МОНОПОЛИЗМ: СТРАШНЕЕ ЗВЕРЯ НЕТ

15 ноября, 1996, 00:00 Распечатать Выпуск № 45, 15 ноября-22 ноября 1996г.
Отправить
Отправить

Кто-то из известных заметил, что если вы не монополист, вам с товаром на рынке делать нечего. В разв...

Кто-то из известных заметил, что если вы не монополист, вам с товаром на рынке делать нечего. В развитие этих слов можно утверждать, что если на рынке, пусть базаре, много конкурентов, вам как поставщику (продавцу) будет неуютно. Зато потребителю, особенно денежному, очень даже комфортно. К сожалению, сегодня, даже будучи сверхсостоятельными, мы ощутить этот комфорт не смогли бы - ввиду сверхмонопольного государственного обслуживания во многих сферах.

Попробуйте для начала разобраться в таком деле. Стоимость проезда из Херсона в Киев в плацкартном вагоне составляет на сегодня чуть более восьми гривен. Если же вы пожелаете воспользоваться постельными принадлежностями, вам придется выложить еще... половину этой суммы. Можете поинтересоваться у чиновников железной дороги причинами столь дикой диспропорции, можете при благоприятных условиях и ответ получить. Не более того. А причина проста - стоимость проезда регулируется государством. А цену на дополнительные услуги, к которым почему-то отнесено и вагонное обслуживание, устанавливает ведомство. Причем устанавливает монопольно.

Подобные примеры очень даже многочисленны. Однако потрудитесь назвать хотя бы один-два, где бы гражданин потребовал и получил компенсацию за испорченные в холодильнике продукты из-за непредвиденных отключений электроэнергии, где бы работники городского транспорта несли какую-либо ответственность за срыв графиков движения по городским улицам, чтобы любимый нами жэк взял на себя расходы по восстановлению здоровья старушки, сломавшей ногу у неосвещенного подъезда... Самое обидное, что везде крайними останемся мы с вами, потому как в неравном противостоянии нам назовут массу причин объективного, по их субъективному мнению, характера, чем и будем довольствоваться.

Автор не преследует цели нагнетать и без того бурные страсти. Тем более, что само государство создало структуры, призванные стоять на страже наших интересов перед производителями всех мастей. Здесь важнее подумать о расширении возможностей наших защитников перед агрессивным производителем.

Уникальную акцию провели специалисты Херсонского управления по делам защиты прав потребителей совместно с областным отделением Антимонопольного комитета в мае этого года. Они усомнились в правомерности применения тарифов на такой вид услуг, как снабжение населения теплом и горячей водой. Оказалось, что генеральный директор ОПО «Херсонтеплокоммунэнерго» Николай Крутько в ответ на ограничение в потреблении газа не придумал ничего лучшего, как внедрить «с целью экономии» особый график подачи теплоносителя в городскую систему. В соответствии с ним, к примеру, при температуре наружного воздуха 11°С на выходе вода должна иметь 95°С, а при возврате - 53°С. Это вместо нормативных 150°С и 70°С. Можете представить комфортность проживания в херсонских квартирах прошлой зимой, если на эту температурную разницу отнести еще технологические, транспортные и разгильдяйские потери тепла на трассе между котельной и жилым домом...

Все бы ничего, нам не впервой. Но здесь интересен вопрос: почему отъявленный монополист «забыл» пересчитать тарифы на услуги сомнительного качества?

Такая «забывчивость» по сути своей не что иное, как уверенность в безнаказанности: ведь всегда так было, заплатят, куда они денутся...

Примеры обуздания аппетита монополиста пока еще единичны. А упомянутый можно даже назвать невероятным. Ну где это видано, чтобы руководитель государственного предприятия оперативно и адресно вернул 1250 тысяч гривен людям, 560 тысяч - хозрасчетным предприятиям и 625 тысяч бюджетным. Простите, мы к такому не привыкли. Но за ценой не постоим.

Цена же оказалась довольно высокой. Специалистам двух немногочисленных структур пришлось пересчитать фактическую стоимость теплоснабжения более чем за год, доказывать во многих инстанциях монопольный характер обдираловки и, так сказать, обычное ущемление законных прав потребителя, заставить нарушителя срочно разработать и внедрить пока еще единственную в Украине и постоянно действующую программную систему учета параметров тепловой энергии (чтобы в дальнейшем неповадно было!).

Что и говорить, трудностей хватает. Но по-иному и быть не может - дело-то новое. Может, и не стоило бы браться за перо, если бы не появились симптомы до боли знакомой болезни - попытки властных структур обуздать независимые органы под благим намерением содействовать, координировать, направлять. Управление по делам защиты прав потребителей уже имеет куратора от облгосадминистрации. Он же - куратор над торговой сетью, вот и выходит, что в одних руках и волки, и овцы. На вопрос, зачем это нужно и нужно ли вообще, ответ стандартный: региональными процессами надо управлять. Вот и результаты такого управления - почти бездействует областное общество по защите прав потребителей.

- Дело в том, - рассказывает заместитель председателя общества Павел Сидоренко, - что наши конституционные права никем не признаются. Вот пример. Пункт 2.1.2 устава общества гласит, что мы обязаны «содействовать государственным органам в контроле за качеством товаров, работ и услуг» в торговле и прочих сферах обслуживания. Эту обязанность мы понимаем, кроме всего прочего, и как право проверять торговую сферу на предмет соблюдения правил. Но нас лишают этого права, мотивируя тем, что «содействовать» не означает проверять. Понятно, что, не имея прав, мы не можем выполнять и обязанности. Более того, мы не можем и стать на ноги как независимая общественная организация, лишены права прибегать через судебные органы к штрафным санкциям, а значит, возможности создать материальную базу, поощрять активистов. Так, как это делается в других областях страны...

На вопрос, почему вяло действует такая независимая и потенциально мощная структура, в различных инстанциях дают невразумительные ответы: они не имеют права, не имеют специалистов, не имеют базы и прочее. Возможно, это и так, но ведь это скорее беда, чем причина для игнорирования. Наверное, излишне напоминать, что деятельность общества предусмотрена Конституцией Украины. И не случайно. Ведь если вдуматься, общественный контроль выполняет роль противовеса коррупции, заорганизованности, административно-клановому управлению.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК