Благодаря ему из Скадовска можно попасть в Зонгулдак (Турция) за 16 часов. При желании - не выходя из кабины автомобиля
Недавно жители приморского Скадовска отпраздновали официальное обретение городом-портом статуса международного. Событие ожидалось давно. По большому счету - более 70 лет. Со дня основания (1894 год) порт специализировался на переработке экспортного зерна Таврической губернии и у его причалов швартовались суда под флагами многих стран. Коллективизация крестьянских хозяйств остановила зерновой поток, а заодно и развитие порта, которому для взлета не хватило каких-то 60 километров железнодорожной колеи. Последующие годы, вплоть до наших дней, были, по сути, годами выживания - порт работал на перевозках регионального значения.
Первому рождению порт обязан своему основателю - помещику С.Скадовскому, который подметил выгоду географического положения поместья и на свои средства заложил город-порт. Вторым отцом скадовчане по праву считают старейшего в бывшей советской империи начальника порта Ивана Ивановича Бокшу, человека с «заоблачными мечтаниями», как называют его во многих управленческих кабинетах. Это ему принадлежит идея придания порту статуса международного как первоначальное условие создания точечной зоны открытого экономического пространства.
Идея проста и по этой причине оказалась труднореализуемой. Автору этих строк доводилось выслушивать сомнения в целесообразности открытия СЭЗ в Скадовске от должностного лица довольно высокого ранга: «налоговая гавань» - это хорошо, но где взять деньги на строительство железной дороги? Ответ Иван Иванович нашел в нынешней тенденции мирового развития малого и среднего бизнеса, когда предприниматель оперирует небольшими партиями груза.
- Идея перевозок автомобильными паромами, - рассказывает Иван Бокша, - родилась после знакомства с организацией дела в странах, прилегающих к закрытым водным бассейнам. При таком варианте перевозка «лишнего» груза (транспортных средств) с лихвой компенсируется отсутствием дорогостоящих перевалок, перегрузок, сортировок, многочисленных таможенных, санитарных, пограничных и других формальностей. А главное - от порога отправителя до порога получателя груз доставляется в кратчайший срок и с минимальными затратами. Ко всему - без железной дороги и развитого грузоподъемного хозяйства. Достаточно пирса, на который можно опустить поворотную аппарель парома.
Уже первые дни работы паромной переправы подтверждают перспективность хозяйственного решения. По словам начальника Херсонской таможни Юрия Демина, запросы и заявки на паромные перевозки поступают от отечественных и зарубежных владельцев в количестве, позволяющем уже сейчас открыть линии Скадовск - Поти, Скадовск - Стамбул.
Еще одно парадоксальное обстоятельство, способствующее развитию порта, Херсонщины в целом, - отсталость перерабатывающих отраслей южной зоны при наличии мощного сельскохозяйственного потенциала. Достаточно упомянуть, что почти треть из двух миллионов гектаров земли в области - орошаемые, а значит, практически все хозяйства способны поставлять на рынок до 70-90 процентов своей продукции - зерновые, овощи, бахчевые, фрукты, виноград, продукты животноводства и птицеводства, технические культуры. И это не только расчеты бизнес-планов, но и воспоминания прошлых лет, когда главным заготовителем было государство. Немногие понимали, что возрождение былой славы края на новой рыночной основе рано или поздно потребует кратчайшего экспортного пути в ближнее и дальнее зарубежье. И начало ему положено на принципах самофинансирования, благодаря энтузиасту-подвижнику.
Кратчайший, прямой, не требующий больших капитальных затрат транспортный мост и есть то звено, потянув которое, можно вытащить всю сложную и взаимозависимую цепь экономической структуры области, страны. В Скадовске имеются все предпосылки для открытия точечной СЭЗ - транспортная связь, сфера выгодного, надежного и перспективного вложения капитала, зачаточные институты концентрации валютно-финансовых средств в областном центре, достаточно развитая производственная и непроизводственная инфраструктура. Херсонская область имеет ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с другими регионами Украины в смысле привлекательности для инвесторов. Имеет она и общий с другими регионами-претендентами на СЭЗ «недостаток» - отсутствие законодательной основы для долгожданного подъема.