ЭРА ФИСКАЛЬНОГО МИЛОСЕРДИЯ

12 сентября, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 37, 12 сентября-19 сентября 1997г.
Отправить
Отправить

Все лето нашу предпринимательскую общественность будоражила ситуация, сложившаяся вокруг электронных контрольно-кассовых аппаратов производства киевского НПО «Электронмаш»...

Все лето нашу предпринимательскую общественность будоражила ситуация, сложившаяся вокруг электронных контрольно-кассовых аппаратов производства киевского НПО «Электронмаш». Не остался в стороне и наш еженедельник (см. «ЗН» от 23 августа). И если сегодня мы возвращаемся к ЭККА, то не потому, что в их «черном ящике», именуемом фискальной памятью, обнаружились новые важные улики для проводящих дознание компетентных органов. Просто нам показалось, что в этом частном сбое налоговой системы страны как в капле воды отразился более глобальный дефект последней, на который «ЗН» указывало не единожды. Но для начала

Что думает

по данному поводу ГНА

Официальную точку зрения изложил нам заместитель председателя Государственной налоговой администрации Алексей Савченко. Ситуация на сегодняшний день, по его мнению, такова.

Дефекты программного обеспечения ЭККА «Эра-101» позволяют с помощью клавиатуры опломбированного аппарата уменьшать дневную выручку и тем самым уклоняться от уплаты НДС (от себя добавим, что на «черном рынке» эта комбинация продается за $150). Причем уязвимыми оказались все версии рабочих программ, которых насчитывается порядка 30. Более того, из-за несовершенства конструкции указанные аппараты оказались уязвимыми и по отношению к несанкционированным заменам самих программаторов («черная» цена этой операции - $300-400).

Поэтому ГНА поддержала клятвенное заверение «Электронмаша» произвести в сжатые сроки замену дефектных программных устройств за собственный счет или за счет сервисных центров. Распоряжением №120-р от 21 июля с.г. администрация поручила своим органам всячески содействовать проведению данных работ.

Что произошло дальше, достаточно подробно описано в публикации «ЗН», где в роли главного героя многосерийного детектива весьма успешно выступил генеральный директор НПО Виктор Мова. Добавим лишь, что, помимо фактического дезавуирования обязательства «за собственный счет», руководство НПО умудрилось использовать распоряжение ГНА для сведения счетов с теми сервис-центрами, которые проводили собственную политику в области ремонта, вполне устраивающую их клиентов. И хотя, согласно положению о Госреестре ЭККА, при подобных дефектах модель должна быть изъята из последнего, около 145 тыс. эксплуатируемых «инвалидов» не позволяют сделать это без дезорганизации действующей системы взимания НДС в сферах торговли и услуг. Но ведь и с НДС «по нулевой ставке от Мовы и К°» госбюджет окончательно вытянет ноги. Вот задачка!

Г-н Савченко намерен ее решить с помощью следующего заявления: «Государственная налоговая администрация надеется, что руководство НПО «Электронмаш» и его региональных центров сервисного обслуживания, сознавая всю серьезность ситуации с контролем наличной сферы расчетов, немедленно примет все меры и выполнит свои обязательства по срочной и бесплатной замене программной памяти в аппаратах «Эра-101». Возможно, в «эру милосердия» сей пламенный призыв и возымел бы действие, но не в «эру радикальных экономических реформ»...

Стоит ли электронный инкассатор мессы?

Как у всякой приличной «медали», у нашей также есть своя оборотная сторона, а именно: с одной стороны, это - доход, но с другой - расход. То есть, чтобы собрать налоговый урожай, нужно затратить достаточно солидную сумму на инфраструктуру, технику и персонал. В нашем конкретном случае речь идет о стоимости техники в лице ЭККА.

Какую точно сумму бюджетных средств «зарыло» государство на территории «Электронмаша», объявив его постановлением Кабмина от 11 марта 1993 года фактическим монополистом на отечественном рынке ЭККА, выяснить не удалось. Сумма эта, очевидно, впечатляющая, раз только валютный кредит составил $9,3 млн. Об эффективности же капвложений можно судить по нынешнему «ЧП» и тем сведениям, которые сообщили специалисты ГНА.

Как и в былые годы, за образец подражания была взята модель не первой свежести, но более или менее отвечающая уровню технологии и квалификации специалистов предприятия. В этот-то консервант и была «вбухана» карбованцевая масса, которая проходит у нас по статье «защита отечественного производителя». Не пора ли «защитникам» понять, что безнадежно отставшие технологически и профессионально монстры a la «Электронмаш» пригодны для одного - быть проданными за символическую гривню? Естественно, с обязательством вложить энную сумму в их коренную реконструкцию в желаемой для страны сфере деятельности.

После всего сказанного весьма соблазнительно заявить: пусть, мол, всевозможные АО и СП на манер «Датекс Украина», «Атлас», «Линк» или «Юнисистем» клепают из привозных узлов вполне приличные «контрольки», благо дороже они «Эры» максимум на $100 - сущий пустяк даже для мелкого бизнесмена. Но нельзя забывать и другого: полный охват ими «наличного» рынка обойдется примерно в $0,5 млрд. плюс обслуживание и ремонт. Ведь все это, в конечном счете, будет изъято из кармана тех же покупателей-налогоплательщиков. Стоит ли игра свеч?

Плетью обуха

не перешибешь

На состоявшемся 9 сентября с. г. брифинге заместитель председателя ГНА Григорий Оперенко известил собравшихся, что, по предварительным подсчетам, новый закон о НДС пополнит оборотные средства предприятий на 3,6 млрд. грн., а сокращение начислений на зарплату высвободит для них 900 млн. грн. В то же время новый порядок расчета налога на прибыль и амортотчислений сократит поступления в бюджет в 12 раз, а списание и реструктуризация налоговой задолженности предприятий обойдутся бюджету в 3,7 млрд. грн. Однако созданные в июле по распоряжению Кабмина рабочие группы из ведущих специалистов министерств и ведомств, ВР и УСПП, денно и нощно колдуя над проектами пакета «Экономический рост-98», не только еще более понизили налоговый пресс, но и увеличили доходную часть бюджета-98 на 2,4 млрд. грн.

Несмотря на столь захватывающие перспективы, я решил выяснить сиюминутную фискальную ситуацию и после брифинга попросился на аудиенцию в Главное управление экономического анализа ГНА, где был принят заместителем начальника Олегом Кореневым. Вот какие результаты первых 8 месяцев с.г. он сообщил.

В госбюджет поступило 13,8 млрд. грн., или 116,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Недоимки по налогам составили 1,67 млн. грн. (НДС - 740 млн., налог на прибыль - 346 млн., плата за землю - 148 млн., акцизный сбор - 80 млн., подоходный налог - 9,5 млн.). С июля в бюджет ежемесячно поступают более 2 млрд. грн. Если этот темп сохранится до конца года, казна будет наполнена на все сто.

Из зарегистрированных в стране 632 тыс. хозсубъектов, налоги платят 94%. Из проверенных 284 тыс. у 56% обнаружены нарушения. Если проследить динамику неплатежей за последние годы, то число нарушителей не сокращается, кредиторская и дебиторская задолженности растут, через бартер осуществляется половина расчетов, а в некоторых отраслях - до 90% и выше. Поэтому ГНА предложила обложить налогом бартерные сделки, но поддержки не нашла.

Не правда ли, нарисованная картина чем-то напоминает знаменитый «Черный квадрат» Малевича? На белом поле достаточно плодотворно трудятся наши славные налоговые органы, но черное поле, т.е. налогонеоблагаемая часть экономики, прочно сохраняет свои размеры или даже расширяется (по мнению Виктора Пинзеника, теневой сектор увеличил за последний год объем производства на 10%). А ведь это, по разным оценкам, от 40 до 60% ВВП! Поэтому ответ г-на Коренева на вопрос, сможет ли правительство ликвидировать задолженность по зарплате и пенсиям, даже если ГНА соберет все налоги, был вполне предсказуем: «Безусловно, нет». Еще бы: на сегодня долг по зарплате и другим обязательным выплатам приблизился к 7 млрд. грн.!

Каков же наш итоговый баланс? На одной чаше весов примерно 50% неучтенного ВВП (это - порядка 100 млрд. грн.), на другой - 1, 2 или даже 6% гипотетического роста того же валового продукта в ближайшие годы, ради которых мы намерены подарить безнадежно погрязшим в долгах предприятиям около 15 млрд. грн. Как вам «чейндж»? Бернард Шоу в свое время по такому поводу выразился так: правительство, которое грабит Петра, чтобы заплатить Павлу, в поддержке Павла может не сомневаться.

В этой связи любопытно такое сравнение. Наш экс-вице-премьер по экономической реформе ныне часто отмечается в прессе, где с присущей ему пылкостью защищает начертанный им в свое время курс «Экономический рост-97». А вот экс-министр финансов РФ Александр Лифшиц в недавнем интервью позволил себе заявить (занимая, между прочим, тот же пост, что и наш Валерий Литвицкий): «Я считаю, что при сохранении нынешней экономической политики одновременное решение двух принципиальных задач - расплатиться с долгами и обеспечить экономический рост - невозможно. Не надо питать никаких иллюзий на сей счет». И это при том, что в соседней державе развернула бурную активность команда «молодых реформаторов»!

Но дальше еще интереснее. «Открою вам не очень приятную истину. Реальная собираемость налогов без приписок и денежных зачетов составляет 70% секвестированного бюджета, или 56% бюджета, принятого зимой Думой.... Денежные зачеты сегодня составляют примерно 37% доходов бюджета. Поэтому я много спорил с налоговиками. Кстати, к ним нет особых претензий. Единственное, чего я не понимаю, зачем поднимать шумиху. Если человек не получает зарплату и при этом слышит по телевизору о выполнении плана сбора налогов на 105%, не думаю, что он сильно радуется».

Однако главное свое наблюдение г-н Лифшиц приберег под конец: «Возьмем банки. Я не спорю, они все законопослушные, недоимка меньше 1 трлн. руб. Но все наши банки, включая и те, которые покупают за сотни миллионов долларов собственность, дают всего 2% доходов бюджета... Мы в Налоговом кодексе пытались предложить иную схему для банков - платить фиксированный процент с активов и пассивов. Дикая, конечно, схема, но надо хотя бы что-то собирать. И наше предложение было отвергнуто в Думе практически единогласно».

Думаю, один из тех немногих, кто проголосовал «за», был Григорий Явлинский. Ибо еще в декабре 1996 года, абсолютно точно предсказав грядущий секвестр российского бюджета, он предложил тот же вариант, но для всех хозсубъектов, ссылаясь на успешный опыт Мексики и Китая. При этом данный подход он считал приемлемым лишь на начальном этапе налогового реформирования. На более же длительный период для экономик постсоветского типа им были рекомендованы достаточно простые и трудно скрываемые от налогообложения рентные и имущественные платежи со стороны юридических и физических лиц при частичной или полной отмене налогообложения прибыли и НДС (и, добавим, ЭККА).

В одной из бесед с главой ГНА Николаем Азаровым я поинтересовался его мнением об этой идее. Он отнесся к ней без особого энтузиазма, заявив, что он - сторонник тшательно продуманной системы налогов, которая выполняла бы как фискальную, так и регулирующую функции. Ну, во-первых, предложенная выше система тоже может вполне справиться с обеими задачами (в первую очередь, налог на имущество). А во-вторых, есть такое понятие, как институализация явления.

В нашей экономике это ярко видно на примере теневого сектора в целом и бартера, в частности. Оба феномена резко пошли в рост в 1992-93 годах: первый - из-за супервысоких налогов, второй - из-за гиперинфляции и нехватки оборотных средств. Но сегодня эти явления «затвердели» и проросли множеством групповых интересов, чьи выразители прилагают колоссальные усилия, вплоть до самых радикальных, дабы сохранить существующее положение. Поэтому простое снижение налогов и впрыскивание оборотных средств ничего существенно не изменит. Нужны ответные радикальные меры, способные сломать сложившуюся практику ухода от налогов. Или кто-то знает другие решения?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК