Игорь БАКАЙ: «Я ХОЧУ ИГРАТЬ В ЛЕГАЛЬНУЮ И БОЛЬШУЮ «ИГРУ» ДЛЯ УКРАИНЫ»

17 апреля, 1998, 00:00 Распечатать Выпуск № 16, 17 апреля-24 апреля 1998г.
Отправить
Отправить

В предыдущем выпуске «ЗН» мы обещали продолжить разговор со свежеиспеченным председателем правл...

В предыдущем выпуске «ЗН» мы обещали продолжить разговор со свежеиспеченным председателем правления создаваемой национальной акционерной компании «Нефтегаз Украины» Игорем Бакаем о новшествах в нефтегазовой отрасли страны в связи с созданием этой компании и о перспективах ее самой. Что и делаем сегодня.

- Игорь Михайлович, каков статус создаваемой нефтегазовой компании? Расскажите популярно, пожалуйста, о ее назначении.

- «Нефтегаз Украины» - национальная акционерная компания (НАК). Соответственно и вся деятельность компании регулируется действующим законодательством на сей счет. Председатели правления и наблюдательного совета назначаются правительством исходя из значимости поставленных перед компанией задач для всей страны.

На сегодня Кабинетом министров назначен пока только председатель правления. «Нефтегаз Украины» еще не имеет ни помещения, ни штата, ни зарплат. Но зато у этой национальной компании есть целая громадная отрасль, работающая в тягчайших условиях, в которой нужно отделить добычу от транспортировки и от торговли энергоносителями. Я полностью поддерживаю эту идею, которая изложена в указе Президента «О реформировании нефтегазового комплекса», и буду работать только над созданием такой структуры управления компанией.

Что же касается непосредственно предприятий отрасли, которые войдут в состав компании, то определить их список с максимальной пользой для отрасли - сложнейшая задача, которая, надеюсь, будет решена в ближайшие недели до регистрации компании и определения ее уставного фонда. Предприятия, которые, согласно указу Президента, должны войти в национальную компанию своими долями, неоднородны по форме собственности: от предприятий со 100% госкапиталом в уставных фондах до тех, которые учреждены с участием госпредприятий или их подразделений. Например, «Укргазпром» является соучредителем одного из коммерческих банков («Укрнефтегазбанк». - Ред.), ему принадлежит в уставном фонде, скажем, 40% акций. Вот этот пакет акций банка также должен быть передан в уставный фонд «Нефтегаза Украины».

Или, например, ситуация с акционированием «Укргаза». На сегодня я могу сказать, что это чистое нарушение закона. Если посмотреть указ о создании ГАХК «Укргаза», то мы увидим, что акции должны выпускаться на имущество, которое приватизируется, и на неприватизируемое имущество. Что же сделано на самом деле во время приватизации «Укргаза»? Выпустили акции только на приватизируемое имущество, и таким образом все считают в большинстве случаев, что облгазы являются открытыми АО, в которых доля привлеченного капитала превышает государственную. На самом же деле приватизированная часть не превышает 10% от доли неприватизируемого имущества этих предприятий и все облгазы - это госпредприятия. И если в свое время президентский указ был истолкован как кому хотелось, это еще не значит, что все сделанное - правильно. Поэтому при создании НАКа все это будет пересмотрено и все указы и распоряжения правительства будут выполнены в точности...

Я бы сказал, что при прочих важнейших задачах для НАКа «Нефтегаз Украины» основная - наведение порядка в финансовой дисциплине. Вижу это в создании расчетного центра. Финансовое управление - это будет самое интересное в создании НАКа. И именно эта компания, надеюсь, отработает финансовую схему, которая позволит финансировать строительство нефтеперевалочного комплекса в Южном, соединительного нефтепровода Одесса-Броды, газоэкспортных магистралей в южном направлении и многое другое...

- Тем не менее, очень многие поговаривают, что эта компания создана именно «под Бакая». Честно сказать, такое количество, мягко говоря, страшилок, как о вас и о «Нефтегазе Украины», слышать приходилось только однажды. Вас не смущает такое отношение? Тем более что это может негативно сказаться и на дальнейшей работе самой компании... В чем же проблема?

- Я сделаю так, чтобы все кланы или группы по интересам, которые думают, что я пришел создать что-то исключительно для себя, убедились в том, что ошибаются, - я пришел, чтобы создать для Украины. Хочу, чтобы после меня осталась добрая память у всех сотрудников отрасли и вообще граждан Украины. А в жизни я и так ни дня не прожил без трудностей, постоянно находился под давлением, страхом, угрозами или еще чем-то. Сегодня я живу «взвешенно», спокойно и не обращаю внимания ни на какое давление или угрозы; передо мной стоит задача, поставленная Президентом и правительством, - я ее выполню, чего бы это мне ни стоило. Если сегодня есть задолженность отрасли перед бюджетом, то когда будет создан НАК - задолженности не будет; если сегодня есть кризис неплатежей, то при работе НАКа он будет ликвидирован. Мы найдем такие механизмы, мы их знаем, потому что в свое время (и мне не дадут соврать!) были одними из инициаторов создания различных видов рынка расчетов за газ. Сегодня, когда люди путают и говорят, что Бакай, или «Республика», или «Интергаз» создали этот рынок газа в Украине, каким он есть сейчас, то хочу, чтобы они знали: рынок газа ни «Республика», ни «Интергаз», ни тем более я не создавали - мы создавали рынок расчетов за газ. И это принципиально!

Я хотел бы, чтобы люди осознавали, что рынок расчетов за газ - это не что иное, как сохранение рынков сбыта нашей продукции, сохранение внешнеэкономических связей со странами СНГ и другими. И только тогда, когда «Содружество» создал П.Лазаренко и на базе Днепропетровской области по распоряжению облвластей был «создан рынок Днепропетровской области», «Интергаз» был вынужден идти и работать на рынки Украины. До этого и «Республика», и «Интергаз» работали исключительно над расчетами за газ.

Это вообще большой обман, когда говорят о существовании якобы рынка газа Украины, - есть только рынок потребителей. Сегодня мы видим, что если отделить коммерческие проблемы от собственно проблем нефтегазовой отрасли и дать последней возможность работать и реализовывать свою продукцию в регионах добычи энергоносителей, сотрудничать с бюджетами и прочее, мы убедимся в том, что газовая отрасль может ежегодно увеличивать добычу газа на 2-3 млрд. кубометров вплоть до 10 млрд. кубометров.

Когда говорят, что Бакай - не специалист в нефтегазовой отрасли, не учитывают, что я на сегодня эту отрасль знаю, что называется, снизу и вижу, как на рентгеновском снимке, все ее проблемы. И знаю, как нужно строить отношения с иностранными инвесторами, с украинскими потребителями газа, с газотрейдерами - чтобы они были заняты не только реализацией газа. Это слишком упрощенное представление о трейдерах как о компаниях, которые зарабатывают, условно говоря, по два доллара на продаже тысячи кубометров газа, платят налоги и тем ограничиваются. Сегодня газотрейдеры вступают в разноплановые отношения - производственные, торговые, бартерные. Они «бартеризуют» Украину так, что страна не знает, куда деваться. В этом есть два основных момента: с одной стороны, газотрейдеры выполняют роль крупнейшего кредитора украинской промышленности, но с другой - они же вносят хаос уже тем, что, в поисках рынков сбыта газа, выполняют газопоставки зачастую клиническим банкротам. Это при том, что правительство своим постановлением четко определило на 1998 год, что поставки газа должны производиться исключительно при условии подачи предварительной заявки трейдером на конкретный объем газа (за 10 дней до начала следующего месяца) и резервирования им 10% заявляемых газопоставок в виде газа или суммы его стоимости на счетах «Укргазпрома». Но эти условия постановления не выполняются. Почему? Не выгодно их соблюдать тем, кто работает сегодня на рынке газа!

- А куда смотрит Госнефтегазпром и его глава Михаил Ковалко? Где в конце концов были вы, его первый зам?!

- Михаил Петрович - хороший специалист в нефтегазовой отрасли. И если Госнефтегазпром отделить от коммерческих проблем и оставить им решение именно проблем отрасли - это, возможно, был бы идеальный вариант... Но коль сегодня в отрасли есть опухоль, которая меньше всего касается непосредственно ее компетенции, нужен врач, специализирующийся на удалении таких опухолей...

- У вас есть команда, ведь вы не Геракл, чтобы «очистить нефтегазовые конюшни»?..

- Есть команда. И, поверьте, я смогу укомплектовать ее так, что профессионально она будет наилучшей. Нам нельзя навязать кого-то, если это не специалист. Если же кто-то станет лоббировать бездарей - дело безнадежное. Прецеденты были, в том же Госкомнефтегазпроме: мое мнение игнорировали, и в той ситуации я просто 10 декабря прошлого года написал заявление об уходе... Меня не сдерживает ничто: или мы сделаем компанию, какой она описана правительством и Президентом, или... Меня не заставят кривить душой...

Я четко осознаю, куда и на что иду, - в отрасль, в которой говорят одно, а делают другое; где каждый видит себя царьком; в отрасль, в которой не видят государства вообще и живут за его счет, управляя госимуществом каждый на свой лад; в отрасль, в которой последние годы происходят только потрясения и уголовные дела, нескончаемые госкомиссии и проверки (1400 проверок разного уровня!); в отрасль, которая запугана и живет только тем, чтобы «взять себе» и ничего не отдать взамен... Сегодня нужно остановить это все.

8,5 млрд. грн. долга за использованный газ; не проведена приватизация предприятий, которые должны уже давно изменить форму собственности, и в то же время - приватизация НПЗ, которая ни к чему хорошему не приводит и не может привести; неконтролируемое создание СП, АО, только распорошившее 250-300 млн. долларов... Если кто-то считает, что это - снять сливки, то выходит, что я их отдал...

- Вернемся к предмету вашей страсти, к ее составляющим. Тем более что нефтегазовая отрасль - слишком емкое понятие...

- В принципе, я считаю, что было бы целесообразно преобразовать и другие отрасли энергетики в акционерные компании, а функции госуправления делегировать Минтопэнерго. Тогда бы весь топливно-энергетический комплекс стал более управляемым, контролируемым и четче работал, так как акционерные компании легче и быстрее найдут взаимоприемлемые формы и пути сотрудничества и с инвесторами, и с потребителями своей продукции и смогут заниматься сугубо делами отрасли. Возможно, создавать стоит не одну компанию, а несколько в каждой отрасли, это зависит от специфики, но, на мой взгляд, это было бы лучшим вариантом.

Что касается «Нефтегаза Украины», я поддерживаю идею о том, чтобы в ее состав полностью вошли «Укргазпром», «Укргаз», «Черноморнефтегаз» и «Укрнефть». Не уверен, что в НАК должны войти нефтеперерабатывающие заводы (хотя готов отработать такую схему, если в этом есть необходимость), я готов согласиться с тем, чтобы вообще не включать их в НАК. Не уверен в том, что в «Нефтегаз Украины» должны войти и «Укрнефтепродукт» (система и инфраструктура хранения, транспортировки и реализации нефтепродуктов. - Ред.) и нефтетранспортные предприятия. Не могу сказать сегодня, что это окончательное решение, тем более что решать будут прежде всего специалисты этой отрасли. Мое видение состава НАКа четкое и простое: в компанию должны войти те предприятия, которые максимально будут работать на идею ее создания. Если какое-то предприятие самостоятельно нормально работает и справляется со своими задачами, незачем его реорганизовывать.

- А как быть с совместными предприятиями, например с «Полтавской газонефтяной компанией», созданной с участием подразделений «Укргазпрома»? Не первый месяц в связи с этой компанией длится конфликт, который, между прочим, уже негативно повлиял на имидж всей нефтегазовой отрасли в глазах потенциальных инвесторов...

- СП в нефтегазовой отрасли, в частности упомянутое вами, - отдельная тема. Относительно «Полтавской газонефтяной компании» очевиден конфликт интересов и разница в подходах и оценках. Одним «не нравится», что иностранным специалистам платят высокую, по украинским меркам, зарплату, другие лишают компанию рынков сбыта газа в Украине и при этом не позволяют экспортировать долю газа, принадлежащую иностранному соучредителю... Уверен, что при передаче украинской части акций этого СП в «Нефтегаз Украины» конфликт будет исчерпан. И в отношении других СП в нефтегазовой отрасли, как созданных, так и потенциально возможных, такое не повторится.

- Как может повлиять вообще на рынок газа Украины создание НАКа? Какая роль будет отводиться его нынешним участникам, например тем же газотрейдерам?

- Хотите работать - нет вопросов. Кстати, «делить рынок газа» - не компетенция НАКа, который будет работать по государственной программе и реализовывать только государственный газ. И на рынке газа Украины (появись здесь биржа или торговый дом) эта компания будет выступать на равных со всеми торговцами условиях. Хотя мы при этом говорим, что это неправильно... В отношениях НАКа с трейдерами будет единственный нюанс - оплата трейдерами газотранспортных услуг и хранения газа.

Газотрейдеры должны быть не трейдерами «чистой воды», а операторами в расчетах за газ. И не толкаться на эти предприятия, и не устраивать там демпинг, стрельбу и войну. Мы должны понять, что наши предприятия и наше потребление газа никуда не денутся, а вот рынки сбыта нашей продукции - продукции газопотребителей - тем временем достанутся другим. Потому, когда мы начали «воевать» на так называемом украинском рынке сбыта газа, мы допустили главную ошибку: упустили рынки сбыта украинской продукции.

- Но как же быть с так называемыми «громкими газовыми делами»?

- Президент на заседании Кабмина 9 апреля сказал очень правильно о том, что пора прекратить «заказные расследования» - нужно навести порядок в государстве. Так вот, поверьте мне, что эти «заказные расследования» сегодня превратились и превращают нормальную жизнь в кошмарный сон, при этом они не дадут никаких результатов. Я не утверждаю и вообще не говорю о том, как работает прокуратура, я просто пересказываю слова Президента. Если было у Павла Ивановича «превышение полномочий», так это четко видно, что это было. Если не воровал Б.Клюк и не «делал» кому-то льготы, а отстаивал свою отрасль - так он действительно отстаивал интересы отрасли. Сейчас его хотят «сделать крайним», но как председатель правления НАКа я этого не допущу, я за него буду бороться.

- А как - с появлением НАКа - будет трактоваться проблема гарантий?.. Если «Нефтегаз Украины» получит право и станет выступать гарантом, скажем, по обязательствам перед тем же российским «Газпромом», не приведет ли это в результате к тому, что как государственная акционерная компания она просто будет рисковать теми же газопроводами и прочим пока еще теоретически привлекательным имуществом нефтегазового комплекса?

- Нет никаких проблем, нужно - будем гарантировать имуществом. Мы просто должны понимать, что есть часть нефтегазовой инфраструктуры, которая приватизируется, а есть неприватизируемая часть...

- Другими словами, вы хотите играть акциями компании, как это делает «Газпром»?

- Я хочу играть в легальную и большую «игру» для нашей страны, которая называется «Энергетическая независимость Украины».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК