ГОВОРИМ — АЭРОПОРТ, ПОДРАЗУМЕВАЕМ — «ХАБ»

11 сентября, 1998, 00:00 Распечатать Выпуск № 37, 11 сентября-18 сентября 1998г.
Отправить
Отправить

Авиация западных стран на протяжении последних пяти лет переживает подъем. И в этом немалую роль с...

Авиация западных стран на протяжении последних пяти лет переживает подъем. И в этом немалую роль сыграла политика поддержки крупных узловых аэропортов, так называемых «хабов», что в переводе с английского означает «гавань, центр интереса», способных обслужить большие потоки грузов и пассажиров. Государство вкладывает деньги в «хаб», развивая его инфраструктуру, наземные транспортные коммуникации, планомерно создавая сеть местных воздушных линий, связывающих «хаб» с достаточно большим регионом. Аэропорт становится не только местом посадки-высадки, но и высококлассным центром разнообразного обслуживания.

Эта концепция построена на том, что в отдельном значительном по территории регионе государства выделяется аэропорт, который, являясь естественным монополистом, становится связующим звеном наземной транспортной системы с авиационным транспортом (чаще всего это конкурирующие авиакомпании), а также звеном стыковки внутренних и международных рейсов. Такие аэропорты становятся предметом заботы государства и сферой выгодного государственного и частного инвестирования, их экономическое состояние находится под эгидой внутренней и внешней политики государства.

Таким образом на рынке авиауслуг аэропорты прежде всего конкурируют за пассажира, и конкуренция между авиакомпаниями на фоне этой борьбы уходит на второй план. Эта тенденция очень четко прослеживается в Германии, где существуют четыре «хаба»: во Франкфурте, Мюнхене, Берлине и Дюссельдорфе. Пассажир выбирает, через какой аэропорт ему выгоднее лететь в США или ЮАР. Аэропорты же в свою очередь заинтересованы в стабильной работе компаний, обеспечивающих высокий уровень авиауслуг.

Особыми условиями пользуются компании, базирующиеся в аэропорту, так как именно они обеспечивают стабильную долю доходов. «Хаб» может предоставить ряд льгот таким авиакомпаниям. Например, авиакомпания Lufthansa платит аэропорту Франкфурт-на-Майне в пять раз меньше, чем «Международные авиалинии Украины» «Борисполю». Благодаря подобным льготам авиакомпании снижают свои тарифы и увеличивают поток пассажиров, а следовательно, и приток средств в бюджет, из которого затем идут инвестиции в аэропорт. Таков финансовый механизм взаимодействия государства, авиакомпаний и аэропорта в цивилизованных странах.

В Украине пока можно говорить о стабильной работе лишь одного аэропорта - «Борисполь». Безусловно, он имеет наиболее привилегированное положение среди остальных авиапредприятий Украины. Именно «Борисполь» первым среди всех предприятий Украины получил кредит на реконструкцию в размере 15,1 млн. долларов, выделенный ЕБРР совместно с украинскими банками в июле 1993 года. Проект реконструкции предусматривал полное переоборудование существующего здания аэровокзала (терминал «Б») и строительство нового терминала «А». В течение 14 месяцев реконструкция была завершена.

В настоящее время аэропорт осваивает другой уже государственный кредит, предназначенный для строительства новой взлетно-посадочной полосы, которая обеспечит повышенную надежность для посадки воздушных судов всех типов без ограничения согласно стандартам Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

«Борисполь» стал привлекательным для многих западных авиакомпаний, в том числе для таких «монстров» авиабизнеса, как KLM, British Airways, Lufthansa. Сегодня с «Борисполем» работают 24 иностранные и 41 авиакомпания СНГ.

И вся нынешняя бизнес-политика аэропорта направлена на привлечение все новых западных партнеров, увеличение их транзитных авиарейсов через аэропорт и создание ими же новых регулярных рейсов. «И это вполне закономерно, - говорит начальник отдела качества «Борисполя» Петр Даньков, - ведь услуги, предоставленные западным авиакомпаниям в 1997 году, которые, кстати, составили 44,7% от общих авиационных услуг, были полностью оплачены, чего нельзя сказать об отечественных авиаперевозчиках. Как правило, они обслуживаются в кредит».

Правда, при этом следовало бы отметить, что украинские перевозчики находятся в более сложном отношении, так как в отличие от западных оплачивают аэропортовые сборы в гривнях плюс еще и НДС; за ввоз запчастей вынуждены платить пошлину.

По мнению авиаперевозчиков, в том числе и таких успешно работающих на международном авиарынке, как президент компании «Международные авиалинии Украины» Виталий Потемский, для того чтобы сделать «Борисполь» «хабом», должна быть разработана государственная программа. Ведь «хаб» - это не просто аэропорт, а настоящий транспортный узел, который предусматривает автомобильные дороги, железнодорожные станции. Например, в самом современном «хабе» Мюнхен-2 предусмотрена такая система, что пассажир становится авиапассажиром уже тогда, когда садится в поезд, который довезет его до аэропорта: при посадке в поезд он уже прошел все формальности, зарегистрировал багаж, о котором ему больше нечего беспокоиться, - о пассажире думает теперь обслуживающая авиакомпания. Аналогичная схема и на автомобильных перевозках. Проводится целенаправленная работа по привлечению в аэропорт пассажиров всего региона, так как специалисты уже пришли к выводу, что авиаперевозки менее чем на 1000 км убыточны и непопулярны (исключение составляют разве что небольшие самолеты бизнес-класса).

Пока в Украине нет государственной программы, призванной привлекать пассажиров в аэропорт, авиакомпании пытаются самостоятельно создать подобие транспортной сети: «Международные авиалинии Украины» открыли автобусные маршруты в Белоруссию, по Украине, но натолкнулись на множество разнообразнейших препятствий. «До тех пор, пока авиационная администрация и государственный аэропорт «Борисполь» не осознают, что намного выгоднее для бюджета страны поддерживать и развивать регулярные рейсы отечественных перевозчиков, а не «стричь купоны» с транзитных перелетов западных авиакомпаний, дело с мертвой точки не сдвинется, - считает Виталий Потемский. - Конечно, для этого потребуется слаженная работа специалистов многих видов транспорта и значительные финансовые затраты. Но если грамотно составить бизнес-план и обосновать необходимость проекта, кредиторы найдутся - вкладывать деньги в аэропорты намного безопаснее, чем в авиакомпании. При желании не так уж сложно из «Борисполя» сделать «хаб».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК