НДСом — ПО СУДОРЕМОНТУ

17 октября, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 42, 17 октября-24 октября 1997г.
Отправить
Отправить

- Собственно говоря, хвастаться не чем, комбинация простенькая… - сказал Бендер. - И я не только не нарушил законов, но даже сделал приятное...

- Собственно говоря, хвастаться не чем, комбинация простенькая… - сказал Бендер. - И я не только не нарушил законов, но даже сделал приятное. Экипаж «Антилопы» снабдил денежным довольствием.

И.Ильф, Е.Петров. «Золотой теленок»

В начале октября в Одессу со всей страны съехались судоремонтники, судовладельцы, банкиры, ученые. Совещание проходило на одном из мощнейших в Украине Ильичевском судоремонтном заводе, который, несмотря на некоторые преимущества перед другими, испытывает те же трудности, что и остальные.

Судоремонтники съехались, чтобы вместе подумать и решить, как жить дальше. И, наконец, заявить во всеуслышание официальному Киеву, что судоремонтные заводы - это тоже курицы, способные нести золотые яйца, и резать их державе же дороже.

Сейчас, когда все без исключения судоремонтные заводы изо всеx сил стараются выжить (загрузка мощностей - 50%), держава ставит им подножку. Речь идет о введении НДС на ремонт иностранного флота. В условиях старения и списания отечественных судов на него возлагается большая надежда. Всем известно, что осталось от флота Черноморского морского пароходства. Как заметил на совещании технический директор ГСК ЧМП Юрий Швед, нет никакой перспективы его пополнения. Ильичевский завод, к примеру, уже сегодня спасает свое положение за счет греческого флота. Если в прошлом году было отремонтировано 20 украинских судов, то в этом - только 3.

Повышение же цен на услуги судоремонта, с введением НДС, в условиях жесткой конкуренции между судоверфями Черноморского и Средиземноморского бассейнов, поставит украинские заводы в невыгодное положение. Тем более сейчас, когда они пытаются утвердиться на рынке, предлагая приемлемые цены.

- Как я объясню иностранцу, что надо платить НДС? - задавался вопросом директор Ильичевского СРЗ.

- У нас в этом году рост объема производства составляет 147%, по сравнению с прошлым, когда мощности были загружены всего на процентов 30. Теперь НДС все это перечеркивает, - отмечал директор Килийского СРЗ.

Надо сказать, что проблема с введением НДС наделала не только много шума, но и вызвала недоумение. В новом законе Украины «О налоге на добавленную стоимость» в ст. 6 (п.6.2 и 6.2.2) четко сказано, что продажа работ (услуг), предназначенных для использования и потребления за пределами таможенной территории Украины, облагается НДС по нулевой ставке. Всем известно, что иностранные суда, ремонтируемые на отечественных заводах, работают за пределами Украины. Все, казалось бы, просто и ясно. Ан нет. Государственная налоговая администрация в Одесской области в своем письме со ссылкой на Государственную налоговую администрацию Украины дала разъяснение, в котором сказано: услуги по ремонту иностранных судов не относятся к экспорту услуг, а стало быть - облагаются НДС.

Но почему? - спрашивается. Судоремонтники склонны считать, что государственные мужи, восседающие в Киеве, как были далеки от морских дел, если не сказать более, так и остались. Загубить такую отрасль, как судоремонт, посредством того же НДС ничего не стоит. Вопрос, однако, в том, знают ли высокие чиновники, сколько будет стоить возродить ее? В том-то и дело, что нет. Словом, участники совещания выработали свой план действий и подготовили целый ряд предложений с тем, чтобы добиться от Киева помощи, взаимопонимания.

Следует отметить, что ничего нового и сверхъестественного они не требуют. О том, что государственные судоходные компании угоняют отечественный флот на ремонт за границу, тем самым лишая украинские заводы загрузки, они твердят не один год. Их логика очень проста: если судовладельцу очень захотелось за границу, то пусть, дескать, в начале экономически обоснует, что ремонт там, у них, выгоднее, чем у себя, дома. Вот все, чего они хотят. От государственных структур они просят установить за этим контроль...

Сложность данной проблемы состоит в том, что отечественные суда в Украину заходят редко. Это связано с сокращением экспортно-импортных грузопотоков, идущих через отечественные порты. Если взять, к примеру, Черноморское морское пароходство, то судами этой компании в прошлом году было перевезено украинских грузов всего 1% от общего объема перевозок. Поэтомy судоходные компании в свою защиту приводят всегда один и тот же, но довольно-таки веский аргумент: гнать флот на ремонт на отечественные заводы за тысячи миль - это абсурд. Хотя с этим их утверждением никто не спорит. Дело в другом. И судоремонтники готовы привести массу примеров, подтверждающих тот факт, что суда уходят за границу на ремонт из родных гаваней. На совещании директор Ильичевского СРЗ Георгий Гокман напомнил о том, что государственная судоходная компания «Укрферри», паромы которой работают на линии Ильичевск-Варна, умудрилась загнать один из них на ремонт в Италию. ЧМП - «Дмитрий Шостакович» - в Болгарию.

Словом, чтобы навести порядок в этом деле, судоремонтники, наученные горьким опытом, теперь уже помимо контроля со стороны государства, предлагают принять более действенные меры: ввести налог на импорт услуг по судоремонту. Это с одной стороны. А с другой - освободить от таможенного сбора и налогов импортируемые материалы, оборудование, запчасти, используемые для ремонта флота, а также снизить на 50% портовые сборы с судов, идущих на ремонт на отечественные заводы.

Что же касается злополучного НДС, то судоремонтники намерены добиться от Кабинета министров и Верховной Рады четкости - включения судоремонта в перечень экспортных работ и услуг, не подлежащих обложению НДС. Тогда никому не придет в голову трактовать закон как ему заблагорассудится.

Сегодня между судоремонтниками и судовладельцами существует еще одна проблема - неплатежи. Решить ее участники совещания предлагают не только путем взаимозачетов и передачи имущества должников. Открытие коммерческими банками для судоходных компаний льготной целевой кредитной линии под 5-7% годовых решило бы, по их мнению, не только проблему долгов и финансирования судоремонта, но и заинтересовало бы судовладельцев в ремонте флота на своих заводах. В связи с этим они намерены обратиться с предложением в Национальный банк Украины.

На совещании присутствовали представители ряда коммерческих банков Украины («Морской торговый банк», «Проминвестбанк», «Пiвденний», «Первый Украинский международный банк»), которые готовы работать с заводами при условии взаимной выгоды и гарантиях возвратности кредитов. Однако учитывая, что заводы являются государственными предприятиями, в которые рискованно вкладывать средства при сомнительной ликвидности основных фондов, на сотрудничество могут рассчитывать пока лишь директоры заводов, пользующиеся у банкиров полным доверием.

Кстати, обсуждались и вопросы изменения форм собственности. Сегодня против приватизации в принципе никто не возражает, но позиция пока что такова: торопиться некуда и незачем. У всех перед глазами яркий пример акционирования двух заводов - Одесского СРЗ №2 и Бердянского завода подъемно-транспортного оборудования, которые теперь не у дел.

Все вышеназванные проблемы дополняет еще одна, которая аукнется потом, но будет поздно, как говорится. Это - доки, которые судоремонтники называют золотым дном. Они стареют. Самому молодому около 40 лет. Так вот, если не позаботиться о них теперь, то можно потерять навсегда. Стоимость нового дока - от 50 до 120 миллионов долларов…

На совещании присутствовал заместитель министра транспорта народный депутат Украины Владимир Севрюков, человек в морском деле, как говорится, свой. Он начинал карьеру в некогда могущем Черноморском морском пароходстве, объединявшем в то время и флот, и порты, и заводы. Так что надежда на то, что голос судоремонтников не станет в очередной раз гласом вопиющего в пустыне, хотя и слабая, но все же появилась.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК