Николай Ильницкий: «МЫ СУЩЕСТВЕННО МЕНЯЕМ СИТУАЦИЮ НА ЧЕРНОМОРСКОМ ШЕЛЬФЕ

Поделиться
Государственное производственное предприятие «Черноморнефтегаз» за последнее время осуществило два качественных прорыва в своей отрасли...

Государственное производственное предприятие «Черноморнефтегаз» за последнее время осуществило два качественных прорыва в своей отрасли. Во-первых, проведена разведка углеводородных залежей на глубине 2950 метров, и она оказалась результативной. Во-вторых, предприятие освоило метод горизонтального бурения на газонефтеносных структурах.

Что дают новые возможности производства для Украины? С этого вопроса начался разговор нашего корреспондента с генеральным директором ГПП «Черноморнефтегаз» Николаем Ильницким.

- Прежде всего, принципиально изменяются перспективы разработки газонефтеносных структур на Черном и Азовском морях, - говорит Николай Карлович. - Если раньше мы разрабатывали сравнительно бедные залежи, то сегодня зона разработки значительно не только расширилась, но, можно сказать, и углубилась - мы достаем полезные ископаемые уже не только с глубины 700 метров, но и с горизонтов около 3 тысяч метров. если методом вертикального бурения, например, на месторождении Штормовое, нам надо было пробурить 16 скважин, то при горизонтальном бурении обошлись бы и шестью. Если учесть, что стоимость бурения одной скважины составляет 2 миллиона долларов, легко представить себе преимущества нового метода...

Согласно разработанной нами долгосрочной программе развития отрасли - а я считаю Азово-Черноморский шельф основной топливной кладовой Украины - к 2002 году мы будем добывать 3 млрд. кубометров газа в год. То есть прирост его добычи составит фактически 600 миллионов кубометров. Этим мы полностью покрываем потребности Крыма и начнем транспортировку газа в другие области страны.

Однако для этого отрасли необходимы капиталовложения в сумме примерно 30 млн. долларов.

С учетом того, что потребители задолжали нам примерно 50 млн. долларов за поставленные энергоносители, предприятие найти такие деньги сможет. К тому же я надеюсь, что нашу программу утвердит Президент Украины, она приобретет статус государственной и нам легче будет привлекать инвестиции для расширения и модернизации производства.

- «Черноморнефтегаз» - почти единственное предприятие в Крыму, которое успешно работает в нынешних условиях. В чем секрет?

- Видите ли, мировые нефтяные компании считают, что минимальная норма прибыли на их предприятиях должна составлять не менее 18 процентов. Мы же в сложнейших экономических условиях, в ситуации долгов и неплатежей имеем норму прибыли от 2 до 8 процентов, но работаем, добиваемся постоянного расширения производства. Так, в конце августа на морской буровой платформе Штормовое-17 введена в эксплуатацию еще одна скважина, что дало дополнительно 200 тысяч кубометров газа и 18 тонн газоконденсата в сутки. С пуском девятой скважины буровая платформа №17 вышла на проектную мощность: сегодня на ней добывается 1,45 миллиона кубометров газа и 150 тонн газоконденсата в сутки.

Предприятие ведет бурение еще двух скважин на платформе Штормовое-17 и двух - на платформе Штормовое-23. Между ними ведется прокладка четырехкилометрового подводного газопровода. В середине октября будут запущены еще две скважины, а значит, добыча газа на месторождении снова возрастет.

- Каково ваше отношение к перспективам приватизации в отрасли?

- Я считаю, что предприятия нашей отрасли должны пока находиться в государственной собственности. Позже на их базе возможно создание открытых акционерных обществ. Однако в нынешних условиях только государственная собственность даст возможность отрасли выжить, сохранить свой потенциал и расширить производство. Неизвестно, почему, но Верховная Рада Украины сочла не подлежащими приватизации морские рыбные порты, а нашу отрасль, имеющую гораздо большее значение для государства, разрешила приватизировать.

С большим трудом нам недавно удалось добиться в Высшем арбитражном суде Украины признания недействительной приватизации имущества треста «Черноморнефтегазпромстрой», бывшего ранее нашим структурным подразделением. Приватизация стройтреста была, на наш взгляд, ограблением государства, которое в свое время за огромные средства закупило для него дорогостоящее уникальное импортное оборудование. Например, уникальный подъемный кран, стоимостью 1,5 миллиона долларов, был выкуплен всего за 1800 долларов. А вся собственность треста была приватизирована за 1,45 миллиарда карбованцев, хотя реальная ее стоимость в тысячи раз больше...

Так вот, строительство уже упомянутого газопровода между морскими буровыми длиной 4 километра при государственной собственности нам обойдется в 750 тысяч долларов, в то время, как смета его строительства частным предприятием составляла 10,8 миллиона долларов (причем в качестве аргумента выставлялось утверждение, что это на 10 процентов дешевле мировых расценок). Но в нынешних условиях Украина просто не может платить за эти работы мировую цену...

- Николай Карлович, каково ваше, как члена тендерного комитета, отношение к перспективам разработки Азово-Черноморского шельфа с привлечением иностранных компаний?

- Я считаю нецелесообразным привлечение иностранных компаний к работам на глубинах менее 80 метров, где месторождения могут успешно разрабатываться нашей промышленностью. Тем не менее первый раунд тендера на право разработки четырех участков в Черном море недавно выиграли компании «Шелл» и «Пектон». Это солидные мировые компании и надежные партнеры. Однако наше предприятие является основным разработчиком этих месторождений, и на переговорах с ними я поставил три условия: при заключении договора должны быть соблюдены интересы украинских производителей, украинских работников и украинского государства. Это значит, что работы компании должны проводить силами украинских рабочих и на украинском оборудовании...

- Важность скорейшего разрешения в Украине топливной проблемы особых доказательств не требует. Что же сдерживает развитие отрасли в Азово-Черноморском регионе?

- Первую причину вы, безусловно, назовете сами: это катастрофическое отсутствие средств. Так что нам в первую очередь надо решить проблему привлечения инвестиций. Колоссальные деньги нужны для закупки недостающего оборудования для горизонтального бурения, фонтанной арматуры и много другого.

Во-вторых, нет у нас еще государственного отношения к отрасли. Нашего производителя задушили налогами, живем мы почему-то только сегодняшним днем, хотя это недопустимо в нефтегазовой отрасли, как, наверное, ни в одной другой. Практически не создана служба разведки перспективных месторождений. С огромным трудом и ухищрениями удалось недавно провести 3 тысячи километров сейсмической разведки шельфа, а в Украине нет пока для этого ни оборудования, ни, главное, - компьютерного обрабатывающего центра. Три тысячи километров сейсмики - это капля в море, нам в ближайшее время надо провести от 10 до 15 тысяч километров сейсмической разведки, ведь мы в Украине еще просто не знаем своих запасов. А земля у нас очень богатая, и я уверен, что наших месторождений вполне достаточно для обеспечения потребностей украинского государства в нефти и газе.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме