ДЕЛИТЬ: ПО-БРАТСКИ ИЛИ ПОРОВНУ

Поделиться
Похоже, авторы законопроекта «О соглашениях о разделе продукции» будут считать проблему сдвинутой с мертвой точки, если парламентарии после первого чтения этого документа решат хотя бы то, что нужно все-таки делить...

Похоже, авторы законопроекта «О соглашениях о разделе продукции» будут считать проблему сдвинутой с мертвой точки, если парламентарии после первого чтения этого документа решат хотя бы то, что нужно все-таки делить. А там видно будет: что и как. О минах замедленного действия, заложенных в этот законопроект, пока что мало кто подозревает.

Законопроект, призванный заложить основы для развития украинской геологической и добывающей отраслей за счет привлечения инвестиций, «бродит» по энному кругу согласований не первый год. Правда, как сказал замминистра экономики Владимир Игнащенко, последняя редакция этого законопроекта, которая, вероятно, будет представлена на суд Верховной Рады в ближайшие недели, практически не изменилась со времени появления первого варианта. Скорее потому, что начни авторы еще раз согласовывать новый вариант проекта Закона «О соглашениях о разделе продукции», документ этот попал бы в парламент уже, наверное, следующего созыва. А дело, прямо скажем, безотлагательное. И может послужить толчком для развития геологоразведки и добычи таких полезных ископаемых, в которых нет излишества в Украине, как нефть, газ природный и шахтный метан, золото и руды, а также многого другого.

Законопроект этот достоин отдельного детального описания, что уместнее сделать, видимо, после его хотя бы первого слушания в ВР. Пока же - кратко о том, что думает по этому поводу Министерство экономики в лице В.Игнащенко.

По мнению замминистра экономики, предлагаемый законопроект не содержит даже упоминания о льготах фискального характера для инвесторов. Это прежде всего касается налогообложения. Впрочем, заинтересовать их должен тот факт, что традиционная налоговая база будет несколько упрощена (разумеется, если законопроект утвердит ВР). Инвестор будет платить такие налоги, как НДС, налог на недропользование и за использование месторождений, разведанных за счет госсредств. Остальные налоги (то есть их денежную часть) предлагается заменить на продукцию при ее разделе.

Потенциальные и весьма серьезные инвесторы давно уже кругами ходят вокруг украинских месторождений полезных ископаемых. Но до сих пор те немногие СП (в основном в нефтегазодобыче), которые созданы, занимаются небольшими проектами и не рискуют своими значительными инвестициями в Украине. А без именно значительных финансовых вливаний, причем долгосрочных (отдача от которых будет возможной только через много лет, а то и десятилетий), рассчитывать на крупные проекты не приходится. Удерживает инвесторов от серьезных проектов в Украине (как и в других странах СНГ) постоянная смена законодательства и его нынешняя несогласованность с привычными для них нормами, а также непомерная, как выразился В.Игнащенко, зарегулированность экономики. Причем в данном случае речь не собственно о госрегулировании (от этого все равно никуда не деться), а о рычагах, которыми пользуются несметные полчища украинских госчиновников всех уровней. Эта армия способна затянуть и утопить своими проволочками и согласованиями, лицензиями и квотами не то что проект, а и всю страну. В этом контексте, по словам В.Игнащенко, возможность влияния чиновников будет ограничена, а сама процедура, сопутствующая подписанию соглашения о разделе продукции (как-то: выдача лицензий, согласование и подписание контрактов и договоров, получение госактов на отвод земель и на недропользование и пр.), будет максимально упрощена и, что называется, автоматизирована.

По информации замминистра экономики, почти 40 стран мира уже имеют аналогичные законы. Впрочем, далеко не во всех из них это послужило развитию недропользования. Украина намерена сделать эту сферу деятельности стабильной на десятилетия, ведь лицензионные соглашения заключаются иногда на полвека, а значит, инвесторы хотят заведомо планировать свои инвестиции и их возврат. Есть свой закон о разделе продукции и у северного соседа - России. Правда, там пока не могут похвастаться, что уже подписанные соглашения, так сказать, работают. В силу многих причин, в частности и в связи с некоторой недоработкой того же закона о разделе продукции.

Украинский законопроект, подчеркнул Владимир Игнащенко, в отличие от большинства аналогов в других странах, базируется на так называемой подрядной схеме, а не концессии. Смысл затеи в том, что государство остается владельцем добытой с участием инвестора (или им самим) продукции до момента раздела этой продукции. Свою часть продукции инвестор получит право вывозить. Хотя государство остается по-прежнему приоритетным покупателем, но только в случае, если может предложить цену на товар инвестора, на уровне, так сказать, среднерыночной. (Впрочем, документальная формулировка этого термина, как и само определение инвестора может вызвать несколько серьезных вопросов, так что к этой теме мы в будущем вернемся.)

Законопроект также предусматривает необходимость освободить от НДС дорогостоящее оборудование, которое инвестор ввезет для разведки и добычи полезных ископаемых; тем более, если оно останется в Украине и после завершения основного проекта. Правда, инвестору взамен предложат максимально воспользоваться украинскими ресурсами, включая человеческие. Тем, кто на это согласится, обещают отдать предпочтение (при других равных условиях претендентов). Компании, которые уже создали добывающие СП, могут пока не волноваться: с ними на лицензионные месторождения соглашение о разделе продукции предполагают подписать автоматически. Роль распределителя и контролера, взятая прежде Госкомгеологии, этим комитетом, похоже, будет окончательно утеряна. Даже при подписании соглашения о разделе продукции от имени Украины выступать будет не Госкомгеологии, а тот, кого уполномочит, видимо, созданная Кабмином межведомственная комиссия.

Как и прежде, месторождения полезных ископаемых будут выставляться на тендер, и с победителем уже будут подписывать соглашение. Тендеры обещают сделать открытыми, и четко расписать саму эту процедуру.

До момента возврата затрат инвестору обещают отдавать всю компенсационную продукцию, после чего (внимание!) делить добытое будут в соотношении 70:30. Разумеется, большая часть - украинской стороне... На вопрос о том, как на такую перспективу отреагировали потенциальные инвесторы, Владимир Игнащенко ответил: «Отнеслись с пониманием». А понять им приходится то, что даже при таком соотношении будущего раздела продукции протащить этот законопроект через жернова парламента и особенно его коммунистическую часть - и так дело архисложное.

Уже известна предварительная реакция заинтересованных компаний на этот законопроект, как и реакция некоторых нардепов. Но об этом подробнее читайте в следующем выпуске «ЗН».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме