ЧЕРНОМОРСКОЕ ПАРОХОДСТВО УТОНУЛО В ДОЛГАХ

Поделиться
Поднять «корабль» поручено новому руководству Кадровую кадриль, с которой началось очередное оздоровление морской отрасли, государственные мужи, похоже, станцевали...

Поднять «корабль» поручено новому руководству

Кадровую кадриль, с которой началось очередное оздоровление морской отрасли, государственные мужи, похоже, станцевали. У руля - новый министр транспорта (второй за последние три месяца), новые замы и новый президент ЧМП.

Черноморское морское пароходство за последние шесть лет пережило троих рулевых (один из них - Павел Кудюкин ждет своей участи в тюремной камере). Как лебедь, рак и щука, тянули они ЧМП, каждый в свою сторону. Правда, в разное время. Но этого оказалось достаточно, чтобы развалить огромное, богатейшее предприятие. Новый президент ГСК ЧМП Александр Диордиев, работавший генеральным директором зарубежного расчетного центра ЧМП на Кипре, намерен исправить ошибки своих предшественников.

Разумеется, прежнего пароходства, приносившего в казну сотни миллионов долларов, не возвратишь: предприимчивые деловые люди растащили его в разные стороны. За последнее время на базе его имущества созданы: самостоятельные государственные судоходные компании - «Укрферри», «Укртанкер», «Украинское морское пароходство», «Укррифер» - с передачей на их баланс судов.

Кроме того, за последние полтора года 59 судов продано. Известно, что некоторые из них, официально списанные на металлолом, на самом деле перед этим были отремонтированы. Они работают и сейчас, но только на других хозяев. В то же самое время есть суда, от которых давно пора избавиться. Несмотря на то, что каждое из них приносит ежегодно 2 млн. долларов убытка, их почему-то держат.

Оставшийся флот был передан в оперативное управление иностранным компаниям на очень невыгодных, грабительских для ЧМП условиях. Словом, все, кто могли, обогащались за счет пароходства, а само оно шло ко дну. Естественно, разбежались по коммерческим структурам и высококвалифицированные специалисты. Пароходству же остались одни долги.

По данным Южно-Украинской транспортной прокуратуры, их сумма в мае равнялась

190 млн. долларов США. Для погашения задолженности, помимо средств от продажи судов, руководство ЧМП взяло кредиты на 108 млн. долларов, заложив при этом во французских, австрийском и ряде других банков 43 наиболее рентабельных судна. Словом, общая задолженность ЧМП перед иностранными кредиторами не только не уменьшилась в последнее время, а, наоборот, возросла - до 300 млн. долларов.

Финансовое положение Черноморского пароходства, по оценкам специалистов, как раз и усугубляется тем, что на обслуживание этого громадного долга из управления ЧМП работает лучшая, рентабельная часть флота: вся прибыль от эксплуатации перечисляется непосредственно кредиторам.

Так сможет ли пароходство, обремененное долгами, выкарабкаться из ямы? Этот вопрос и есть сегодня для ЧМП - вопрос жизни и смерти.

Долги - это дамоклов меч, от которого в первую очередь страдают экипажи судов. Им приходится сидеть по году и более в раскаленных железных коробках без пищи, воды и медикаментов. Сегодня под арестом находятся 24 судна. В последние месяцы на их спасение было выделено более 2 млн. долларов. Но этого недостаточно. К тому же до некоторых экипажей деньги так и не дошли. Их по дороге перехватили агентские фирмы, которым ЧМП тоже задолжало.

Но если бы суда только арестовывали! Их же в счет погашения задолженности продают с аукциона. По сути, с молотка идет государственное имущество. За последние пять месяцев таким способом продано 6 судов.

Что же намерено предпринять новое руководство, которому достался полузатонувший корабль, именуемый Черноморским морским пароходством?

Президент ГСК ЧМП Александр Диордиев на своей первой пресс-конференции для журналистов сообщил, что затевать очередную перестройку на этот раз никто не собирается - пароходство не выдержит. Главная задача - рассчитаться с долгами, освободить суда и вернуть себе операторские функции управления флотом.

Новая команда начала свою работу с инвентаризации кредиторской задолженности и в целом всего имущества ЧМП. Столько за последнее время было наворочено, что сегодня никто толком сказать не может, сколько и чего осталось на хозяйстве. Не так давно было продано 12 судов без разрешения Фонда госимущества Украины. ЧМП они больше не принадлежат, но на балансе числятся, поскольку разрешения на отчуждение не было. Подобные факты имели место и раньше.

Словом, сколько и каких судов сегодня у ЧМП, не ясно. Сколько и кому должны - тоже вопрос из вопросов. Александр Диордиев заявил, что перепроверка взаиморасчетов с иностранными фирмами, а также претензий, исков, предъявленных ЧМП, показывает, что долги, в ряде случаев, в десятки раз завышены.

Самый крупный кредитор ЧМП - швейцарская финансово-коммерческая компания Planmarine. Ей пароходство задолжало 53 млн. долларов. Однако эта сумма документально никак не подтверждается: ревизия лизинговых контрактов и соглашений, подписанных между ЧМП и фирмой Planmarine, показала, что долг составляет

23 млн. швейцарских франков, или 18 млн. долларов.

Дело в том, что бывший президент ГСК ЧМП А.Стогниенко не один раз заключал с фирмой внешнеэкономические соглашения о признании долгов. Именно в том виде, в котором они виделись руководству Planmarine. Так, по данным Южно-Украинской транспортной прокуратуры, в конце 1995 года было подписано соглашение, согласно которому в пользу этой фирмы был оформлен залог в виде шести действующих судов, а также семи судов, предложенных к продаже на металлолом в счет платежей. 28 февраля 1997 года в Киеве тогдашним заместителем министра транспорта Украины А.Золотоверхом и президентом ГСК ЧМП А.Стогниенко с одной стороны и руководителем фирмы Planmarine - с другой было подписано внешнеэкономическое соглашение об урегулировании и признании долгов пароходства перед этой фирмой на сумму

53 млн. долларов США, а также о способах их погашения путем отчуждения в пользу Planmarine 13 действующих высокорентабельных судов торгового флота, в том числе двух пассажирcких теплоходов. В итоге, в течение 1995-1997 годов пароходство выплатило Planmarine - не имея точных экономических и финансовых расчетов - более 20 млн. долларов.

Однако, несмотря на это, фирма Planmarine арестовала более 10 судов ЧМП. По ее вине с 1995 года стоят на приколе два теплохода в Италии. Как сообщил Диордиев, швейцарцы предъявили требования по контракту, оплаченному пароходством еще в 1993 году.

Такая же примерно картина и по многим другим долгам. Однако не все кредиторы ведут себя одинаково. По словам Диордиева, те, кто давно работает с ЧМП и заинтересован в сотрудничестве, проявляют терпение. К примеру, часть кредиторов согласилась с мнением пароходства и сняла свои претензии и накрученные проценты, сообщил он.

Новое руководство намерено не только рассчитаться с долгами, хотя, по их словам, это произойдет не скоро, но также вернуть флот, а точнее, операторские функции, передоверенные прежним руководством иностранным фирмам. В частности, у английской компании Silver Line Ltd ЧМП теперь собирается отсуживать свое кровное.

Как сообщил президент ГСК ЧМП, чтобы отстоять свои интересы, сегодня пароходство наняло немецких и английских адвокатов с мировым именем. И хотя на их услуги уходят сотни тысяч долларов, все равно другого выхода нет, если речь идет о долгах и имуществе на миллионы. К тому же, по мнению А.Диордиева, сделать это следовало давно, тогда бы такого количества арестованных судов, на освобождение которых необходимо изыскать 25-30 млн. долларов, сейчас бы не было.

Однако, несмотря на все трудности, Диордиев уверен, что пароходство можно спасти и поставить на ноги. Хотя на это уйдет не один год.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме