ЭНЕРГОРЫНОК УКРАИНЫ: ОБЪЕДИНЯЙ И ГОСУДАРСТВУЙ

05 сентября, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 36, 5 сентября-12 сентября 1997г.
Отправить
Отправить

Уточним сразу: слово «государствуй», вынесенное в заглавие статьи, в данном случае не следует трактовать как производное от слова «государь» - речь идет о государстве и государственных интересах...

Уточним сразу: слово «государствуй», вынесенное в заглавие статьи, в данном случае не следует трактовать как производное от слова «государь» - речь идет о государстве и государственных интересах. И мы всего лишь представляем одну из идей государственной организации украинского рынка энергетики и энергоносителей, о существовании которой прежде упоминалось в «Секторе газа».

Перечислив в предыдущем номере «ЗН» основные известные варианты организации энергетического (в основном, газового) рынка, сегодня и в ближайших номерах представим их более подробно. Представим, чтобы параллельно с принятием окончательного варианта работы этого рынка в будущем году (или накануне этого момента) иметь представление и о том, почему и исходя из чего одному из вариантов будет отдано предпочтение. Тем более, что к этому моменту элементы отдельных идей могут быть соединены и наверняка появятся новые проекты. А если все это воспринимать с учетом процессов, происходящих в других плоскостях (политические веяния, начало большой приватизации, структурной реорганизации экономики и т.д.), то опыт такого сопоставления может получиться весьма познавательным и даже полезным. Ведь хотим того или нет, а все мы - участники этого рынка.

Сегодня рассказ, пожалуй, о самом глобальном из известных проектов - идеологии и функциональном назначении Госкомитета Украины по вопросам энергообеспечения и энергосбережения. А также о возможных результатах принятия такого варианта.

Идеология

Итак, чем руководствуются идеологи и авторы этой версии? Для начала, совершенно логично, - анализом ситуации с добычей собственных энергоресурсов и их общим потреблением. Тут, очевидно, ситуация не из легких, в чем можно убедиться, глядя на общие показатели в таблице 1 (Топливно-энергетический баланс Украины в 1991-1996 годах).

Известно, что топливно-энергетический баланс Украины (а это газ природный и сжиженный, нефть и нефтепродукты, уголь, электроэнергия - тепловая, гидро и атомная) формируется за счет двух источников - импорта энергоносителей и их добычи собственно в Украине. Как видно из таблицы 1, в этом балансе доля импорта куда существенней собственного производства энергоносителей. Добавьте к этому такие факторы относительно объективного характера, безусловно усложняющие положение дел в ТЭК, как: энергоемкость производства (для сравнения: в Украине этот показатель в перерасчете на эквивалентное количество нефти составляет 2508 эквивалентных кг, в Болгарии - 2728, Венгрии - 1119, Великобритании - 299, Австрии - 209); изношенность основных фондов добывающих предприятий (в газовой и особенно угольной отраслях); отсутствие эффективных энергосберегающих технологий. И, разумеется, не стоит недооценивать факторы относительно субъективные, которые связаны с сугубо административными просчетами и собственно являются следствием того, что в Украине отсутствует собственная стратегия рынка энергоносителей и практика влияния на развитие энергетической отрасли. Существующая схема работы энергетического рынка по цепочке «добыча - транспортировка - переработка и хранение - реализация» в современных условиях дает постоянные сбои, в том числе и в связи с появлением дополнительных звеньев в виде трейдеров. Реально существующие потоки энергоносителей и финансов практически не контролируемы государством в лице бесконечного числа министерств и госкомитетов, которые действуют по старому ведомственному принципу в локальном сегменте экономики, не соотнося ни способы, ни результаты своей деятельности с реалиями современного рынка. При этом получается, что вроде бы как никто ни за что не отвечает. Реальные же операторы рынка энергоносителей действуют на свой страх и риск со всеми вытекающими последствиями таких маневров в условиях законодательной и политической непоследовательности.

Поэтому идеологи проекта создания единого Госкомитета по энергообеспечению и энергосбережению считают целесообразным создание единой регулирующей государственной структуры, которая бы сбалансировала и реально занималась реализацией энергоносителей, добываемых в Украине, и продуктов их переработки, а также импортируемых, и внедряла бы правила игры (собственно государственную политику) на национальном рынке энергоносителей. Задачей этого комитета также должно стать формирование ценовой политики как в целом на рынке, так и в отдельных его сегментах. Немаловажным, но практически забытым делом - выработкой оптимальных энергетических программ для конкретных категорий потребителей с учетом возможности оперативного замещения видов энергоносителей - также должен заняться этот комитет.

Структура

и функциональность

В представленной схеме организации энергетического рынка под эгидой Госкомитета Украины по энергообеспечению и энергосбережению определены основные структурные единицы нового комитета. Вполне понятно из этого перечня, что для реализации идеи создания такого госкомитета ему понадобятся основные функции ныне существующих отраслевых министерств и госкомитетов, таких, как Госнефтегазпром, Минэнерго, Минпром, Минатом и других. Эти структуры, получается, должны передать новому комитету функции по энергообеспечению и реализации госресурсов.

Что же касается регулирования импорта и в конце концов всего рынка энергоносителей, то авторы этого проекта рассчитывают на тендерный комитет. Именно он должен являться разработчиком экономической и экологической стратегии и тактики энергорынка. В том числе заниматься внедрением договорной политики, привлечением иностранных продавцов энергоресурсов и финансовых институтов, созданием тендерных пакетов для различных групп предприятий как способов снижения себестоимости производимой ими продукции, продуцированием и заботой о соблюдении равных правил игры для всех участников энергорынка. Это лишь точечный перечень задач для нового объединения.

Словом, новый комитет должен заняться и, главное, справиться со всем громадьем проблем, с которыми до сих в Украине никто не справился. Правда, в значительной мере не справился потому, что никто этим не занимался... И вопрос по большому счету в том, позволят ли этим хотя бы попробовать заняться единому комитету?.. Вполне может оказаться, что это вопрос скорее философский, чем прикладной. Тем более, что, представляя этот проект, мы сознательно не описываем еще одну важную его составляющую - собственно организацию товарно-финансового потока для обеспечения добычи и импорта энергоносителей. Это своеобразное ноу-хау авторов проекта имеет смысл для тех, кто будет рассматривать этот вариант организации украинского рынка энергоносителей предметно.

Возможные последствия

Любой проект, как правило, преследует какую-то цель. Насколько известно, цель создания единого комитета и внедрения таким способом новой схемы управления топливно-энергетическим комплексом страны - стабилизация. Это эффективное и рациональное использование энергоресурсов, бесперебойное снабжение потребителей нефтью, газом, углем, электроэнергией. Оперирование потоками энергоносителей. Координация и контролируемость ситуации в ТЭКе. Стабилизация поступлений в бюджет от реализации и производства энергоносителей. Реальная возможность внедрения в Украине комплексной программы применения альтернативных источников энергоносителей, развитие собственной базы добычи энергоресурсов и еще многое другое. За всем этим одна цель - стабилизация ТЭК и всей экономики. Во всяком случае, в этом уверены авторы проекта.

P.S. С одной стороны, этот проект имеет очевидные преимущества: попытка практического контроля государства в лице нового комитета за потоками энергоресурсов, товаров и финансов, разумеется.

С другой стороны, не менее очевидно, что эта идея прямо противоречит и делает бессмысленным в принципе (или по большинству параметров) существование таких органов государственного регулирования, как Госнефтегазпром, Госкомитет по энергосбережению (который практически сделал не много, если не считать пропагандистских призывов его бывшего главы), Минэнерго, Минуглепрома, Национального диспетчерского центра электроэнергетики, Госкоматома, Госкомресурсов (в части энергозапасов). Заменяет этот проект по большому счету и идею создания Минтопэнерго, которая с завидным постоянством поддерживается в Украине на слуху. Наивно было бы предполагать, что госчиновники перечисленных госкомитетов и министерств добровольно примут новый проект. Уже хотя бы потому, что многие руководители вышеназванных госорганов давно во сне видят себя в креслах первых лиц возможного Минтопэнерго Украины. Или, как минимум, на своих теперешних тепленьких местах (хотя и горячих по нынешним временам). И в этом смысле мало кого, вероятно, заинтересует то позитивное зерно, которое есть в проекте организации энергетического рынка страны под эгидой нового Госкомитета по энергообеспечению и энергосбережению. Так или иначе, но мы уже знакомы с этой идеей, как знакомы с ней и те, кто по долгу службы уполномочен ее принять или «похоронить» (или же преподнести как собственную?). Словом, запатентовано...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК