ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ: ОБЪЯВЛЕН РОЗЫСК

Поделиться
В «ЗН» уже был напечатан ряд аналитических материалов с использованием данных Европейского центр...

В «ЗН» уже был напечатан ряд аналитических материалов с использованием данных Европейского центра макроэкономического анализа Украины, работа которого финансируется Европейской комиссией ЕС в рамках программы технической помощи странам СНГ (TACIS). Сегодня слово - самому Евроцентру и его главному эксперту, профессору Сорбонны Жерару Дюшену.

ВВП: 50% пишем, 50% в уме

В дни, когда в центре внимания украинской публики - пакет законопроектов, подготовленный командой из правительственных, президентских и парламентских теоретиков под девизом «Экономический рост», оценка специалистами Евроцентра истинной величины ВВП остается весьма актуальной. Ведь жаркие споры, развернувшиеся вокруг таких параметров бюджета-97, как индекс инфляции, дефицит бюджета, доля перераспределяемого ВВП и т.д., происходят, по словам главного эксперта, на неадекватной основе.

Так, по данным Минстата Украины, за девять месяцев текущего года ВВП снизился на 10%. Но тогда почему на 22,5% вырос экспорт? Если бы он составлял незначительную часть ВВП, это еще можно было бы понять. Но уже в прошлом году он равнялся почти половине его, а в этом году при сохранении прежней тенденции эта цифра может достичь 68%. Поскольку приведенный экспортный индекс подтверждается статистикой других стран и посему вряд ли может быть оспорен, весьма спорным представляется официальный уровень падения ВВП.

Где же зарыта «статистическая собака»? О ней уже многократно говорено и переговорено. И только наши правительственные чиновники предпочитают делать вид, что славная наша теневая экономика - это удел всевозможных аналитических центров, и она не достойна быть представленной в официальной статистике. Вот лишь «пристрелочные» оценки ситуации, сложившейся вокруг истинной величины украинского ВВП.

Прежде всего, по мнению специалистов Евроцентра, официальный ВВП должен быть скорректирован, исходя из эффекта «проедания запасов». Именно так поступила экономика независимой Украины со своими «социалистическими накоплениями». И если в 1992 году было проедено 25% ВВП, то в 1995 году - уже 46%. Так что те, кто надеется на возврат своих «законных сбережений», должны помнить: мы все вместе, кто больше, кто меньше - в зависимости от близости к накопленному предыдущими поколениями общественному богатству, съели, а чаще попросту растащили эти самые «сбережения». Поднимаемые же народными избранниками популистские волны означают только одно: в той или иной форме вынуть из кармана граждан вновь заработанное и вернуть с помпой тем же лицам, «прикарманив» заодно политические дивиденды.

Если теперь к скорректированной официальной величине ВВП добавить его неофициальную (незарегистрированную) часть, то получим фактический ВВП. По оценке Евроцентра, незарегистрированная часть ВВП выросла с 10% в 1990 г. до почти 25% в нынешнем (в ценах 1990 года). Официальная же часть упала соответственно со 100 до 25%. В результате фактический ВВП более или менее совпадал с его официальным значением в 1995-м, превысил последний на 15% в 1996-м и, скорее всего, будет на 20% выше в 1997-м. Все это - следствие роста теневого сектора экономики на фоне стабилизации официального. И если в прошлом году «в тени» пребывало 40% суммарного ВВП, то в следующем году этот показатель превысит 50%.

Комментарий Ж.Дюшена.

- На самом деле, последние полтора года в Украине наблюдается небольшой рост ВВП. Конечно, он не такой, как в России и особенно в Польше, которая по многим своим исходным характеристикам весьма близка к Украине.

- Раз уж вы затронули Польшу, то как вы относитесь к мнению Р.Шпека, высказанному на одном из «круглых столов»: рост польского ВВП в прошлом году произошел главным образом за счет детенизации части экономики?

- Я так не считаю. Это был именно хозяйственный рост, но происходил он не в официальном, а в незарегистрированном секторе. Тот же процесс идет и у вас. Впрочем, это происходит во всех странах с переходной экономикой спустя полтора-два года после завершения начальных шагов реформирования. Поэтому сегодня речь идет о том, чтобы инициировать ускорение этого процесса и довести рост ВВП до 5-6% в год. Если бы г-н Шпек был прав, этот рост продолжался бы не более 3-4 лет.

- Но примерно столько он пока и длится в бывших соцстранах Восточной Европы…

- Когда мы говорим о той же Польше, то, поверьте, ощущение экономического подъема там как бы растворено в воздухе.

- И все же на одних ощущениях научно обоснованный прогноз не построишь. Есть ли у вас методика, которая бы позволяла учитывать не регистрируемую ныне часть ВВП в официальной статистике?

- Пока наша методика дает достаточно грубую оценку. Но лучше, мне кажется, иметь грубую достоверную картину, чем детализированную, но малодостоверную. Мы, увы, еще не дошли до кардинальной перестройки статистической базы украинской экономики, ибо эту огромную работу Минстат не может себе позволить из-за дефицита необходимых финансовых, технических и кадровых ресурсов. Поэтому, несмотря на отмеченные дефекты, я очень уважаю его коллектив, который в столь сложных условиях пытается все же создавать информационную базу управления украинским хозкомплексом. Я думаю, что Всемирному банку и ЕС следует срочно помочь Украине в радикальном реформировании ее статистической службы.

Бюджет в координатах «собаки и двух кошек»

Из слов Ж.Дюшена вытекало, что при нынешних статистических возможностях мы в принципе не способны рассчитать свой реальный бюджет. Об этом лишний раз свидетельствует недавнее заявление вице-премьера Виктора Пинзеника о том, что бюджет текущего года будет выполнен на 85%. Минстат же порадовал нас сообщением о поступлении в казну за 10 месяцев лишь 67,1% запланированных средств.

Неужто столь же печальная участь ждет бюджет-97 даже в окончательном чтении? Прежде, чем ответить на мой вопрос, главный эксперт Евроцентра поведал притчу про собаку и двух «примкнувших к ней» кошек.

Встречаются на улице два приятеля. Один выгуливает собаку и сообщает другому, что тот ее видит в последний раз, ибо завтра та будет продана за миллион долларов. На следующий день приятели встречаются вновь. Собаки уже нет. На немой вопрос, бывший хозяин снисходительно улыбается: «Все так и случилось, как я тебе говорил». - «Но кто же тебе столько заплатил?!» - «Очень просто: я обменял ее у своей соседки на две кошки ценой по полмиллиона долларов».

Именно так, заключил г-н Дюшен, рассчитывается украинский ВВП с помощью национальных счетов. В результате его официальное значение, т.е. без учета теневой части, завышено процентов на 40.

Что касается проекта бюджета на 1997 год, то запланированные налоги (даже при всех тех послаблениях и новациях, которые заложены в «Программу экономического роста») имеют весьма слабую базу. Ибо, исходя из того же принципа «1 собака = 2 кошки», налоги насчитываются на несуществующие прибыли, зафиксированные в тех или иных сделках. Реальные же, т.е. «денежные» операции, как правило, осуществляются в теневой экономике.

Ну а бурная реакция общественности на чрезмерно большую первоначально налоговую нагрузку в виде 42% доходов (и соответственно 46% расходов) от официального ВВП базируется на не менее «лукавых» цифрах. Если принять во внимание, что фактический ВВП в 1997 году будет, по расчетам Евроцентра, примерно на 20% выше прогнозируемого официального, то доходы составят 35, а расходы 38% реального ВВП. Так что запланированное в новом варианте бюджета снижение доли доходов до 35% официального ВВП может снова заметно оголить расходную часть.

Комментарий Ж.Дюшена.

- И все же реальный бюджет-97 принять можно. Вот лишь один пример. Как известно, подоходные налоги платятся из официальной зарплаты. Но не секрет, что в значительном числе случаев основную массу личных доходов составляют неофициальные заработки. Как выйти из такого положения? Очень просто: нужно облагать налогами недвижимое и крупное движимое имущество типа транспортных средств. При этом я бы подоходный налог вообще отменил. Именно серьезный налог на имущество граждан и предприятий и предлагается в новом пакете законопроектов, причем его главный инициатор - г-н Пинзеник.

- К слову сказать, в публикациях «ЗН» уже примерно год отстаивается та точка зрения, что налоги в Украине должны отвечать двум требованиям - быть предельно простыми и неотвратимыми, т.е. такими, от которых нельзя уклониться. Я бы в этой связи отменил не только подоходный налог, но и НДС вкупе с налогом на прибыль.

- Здесь я с вами полностью согласен. НДС - это очень изящный налог, но он требует от предприятий и налоговых служб высокого профессионализма при расчете и взимании. Поэтому на сегодняшний день это - не самый лучший фискальный инструмент для Украины.

Программа без концепции

В заключение беседы я попросил Ж.Дюшена поделиться общим впечатлением от «Программы экономического роста». Это, сказал он, безусловно, крупный шаг в развитии украинских реформ. И все же общая концепция трансформации украинского общества в ней просматривается слабо. В то время как в стране обостряются социальные отношения, правительство продолжает регулировать их все тем же советским методом, сохраняя неэффективные рабочие места на убыточных предприятиях. Такая социальная политика разорительна. Что же предлагается?

Прежде всего следует процедуру банкротства неплатежеспособных предприятий перевести из области деклараций в область реальных действий. Одновременно необходимо привести в соответствии с реальным состоянием дел официальный статус работников таких предприятий. Они должны быть зарегистрированы либо в качестве наемных работников, либо независимых, либо безработных. Социальные же блага в виде бесплатного образования, медобслуживания и т.п. должны предоставляться в зависимости от присвоенного общественного статуса.

В связи с этим г-н Дюшен предлагает создать трехсторонний комитет из представителей правительства, работодателей и профсоюзов для решения жизненно важных социальных проблем, среди которых наиболее актуальной является активизация политики обеспечения занятости. Благо, модель такого института уже существует при администрации Президента.

Полагаю, тут главный эксперт витает в привычных ему западных эмпиреях. Недавнее парламентское обсуждение в первом чтении проекта закона «О социальном партнерстве» со всей очевидностью продемонстрировало: украинский политический бомонд меньше всего интересует такая всенародно декларированная задача, как создание социально ориентированной рыночной экономики. Одни «защищают законные интересы трудящихся», другие «решают цивилизованно трудовые споры», но мало кого интересует «партнерство во имя прогресса». К той же категории благородных социально ориентированных мечтаний относится и попытка г-на Дюшена убедить украинские банки финансировать потенциально весьма и весьма прибыльный малый и семейный бизнес.

В этой связи мне вспоминается заметка, помещенная в одном из выпусков бюллетеня Всемирного банка о странах переходной экономики «Трансформация». Отвечая на призыв ряда известных американских экономистов к правительствам постсоветских стран модернизировать правовую систему, улучшить работу банков, поправить налоговый кодекс и процедуру сбора налогов, старший менеджер МВФ Джон Неллис восклицает: «Если бы это все можно было сделать быстро. И если бы все это могло сделать правительство!» Исходя из восточноазиатского опыта, эффективное вмешательство государства в экономику может быть осуществлено только при выполнении следующих условий: сильное государство, способное противостоять социальным и личным давлениям; дисциплинированная и относительно некоррумпированная бюрократия; особое внимание расширению экспорта и международной конкуренции; наличие институтов поддержания связи между бизнесом и правительством; устойчивая и взвешенная макроэкономическая политика; строгое использование экономических критериев при выборе конкретных форм вмешательства; относительно ограниченная роль прямых иностранных инвестиций.

Кроме последнего, Украина сегодня не отвечает ни одному из перечисленных условий. Да и, судя по представленной «Программе экономического роста», куются серьезные планы как можно быстрее лишиться своей «инвестиционной невинности». При этом никак не усваивается та простая истина, что крупный некриминальный иностранный капитал не придет в страну, пока не убедится в наличии широкомасштабных частных отечественных инвестиций.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме