Кем «заказана» украинская авиакорпорация?

Поделиться
Годичная «война» в украинской самолетостроительной отрасли, в которую вольно или невольно втянуты министерства и ведомства, Кабинет министров Украины и многие депутаты Верховной Рады, — не новость...

Годичная «война» в украинской самолетостроительной отрасли, в которую вольно или невольно втянуты министерства и ведомства, Кабинет министров Украины и многие депутаты Верховной Рады, — не новость. В статье «Украинское самолетостроение: внутренняя интеграция или борьба за власть?» («Зеркало недели», №24 (552) от 25.06.2005 г.) шла речь о заказчиках PR-кампании, направленной против создания интегрированной самолетостроительной компании. С тех пор время расставило все по своим местам: правительство приняло решение о создании государственной корпорации «Антонов». Однако страсти не утихли: в прессе появилась новая волна публикаций, направленных против отдельных фигурантов интеграционного процесса. Быть может, пришло время поговорить об исполнителях этой музыки? Которые в стремлении сохранить прибыльного заказчика, подталкивают его к дальнейшему раздуванию конфликта.

Приведем фрагмент «плана пиар-кампании в масс-медиа», который рассылался отдельным журналистам с е-mail-адресов одной фирмы, хорошо известной на рынке PR-услуг Украины. Стилистика и орфография оригинала сохранены.

«1. Информационный повод — подходит срок принятия решений относительно объединения предприятий украинского авиапрома. На этой неделе должен быть подан проект Устава государственной самолетостроительной корпорации «Национальное объединение «Антонов». Над ним работает рабочая группа минпромполитики под руководством Урусского — первого зама министра промполитики — там кипит работа. Однако параллельно готовится другой проект устава, который, по некоторой информации и будет представлен премьер-министру. Который, собственно и нужно описать. Подать как утечку информации из минпрома.

2. Так вот этот альтернативный проект — БОМБА ПОД ПРАВИТЕЛЬСВО, так как полностью противоречит решениям Ющенко и Тимошенко (о сохранении независимости субъектов), а предполагают объединение основных авиапредприятий Украины, по сути, в одно большое предприятие. При этом права у руководства Корпорации — огромные, обязательства — минимальные... Это нарушает еще и действующее законодательство — Гражданский кодекс и т.д.

3. При этом остается непонятным — а где позиция Харькова? Официальной позиции нет. Предприятие не участвует в работе рабочей группы, не присоединилось к проекту устава основных предприятий... Именно этот устав теперь шлифуется в минпромполитики. В то время, когда неизвестными разработчиками строчится альтернативный документ. Совпадение?

4. Небезынтересно, что в состав рабочей группы неожиданно вошел некто Никитин Николай (Россия) — советник первого заместителя министра по авиационным вопросам на общественных началах. Это человек был устранен от руководства российскими авиапредприятиями — корпорация Сухой. Программы под его руководством развалились — МИГ, ТУ-334... Почему именно он консультирует Урусского и чью позицию он представляет?

5. Итак, правительству готовят БОМБУ. Поведется? Сможет вовремя разобраться? Или разберется минпромполитики, что творится в его недрах?

Необходимо:

1. атаковать минпромполитики, в первую очередь Урусского, Шандру — относительно комментариев — что за проект Устава, который готовится помимо работы рабочей группы?»

Звучит почти как план «Барбаросса».

А вот и результаты «творчества» журналистов, оперативно выполнивших заказ. Почитайте статьи «НеУСТАВные отношения в украинском авиапроме», «Шандра: Есть только один официальный устав корпорации «Антонов», «Украинский авиапром консультируют менеджеры, развалившие российскую авиацию», «Украинской авиации устав не писан», наконец, «Будущая корпорация «Антонов» готовится работать по двум уставам?». Издания, авторов и даты опубликования приводить не будем из этических соображений. Главное другое: все эти статьи как под копирку написаны согласно вышеприведенному PR-плану. У кого есть сомнения, может найти публикации в Интернете и сравнить с опубликованным «темником».

Впрочем, оставим пока в стороне его содержание. Зададимся вопросом о том, кто и зачем рассылает подобные «подсказки» журналистам, кто же оказался проводником идей о «неуставных отношениях» в украинском авиапроме и инициатором давления на Министерство промышленной политики, министра и его первого заместителя?

Не секрет, что в ближайшее время должна быть поставлена точка в многострадальной эпопее под названием «Создание вертикально интегрированной авиастроительной структуры». Прошел почти год с момента, когда громкие заявления руководителей АНТК «Антонов» о недопустимости объединения их компании с другими предприятиями отрасли спровоцировали значительное напряжение вокруг принятия, казалось бы, очевидного решения. Сначала инициаторов объединения, в первую очередь, Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП) обвиняли в попытке развалить отрасль: пугали общество скорым крахом авиапрома. Затем отыскался «западный» след — якобы западные авиационные объединения Boeing и Airbus взялись развалить украинское авиастроение изнутри. Потом появились судебные иски — хороший повод говорить о «долгах» партнера.

Правда, оказалось, что инициатор исков — АНТК «Антонов» — к настоящему времени доказал обоснованность своих претензий к харьковчанам в размере только 2,5 млн. грн., тогда как долг киевлян Харьковскому авиазаводу согласно решению суда составляет 117 млн. грн. Тем не менее юридическая компания «Ильяшев и партнеры» с помощью своего информационного партнера PRP Ukraine регулярно рассылает пресс-релизы об арестах счетов Харьковского авиапредприятия, формируя его имидж как должника.

После того, как правительство все-таки приняло решение о создании корпорации «Антонов», тактика «пиарщиков» мгновенно изменилась по принципу: если нельзя подавить бунт, надо его возглавить. В прессе появилось множество заявлений тех, кто совсем недавно предрекал скорую гибель отрасли в результате интеграции: мы, мол, первыми поддержали объединение, одобрямс! И в то же время направление PR-удара поменялось — исполнители перешли на личности. Любой человек, ставший на сторону харьковчан, сразу становится мишенью для заказного пиара.

Первым под прицелом оказался, и уже давно, генеральный директор ХГАПП Павел Науменко. Одно из последних, растиражированное многими СМИ заявление четырех профсоюзных председателей — АНТК «Антонов», завода «Авиант», Киевского авиаремонтного завода №410 и Государственного научно-исследовательского института авиационных технологий (УкрНИИАТ): «...трудовые коллективы требуют, чтобы процесс создания корпорации был осуществлен без потери юридической и хозяйственной самостоятельности предприятий, которые войдут в нее… мы обеспокоены действиями г-на Науменко относительно самовыдвижения на роль руководителя корпорации».

Интриг в этом заявлении много. Во-первых, достоверно известно, что один из «подписантов» находился в отпуске далеко за пределами Киева. Во-вторых, письмо, подписанное тремя профсоюзными лидерами, вряд ли можно ассоциировать с мнением трудовых коллективов, которые не видели текст обращения до его публикации в СМИ. В-третьих, профбоссы, направляя письмо в высокие инстанции, сами не разобрались в содержании проектов уставов, поскольку ни в одном из вариантов не предусмотрена «потеря юридической и хозяйственной самостоятельности предприятий». И, наконец, где и когда Павел Науменко выдвигал свою кандидатуру на должность руководителя корпорации? Официально такое заявление никогда не звучало.

Недавно появилась еще одна мишень пиар-кампании — Николай Никитин. Человек, фактически «поставивший на ноги» самый коммерчески успешный истребитель современной боевой авиации Су-27, очень много сделал и для другого лидера российского военного самолетостроения — «МиГ». С его приходом в 1999 году на должность генерального конструктора и одновременно генерального директора российской самолетостроительной корпорации «МиГ» (РСК «МиГ») связаны объединение всех активов компании в рамках одной интегрированной структуры, инвестиции и контракты на сумму более миллиарда долларов, что нашим «авиагигантам» пока и не снилось. Уход Никитина из РСК «МиГ» стал следствием внутренней борьбы в российском авиапроме и к деловым качествам и вкладу этого профессионала в развитие ведущих российских самолетостроительных фирм не имеет никакого отношения. Это прекрасно известно тем, кто «сливает» в СМИ негативную информацию о новом советнике первого заместителя министра промышленной политики Украины О.Урусского.

Обратимся к оценкам руководителей, которые знакомы с работой Н.Никитина не по «темникам» пиар-агентств, а по совместной работе. В ходе Международного авиакосмического салона 2005 года на брифинге корреспондент журнала Flight International задал вопрос Алексею Федорову, нынешнему руководителю РСК «МиГ»:

— Известно, что интеграция РСК «МиГ» состоялась под руководством Николая Федоровича Никитина. Как вы оцениваете его деятельность в области корпоративного строительства?

— Я вообще очень высоко оцениваю деятельность и достижения, которые были сделаны во время работы Николая Федоровича в РСК «МиГ». Собственно, и само название РСК «МиГ» родилось при нем. До этого были ВПК «МАПО», МАПО-МиГ. И Николай Федорович заложил много интересных и перспективных проектов, в том числе и процессы интеграции. Мы сегодня, безусловно, на них базируемся и развиваемся.

Этот ответ стоит прочесть и тем, кто готовил вышеупомянутый PR-план, и тем журналистам, которые бездумно ему следуют.

Несложно оценить достоверность других утверждений, содержащихся в вышеупомянутой «ориентировке». Например, проверить тезис о том, что ХГАПП не участвует в деятельности рабочей группы О.Урусского. В ответ на звонок в Харьков автор публикации получил не только исчерпывающую информацию об участии представителей завода в совещаниях рабочей группы, но и электронные копии документов, переданных в министерство. Причем сравнительный анализ проектов уставов, предложенных, с одной стороны, «группой четырех» и ХГАПП — с другой, занимает 54 страницы мелкого шрифта. Более того, обмен замечаниями в группе не завершен. Работа продолжается, в готовящемся проекте устава учитывают конструктивные предложения всех членов группы, и сказать, что в итоге будет подписан документ, подготовленный только тем или иным предприятием, нельзя.

Кстати, о подписании. Устав государственной корпорации, которая создается согласно постановлению Кабинета министров Украины, руководители предприятий подписывать не уполномочены, поскольку документ утверждает Кабинет министров по предложению Минпромполитики Украины. Так что все заявления в СМИ типа «четыре подписали, а пятый проигнорировал» с юридической точки зрения не совсем грамотны.

Ответ на вопрос, кто же заказчик всех этих некорректных PR-кампаний, можно получить, не взламывая серверов «известной PR-фирмы». Минпромполитики и ХГАПП отпадают: в мазохизме их не обвинишь. Вряд ли «заказали» шумную пиар-кампанию ОАО «УкрНИИАТ», 410-й завод или КиАЗ «Авиант». Они — предприятия несамостоятельные, да и финансовое положение их не позволяет им пользоваться услугами дорогостоящих имиджмейкеров. Кто же остался? Правильно, АНТК им. Антонова. Видимо, других способов сохранить желаемое status quo у компании уже не осталось.

Правомерность расходования государственным предприятием значительных средств на «черный PR» пусть проверяет прокуратура. Мы лишь можем порекомендовать им пользоваться услугами более профессиональных «пиарщиков». Чтобы хотя бы уши не торчали…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме