Длинный вой сирены предупреждает об опасности: идут взрывные работы. Горы искореженного металла - это все, что осталось от высотных многоцелевых истребителей МиГ-25, гордости авиационной дивизии, ранее дислоцированной в Днепропетровске. Для своего времени МиГ-25 являл собой выдающуюся конструкцию, способную летать на скоростях троекратно превышающих скорость звука (максимальная скорость 3000 км/час, практический потолок - 22000-24000 м). На этих истребителях установлены 25 мировых рекордов скорости, высоты и скороподъемности, в том числе - три абсолютных.
Что же произошло, почему 36 боевых самолетов пошли «под нож»? Ответ до наивного прост: истребители отслужили свой срок. Все, что можно использовать (секретное оборудование, двигатели, приборы и т. п.), демонтировали, остальное - в металлолом. Не планируется и замена уничтоженных истребителей - ВВС Украины придерживаются принципа «разумной достаточности».
Бывший военный аэродром, до сих пор еще опоясанный рядами колючей проволоки, уже приобретен одной весьма влиятельной компанией, во главе которой стоит уже оперившаяся «птица высокого полета». Как она предполагает использовать бывший секретный аэродром с капонирами, бетонными хранилищами для авиационных бомб и управляемых ракет, остается глубокой тайной.
А пока взрывники высочайшего класса из Объединенной инжиниринговой компании продолжают превращать отслужившие срок истребители в ценнейший металлолом, используя уникальные отечественные технологии резки металла энергией взрыва и собственные ноу-хау. Свое мастерство взрывники оттачивали на ликвидации шахтных пусковых установок, находящихся в непосредственной близости от гражданских сооружений (до 200 метров).
Пришла пора утилизации боевой авиационной техники, которой в Украине оказалось «меряно-немеряно»: одних лишь стратегических бомбардировщиков Ту-22М несколько сотен. Прибавьте к ним полные комплекты вооружений, арсеналы других видов оружия, массу боеприпасов и взрывчатых веществ, чтобы понять: Украина - это в определенном роде пороховая бочка.
Что делать с оружием? Продать? Но кто при здравом уме позволит себе купить горы оружия по нынешним меркам еще не совсем устаревшего, но уже явно бесперспективного?! Только «вожди мирового пролетариата», «неустанные борцы за мир» растили и лелеяли военное чудовище, призванное защищать идеи коммунизма. Если бы астрономические суммы, использованные на создание оружия, были прозрачными, фанатиков сказочных идей осталось бы единицы.
Достоверно известно: стоимость одного истребителя СПАД времен первой мировой войны - $10242, «Лайтинга» выпуска 1942 года - $134284, а «Себра» (1950 г.) - $218460. «Фантом» (1962 г.) уже стоил более двух миллионов долларов, а F-111 с переменной стреловидностью крыла (1963 г.) - почти 6 миллионов долларов,
F-15 «Игл» (1972 г.) - 17 миллионов долларов. Это стоимость иностранных истребителей. В какие суммы обходилось создание советских истребителей, осталось большой тайной…
Существенно дороже истребителей стратегические бомбардировщики-ракетоносцы: американский В-1В и советские
Ту-22М, Ту-95МС и Ту-160. Стоимость американского В-1В примерно 300 миллионов долларов, советских, увы, неизвестно.
Сверхзвуковой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Ту-22М оснащен системами спутниковой навигации и автоматического управления самолетом в режиме копирования рельефа местности. Вооружение - 12 тонн бомб и управляемые ракеты.
Стратегический ракетоносец Ту-95МС является основным носителем многогабаритных высокоточковых крылатых ракет типа Х-55 с атомными зарядами.
Стратегический многофункциональный, многорежимный бомбардировщик Ту-160 несет 12 крылатых ракет Х-55 с дальностью пуска более 3000 километров и 24 ракеты Х-15.
В варианте бомбардировщика его максимальная боевая нагрузка составляет 45 тонн. Ту-160 имеет взлетную массу 275 тонн, скорость - 2200 км/час, практический потолок - 15000 м, дальность - 12300 км (по данным российского журнала «Военный парад». Май- июнь 1994 г.)
Планировалось построить 100 бомбардировщиков Ту-160 (по числу аналогичных американских бомбардировщиков В-1В фирмы Rockwell), но в 1992 году серийный выпуск Ту-160 был прекращен. Всего было изготовлено 24 бомбардировщика Ту-160, 19 из них базировались в Украине (г. Прилуки Черниговской области). Еще 23 стратегических ракетоносца Ту-95МС находятся в Узине (Киевская область).
Обладание этой уникальной техникой Украине ничего не дало, кроме «головной боли». По словам командующего ВВС Украины Владимира Антонца, «обслуживание бомбардировщиков составляет от $215 тысяч (Ту-95 МС) до $400 тысяч (Ту-160) в год», а полное содержание прилукской и узинской группировок оценивается в 1,3 миллиона долларов в год.
Правительство Украины пыталось продать стратегические бомбардировщики России, но четырехлетние переговоры положительных результатов не дали. Сначала Россию якобы не устраивала цена, потом техническое состояние бомбардировщиков, сейчас становится все очевиднее, что российским, как и украинским ВВС, эта техника не нужна. И весь «сыр-бор» с «переговорами» преследовал единственную цель - перепродать «товар» с хорошим «наваром».
После начала переговоров в России развернулась мощная рекламная кампания, представляющая Ту-160 как наиболее совершенный в мире самолет данного класса (см. «Военный парад». Май-июнь 1994 года). Тактико-технические характеристики Ту-160 сравниваются с американским бомбардировщиком В-1В. Фактически по всем основным показателям туполевский гигант превосходит американский аналог. В рекламном материале подробно описываются преимущества Ту-160 как боевой машины и перспективы создания на ее базе «воздушного космодрома».
Цитируем: «Авиационный комплекс исключает необходимость создания новых или аренды существующих полигонов и наземных стартовых комплексов, обеспечивает формирование практически любой плоскости орбиты, выполнение пусков из любой точки земного шара круглосуточно и в любых климато-географических условиях. Комплекс снижает удельные энергетические затраты на запуск эквивалентной нагрузки в 2-3 раза по сравнению с наземным стартом, а также уменьшает негативное воздействие на экологию Земли».
Если бы нашлись иностранные покупатели, Россия незамедлительно приобрела бы украинские Ту-160 и перепродала их по мировым ценам, а поскольку богатых «купцов» не оказалось, нашлось много причин отказаться от сделки…
Украина поставлена перед выбором: либо продолжать надеяться на «авось», либо начать утилизацию стратегического оружия. Утилизация, как известно, стоит дорого, но не дороже содержания боевой техники.