В былые времена солидное название значило для предприятия ничуть не меньше, чем дворянский титул для заурядного мещанина. Одно дело, скажем, быть просто Кременчугским механическим заводом и совсем другое - со статусом опытно-экспериментального. Появляется возможность и штат увеличить, и прибавки к жалованью заиметь, но - что самое ценное - это нисколько не вынуждает менять сложившийся профиль деятельности, позволяя по-прежнему оставаться рядовым ремонтным предприятием, занятым обслуживанием горьковских грузовиков.
Стоит ли говорить, что при таком подходе грядущие экономические реформы для завода оказались совсем не в радость и его судьба представлялась в очень скором будущем не то, что туманной, а вовсе беспросветной. Располагая 700 работающими, предприятие не входило в разряд крупных, поэтому не было особых надежд на преодоление трудностей за счет накопленного потенциала. По той простой причине, что завод такового не имел. Выход увидели в массовых увольнениях, причем не десятка-другого работников - штат уменьшился в три с половиной раза. В среде промышленников эту затею восприняли неодобрительно. Впрочем, это даже чересчур мягко сказано - дирекцию мехзавода попросту высмеивали, как паникеров, дескать, испугались временных трудностей, кадры не берегут, а через полгода-год станут локти кусать.
- К сожалению, слишком многие до сих пор так и не поняли, что пассивное ожидание лучших времен лишь усугубляет положение, - говорит директор завода Анатолий Розанов. - Кадры, конечно, - для любого предприятия капитал бесценный. Но забота об их сохранении не должна стать самоцелью. Не спорю, объявить человеку о том, что фирма в его услугах не нуждается, - это жестоко. Но разве гуманнее держать его в штате, не обеспечивая работой, месяцами не выплачивая зарплату, ссылаясь на сложное экономическое положение, и бубнить, как заклинание о том, что надо еще потерпеть?!
Конечно, было бы замечательно, если бы все проблемы отечественной промышленности сводились лишь к упорядочению штатов. Однако даже значительное сокращение персонала не решает задач занятости оставшихся работников, загрузки имеющихся производственных мощностей. Традиционная ремонтная ориентация также не сулила кременчужанам больших перспектив, поэтому на заводе принялись за обслуживание частного автотранспорта. Открыли небольшой магазин по реализации запасных частей, занялись и торговлей новыми легковушками. Как вспомогательные меры, все это было вполне приемлемо, но перспективы оставались все такими же туманными...
Хотя торговля сегодня и сулит большую выгоду, чем производство, выбор ее в качестве стратегического направления был бы для предприятия явным просчетом. Покупатель ведь тоже не лыком шит: он быстро разобрался, что денег, которые ему пришлось бы потратить на новую вазовскую модель, с лихвой хватит на приобретение пусть подержанной, но намного более качественной иномарки. Словом, избитая истина насчет того, что спасение - лишь в развитии производства, воплотилась наконец в конкретное дело: на мехзаводе приступили к сборке автомобилей малой грузоподъемности - «Газелей».
- Автомобильное производство нас интересовало давно, но заняться им удалось, как говорится, по блату, - иронизирует Анатолий Розанов. - Благодаря личным контактам сумели начать переговоры с АО ГАЗ, которое, если честно, не испытывало нужды в сотрудничестве с нами. Нынешнее положение нижегородского завода, по сравнению с другими, довольно стабильное, а сумма предстоящего контракта - 144 тысячи долларов - была для него попросту мизерной.
Тем не менее, совместное предприятие по сборке «Газелей» на Кременчугском опытно-экспериментальном механическом заводе в конце декабря 1995 года было создано. Долю украинской стороны составили производственные мощности и рабочая сила, российской - 72 тыс. долларов и последующая поставка всех комплектующих для автомобиля. Проект предусматривает ежегодный выпуск 2 тыс. машин марки ГАЗ-3302. Уже через четыре месяца в Кременчуге приступили к сборке первых «Газелей», а к исходу года их было изготовлено 35 штук. Такие темпы работы, конечно, ударными никак не назовешь, но это еще не повод для обвинения новоявленных автомобилестроителей в неповоротливости.
- На проверку соответствия собранной нами «Газели» требованиям отечественного стандарта и получение государственного сертификата автотранспорта пришлось потратить восемь месяцев. Без соответствующих подтверждений мы не имеем права реализовывать машины, - объясняет Анатолий Михайлович. - Не спорю, проверка качества сборки нужна, но не ценой же огромных затрат времени и денег. Мы ведь получаем полный комплект на автомобиль, право на производство которого подтверждено российским стандартом. Оригинальными разработками Госстандарт Украины не располагает: если быть откровенными, то нынешние нормативы - это всего лишь копия бывшего общесоюзного ГОСТа. Спрашивается, какой смысл в этих проволочках? Мы же не просим у государства ни денег, ни протекции, ни каких-то особенных льгот и законы не желаем нарушать...
К концу октября выпуск «Газелей» кременчугского образца был узаконен, но для завода это означает решение лишь части проблем. Более сложной представляется задача «перехитрить» экономическую политику - как отечественную, так и страны предприятия-партнера. Без этого затея с организацией сборочного производства, увы, окажется бессмысленной. Ведь тем, кто надумает купить машину, дешевле это сделать в России, поскольку тот же автомобиль украинской сборки обойдется дороже. Объяснение тут простое: в стоимость комплектующих включен российский НДС, а при реализации уже готового автомобиля следует уплатить еще и украинский. С учетом затрат на транспортировку, растамаживание и сборку цена грузовика поднимается практически наполовину. Естественно, это не может не породить вопрос: а в чем же смысл заведомо убыточного предприятия? По мнению директора, он заключается в следующем.
- Освоив сборку, можно попытаться производить некоторые детали, допустим, платформу. Конечно, я не настолько самоуверен, чтобы заявить об освоении производства большинства комплектующих на месте - для этого нужны немалые средства, которые негде взять ни нам, ни любому другому отечественному предприятию. А вот научиться современным методам производства, на деле ознакомиться с передовыми технологиями - задача вполне посильная. Наконец, что нам мешает, набравшись опыта в монтаже «Газелей», попробовать силы в сборке легковушек? Пора, наконец, унять завышенное самомнение: к сожалению, большинство нашей продукции неконкурентоспособно на внешнем рынке, а питать иллюзии по поводу чьей-то бескорыстной поддержки - по меньшей мере, несерьезно.
Сколь бы неприятными ни показались слова Розанова, опровергнуть их сложно. Уже хотя бы потому, что они подтверждаются практикой. Что же касается самого предприятия, то за истекший год здесь, помимо сборки грузовиков, освоили выпуск спецавтомобилей для милиции, медиков и коммунальщиков, налаживают их сервисное обслуживание. И это дает основания считать, что титул опытно-экспериментального кременчугский завод все же носит не зря.