из крупных газотрейдеров пока не обмолвился... Как никто пока не обмолвился и об отмене объявленного аукциона. А между тем, такие формы продажи газа, как аукцион и тендер, в нынешних условиях да при «регионалке» на внутреннем рынке (если этот принцип все же примут) просто теряют смысл...
Это может выглядеть приблизительно так, как попытки Туркменбаши продавать свой газ на местной товарной бирже по сходной (на первый взгляд) цене - 35 долларов за 1000 кубометров... на границе с Узбекистаном. Поучаствовать в торгах пригласили и трейдеров из Украины. И я даже допускаю, что кто-то мог бы позволить себе прикупить «кусочек» туркменского газа из предполагаемой первоначально для торгов квоты в 15-20 млрд. кубометров газа в год. Позволить себе прикупить за деньги или предоставив продавцу требуемый аккредитив. Но кто же позволит «протащить» этот газ в Украину в обход российского «Газпрома» и транзитных стран? А уж они, будьте спокойны, позаботятся о том, чтобы за счет стоимости их газотранспортных услуг на входе в Украину сравнительно дешевый туркменский газ оказался неконкурентоспособным по сравнению с тем же российским. Как это делается, читатели «ЗН» уже знают - мы не однажды об этом рассказывали...
Впрочем, думаю, что нашлась бы при желании парочка достаточно гибких и серьезных компаний, которым при определенном расположении звезд могло бы и повезти с «удешевлением» транзита туркменского газа в Украину. Разумеется, если бы они этого очень добивались и решились ввязываться в эту игру.
Кстати, вышеназванная «биржевая» квота туркменского газа совпадает с объемами газа, которые в последние 3-4 года предназначались для экспорта на украинский рынок, но так никогда по адресу в полном объеме и не попали. И хотя в ходе январского визита Леонида Кучмы к Туркменбаши оба президента уверяли всех, что российский «Газпром» не станет чинить препонов на пути туркменского газа в Украину, «Газпэксу», который подвязался уладить транзитные нюансы в том числе с россиянами, так и не удалась эта затея...
Между тем, похоже, что как минимум одной компании (о которой прежде и до сих пор почти никто не упоминал публично) удалось «прорвать» «газпромовскую» блокаду и обеспечить транспортировку в Украину нероссийского газа: с 1 октября на рынок Украины поступает узбекский газ. Его доставкой и реализацией занимается компания «Энергаз Украина» (ее учредитель - Energaz United A.G., Санкт-Галлен, Швейцария). По словам президента «Энергаза Украины» Юрия Немченко (который в свое время успешно участвовал в первых попытках «Укргазпрома» заняться продажей своего газа и возглавил новосозданный тогда коммерческий отдел этого предприятия), для начала компания заключила контракт на поставку в Украину 1 млрд. кубометров узбекского газа. Газ поставляется по прямым контрактам украинским потребителям. О цене и условиях газопоставок своей компании Ю.Немченко предпочел пока не распространяться. Однако если этой компании удается продать узбекский газ в Украине в нынешних условиях, можно предположить, что они если не вполне, то в принципе устраивают покупателей и продавца. Остальное, как говорится, - дело техники...
Но вернемся к «газоорганизационным» проектам. Очередной из них, по большому счету, предлагает возвратить «сектор газа» к состоянию окончания 1995-го - начала 1996 года. Именно тогда новоиспеченный «газовый» вице-премьер Павел Лазаренко был уполномочен правительством (при премьере Евгении Марчуке) заниматься энергоносителями, в частности рынком газа. Тогда немало копий было сломано противниками и идеологами регионального принципа распределения рынка газа Украины между трейдерами.
И еще в конце 1995-го в интервью «ЗН» Павел Иванович вполне логично и аргументированно объяснял: почему Кабмин остановил свой выбор именно на территориальном принципе. Основным аргументом было то, что газотрейдеры (каждый из них) хотели заполучить в покупатели исключительно высокорентабельные предприятия (а их всего-то было раз два - и обчелся), оставляя все другие на произвол судьбы и волю «Укргазпрома». Потому, уверял П.Лазаренко, правительство и решило волевым порядком обязать газотрейдеров обеспечить газом всех без исключения потребителей региона (речь в основном о промышленном секторе, так как население и комбыт оставались на совести «Укргазпрома» и других отечественных газодобытчиков), за которым закреплялся конкретный газотрейдер.
Правда, тогда формальные «наделы» регионами газотрейдеров производил Госкомитет по нефти и газу (именуемый теперь Госнефтегазпромом). Теперь же, похоже, это будет исключительной парафией Кабмина, а точнее, видимо, - нынешнего «газового» вице-премьера Анатолия Голубченко, на которого будет возложен контроль за исполнением этого «газоорганизационного» постановления Кабмина. Разумеется, если оно будет принято в этом виде.
Не знаю, насколько изменились взгляды П.Лазаренко с тех пор на сей счет, но рентабельных предприятий с тех пор в Украине стало еще на несколько порядков меньше, как и денежной массы. Увеличились только суммы долгов потребителей (так, увы, и не ставших покупателями) газотрейдерам и бюджету. К тому же добавились и другие проблемы. Например, оптовые газоторговцы по уши увязли за прошедшие пару-тройку лет в энергосхемах со своими клиническими должниками...
Теперь представьте, что по региональному велению Кабмина «матерые» покупатели-должники, прочно увязанные в «газосхемы» прежних трейдеров, получают на руки неожиданный козырь - возможность стать клиентом другого газопоставщика. Теперь попробуйте представить себя на месте руководителя предприятия-должника: у вас появилась надежда... Нет, не на возрождение возглавляемого вами производства - на возможность в очередной раз увильнуть от долговых обязательств перед прежним газопоставщиком, тем более что шансов выплатить долги у вас практически нет и не будет в обозримом будущем. И дело даже не в том, что вам, уважаемый читатель, придется представить себя весьма недобросовестным партнером газотрейдеров (хотя и таких есть немало) - у большинства реальных руководителей предприятий-должников сегодня практически нет выбора, и они, вопреки здравому смыслу, вынуждены «пользоваться ситуацией». Практически это означает, что газотрейдеры теряют, кроме всего остального, надежду получить свои деньги за уже давно использованный потребителями газ. Уже потому, что наученные горьким опытом все газотрейдеры с новыми покупателями будут заключать контракты на условиях, требующих обязательно если не предоплаты, то срочной оплаты газа по факту поставки. И это даже не желание «получить свое». С 1 октября газотрейдеры обязаны платить НДС на газ уже на таможне (прежде импортный газ, как товар из перечня критического импорта, не облагался НДС); к тому же теперь им предстоит «раскошелиться» на укороченный срок возврата платежей, прежде всего при бартерных операциях, составляющих в «секторе газа», пожалуй, основную часть. Для меня по сей день остается загадкой реальная цена газа (хотя я до сих пор наивно уверена, что реально газ стоит ровно столько, сколько за него реально платят, как и за все остальное. Это, по крайней мере, логично...), особенно 66 долларов за 1000 кубометров - для населения, бюджетников и комбыта. Но сейчас не об этом речь. К тому же памятуя опыт предыдущих лет, когда при территориальном принципе организации (а практически - дезорганизации) рынка газа постоянная «коррекция» территорий, превратившаяся на практике в перманентный процесс, только позволяла должникам увиливать от выплаты денег (с «приобретением» каждого нового газопоставщика), газотрейдеры уже видят те страшные «сны», в которых они бессильны выбить плату за поставленный газ, потому что тем заняты все остальные трейдеры - с одного и того же газопотребителя-должника...
...В такой ситуации газотрейдеры вынуждены будут прибегнуть к нетрадиционному пока в Украине способу «выбивания» долгов - арбитражным тяжбам с целью добиться объявления должников банкротами и получения хотя бы в качестве сатисфакции имущества должников... Масштаб грядущих процессов о банкротстве нормальному человеку трудно представить. Возможно, в какой-то мере помогут следующие цифры. Среднестатистический газотрейдер (а их сейчас меньше десятка всего) поставляет газ приблизительно 1 500 промышленным потребителям. Причем все газопотребители находятся в разных областях Украины... И опять же в среднем большинство из них оплачивают использованный газ, в лучшем случае, на 45-65% от его контрактной стоимости. Газотрейдерам ничего не остается, как постоянно пролонгировать долговые соглашения с газопотребителями, надеясь когда-нибудь получить хотя бы часть долга. И пока должники привязаны к трейдерам даже не долгами, а текущими газопоставками и поставками многого другого, что также обеспечивают газотрейдеры, до тех пор процесс идет и все хотя бы условно чувствуют себя каждый в своей тарелке.
Если снова будет введен территориальный передел рынка, газотрейдеры рискуют потерять связующие должников нити... И станут искать если не спасения, то облегчения своей участи - в банкротстве своих должников. Один газотрейдер способен просто завалить все без исключения арбитражи Украины исками к своим «утерянным» должникам. А трейдер пока что в Украине не один, и у каждого из них есть претензии к потребителям газа...
Возможные перипетии газотрейдеров я упоминаю отнюдь не из особой заботы о них. Просто результаты их действий (как правило, вовсе не публичных) в любом случае скажутся на всех газопотребителях - если речь о рынке газа вообще. Всем будет невесело, когда всяк правдами и неправдами будет пытаться вернуть себе хоть что-то... Что следует за этим, наверное, вы еще помните - дезорганизация рынка. И потом уже все равно, сколько и сколь громких «газовых» дел будет объявлено прокуратурой...
И еще две детали. Описываемый «газоорганизационный» проект Кабмина, кроме прочего, содержит еще и такое очевидное, на мой взгляд, противоречие. Один из его пунктов содержит уже упомянутое обязательство Кабмина срочно (по тексту проекта - до 1 ноября 1998 года) «утвердить перечень оптовых поставщиков газа с закреплением их по территориальному принципу». А на следующей странице проекта читаем: «Запретить министерствам, другим органам исполнительной власти... давать рекомендации по выбору оптовых поставщиков газа...». Как минимум, нелогично. Хотя бы потому, что и сам Кабмин - орган именно исполнительной власти...
И второе. Когда в прошлый раз был утвержден территориальный принцип, Антимонопольный комитет многих трейдеров счел региональными монополистами. Со всеми вытекающими для трейдов «прелестями» такого положения…
Но если этот вариант будет принят, лично я не завидую вице-премьеру Анатолию Голубченко - мало ему не покажется...