БЫТЬ ТЕБЕ ГАЗОТРЕЙДЕРОМ

12 сентября, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 37, 12 сентября-19 сентября 1997г.
Отправить
Отправить

На прошедшей неделе ожидалось оглашение окончательных результатов многонедельной активной дискуссии на тему: «Каким быть рынку газа-98?»...

На прошедшей неделе ожидалось оглашение окончательных результатов многонедельной активной дискуссии на тему: «Каким быть рынку газа-98?». Формой такого оглашения должно стать постановление Кабмина, которым традиционно утверждаются так называемые правила игры на отечественном рынке газа. Принципиально, можно сказать, что решение принято. Остались детали (которые хотя еще и могут повлиять на содержание, но уж не на много). Итак, к концу недели на свет рождался «Порядок обеспечения природным газом народного хозяйства и населения в 1998 году».

Судя по всему, для организации такого порядка многим участникам рынка газа пришлось максимально ограничить свои желания. Итак, посмотрим, что же будут представлять собой эти правила игры-98.

Сам текст постановления правительства «О порядке обеспечения... в 1998 году» будет обнародован на днях. Этот документ традиционно вменяет в обязанность всем участникам рынка газа и сопричастным министерствам и госкомитетам какие-то полномочия и обязанности.

К 15 октября (хотя сроки могут быть еще изменены) предполагается, что Государственный комитет нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности вместе с Министерством экономики, так сказать, спрогнозируют баланс потребности в природном газе на будущий год. Органы госуправления (центральные и местные) должны сообщить Госнефтегазпрому свои планы по поводу бюджетных денег, которые они намереваются направить на закупку газа для бюджетников, субсидии населению и оплату традиционных расходов на льготников. Сделать это они должны за оставшиеся дни сентября. Сроки, как вы понимаете, весьма ограничены. Но в противном случае трудно сориетироваться с наличием средств для закупки нужного газа для этой категории потребителей. А вместе с населением они используют за год около 30-34 млрд. кубометров газа. Так что сориентироваться надобно бы.

Газ, добываемый в отечестве, снова намерены направить на обеспечение потребностей населения, бюджетников и коммунально-бытовых предприятий. Как известно, собственная добыча газа составляет процентов 18 от потребности. И поэтому, судя по всему, «Укргазпрому» снова предстоит что называется держать карман шире.

Если не изменятся сроки, то к 1 октября Госнефтегазпром, Минэкономики и Национальная комиссия по вопросам регулирования электроэнергетики должны утвердить условия деятельности для оптовых поставщиков газа.

К слову, прошу не путать правила обеспечения газом (то, что здесь именуется «правилами игры», которые утверждают в Кабмине) и условия деятельности оптовых поставщиков газа (трейдеров). По логике вещей, условия должны «проистекать» из правил. Своего рода это должен быть четкий механизм, позволяющий следовать правилам. Но практика украинского рынка газа за последние три года свидетельствует о том, что правила «пишутся» для того, чтобы их нарушать. И в отличие, скажем, от правил дорожного движения, нарушителей правил газового рынка не ждет строгий инспектор за первым же кустом или поворотом. Кроме того, перечень исключений из правил для рынка газа (многократно пополняемый и принципиально изменяемый - в силу тысячи обстоятельств, иногда просто абсурдных) уже к середине года по сути видоизменяет систему работы на рынке и правила с точностью чуть ли не до наоборот.

Не берусь судить, постигнет ли сия участь и свежеиспеченный свод правил для операторов рынка газа. Но есть масса фактов, которые наводят на эту до неприятности знакомую мысль. Но об этом - как-нибудь в другой раз...

Минфину задачка задана еще похлеще: предусмотреть и (главное!) обеспечить перечисление каждый месяц реальных денег (или все-таки, как всегда - «отдельной строкой»?..) на закупку газа, а заодно и электроэнергии для бюджетников.

В попытках свести бюджетные концы с концами авторы «газового» постановления обратились к традиционной формуле залога и гарантий. С той оговоркой, что сумма всех гарантий и векселей не может превышать общую сумму ассигнований, предусмотренных всеми соответствующими бюджетами на оплату потребления природного газа. Оговорка вполне уместна на тот случай, чтобы избежать появления в скором времени кучи ничем не обеспеченных векселей. В игру могут вступать банки - в качестве гарантов, но на тех же условиях.

Поставлять же газ коммунальщикам и бюджетникам должен будет «Укргаз» и «Киевгаз» - газораспределительные предприятия. На их счета и предстоит перечислять бюджетные средства.

Кстати, когда осенью прошлого года спецкомиссия парламентариев разбиралась в ситуации на рынке газа и с газотрейдерами, возник вопрос об использовании бюджетных средств «не по назначению». В прошлом году, да и половину текущего года, кроме отечественных предприятий поставками газа для населения, комбыта и бюджетников должны были заниматься еще и «Единые энергетические системы Украины» (ЕЭСУ), и «Украинский газоресурсный консорциум» - детище ЕЭСУ. Как они занимались - доподлинно их оппоненты не объясняют. Но говорят, что эти негосударственные фирмы «прокручивали» госбюджетные деньги в собственных интересах. В ЕЭСУ же на это отвечают просто: нарушений нет. Но вот консорциум уже пару месяцев назад отстранили от газопоставок для населения. Хотя, с другой стороны, если негосударственные фирмы поставляли газ для населения, комбыта и бюджетников, то вполне логично, что они должны были получить за этот газ деньги именно бюджетные. Так что, кто прав, утверждать не берусь.

Так или иначе, а впредь порешили с негосударственными фирмами и компаниями бюджетных дел (в вышеназванном контексте) не иметь.

Теперь собственно о правилах игры.

Как водится, Госнефтегазпром и Министерство экономики должны спрогнозировать баланс (то есть потребность) на грядущий год. Разумеется, с учетом потребностей и возможностей газотранспортной системы. Насчет возможностей - это, как говорится, дело техники. А вот с потребностью - вопрос интересный. Считать-то, что конкретно будут: сколько надо газа, чтобы не замерзнуть или чтобы промышленность работала на полную мощность, или все-таки объем газа, который потребители смогут оплатить?

Но, в принципе, это не есть для Госнефтегазпрома проблемой - в крайнем случае, опять на кого-то придется списать несколько миллиардов кубометров «испарившегося» газа. А на кого - там видно будет.

Новшество правил-98 в том, что на рынке газа появится контролер - Национальная комиссия по вопросам регулирования электроэнергетики. Основанием для передачи ей таких функций послужила относительно успешная работа в этом русле на рынке электроэнергетики. Комиссия должна будет заниматься контролем обоснованности тарифов на транспортировку газа, его хранение и распределение. Ей же предстоит выяснить (?), почему и сколько должны стоить конкретные газотранспортные услуги, а также следить за соблюдением правил во всем этом тарифном хозяйстве. Сочувствую специалистам Минэкономики, и очень интересно узнать: как же они обоснуют тарифы? Газотрейдеры могут обидеться, если установить слишком высокие транспортные тарифы. Свидетельством тому нынешняя ситуация с поставками газа в подземные газохранилища. Минэкономики установило тариф в 10 долларов за сезонное хранение одной тысячи кубометров газа в «подземках» «Укргазпрома». И вместо прибыли от этого вида деятельности, а также переполненных запасами газа хранилищ, «Укргазпром» вообще остался без единого контракта - трейдеры отказывались оплачивать хранение газа... Соответственно, потребители рискуют остаться без тепла в зимнее время. Сейчас «Укргазпром» пытается исправить ситуацию, но время упущено, а возможностей не прибавилось.

Если пытаться найти компромисс, то, вероятно, есть смысл установить «плавающий» тариф, как это предлагали многие участники рынка газа. Возможно, в Министерстве экономики так и поступят.

А чтобы газотрейдеры поменьше уклонялись от расчетов с газотранспортниками, порешили ежемесячно требовать от трейдеров в качестве предоплаты не менее 25% стоимости будущих услуг по транспортировке заявленного на каждый следующий месяц объема газа.

К тому же, дабы не было соблазна маневрировать объемами газа (хотя иногда от трейдеров это и не зависит) - то есть поставлять ровно столько, сколько заявлено в контрактах, - им придется сделать такой себе маленький резерв: предварительно закачать или оплатить 10% контрактных объемов газа. Хранить его будет «Укргазпром» и «Черноморнефтегаз». Платить за это придется трейдерам. А если они поставят вдруг газа меньше, чем заявляли, то газотранспортники смогут этим резервом покрыть дефицит.

Ежели трейдеры откажутся или по каким-то причинам не смогут следовать таким правилам игры (т.е. соблюдать описываемые условия работы на рынке газа), их могут временно или навсегда «лишить права на поставку газа». А их резервный запас газа (или его стоимость) будет использован согласно условиям договора.

Можно сказать, революционной откровенностью является в правилах игры-98 то, что оптовые поставщики газа (газотрейдеры) могут поставлять газ по свободным ценам.

Неформально трейдеры и так зачастую вынуждены были снижать цену на газ - в зависимости от условий и сроков оплаты. И снижали. Только вот правительство Украины подписало соглашение с «Газпромом», которое декларировало, что цена газа в Украине - 80 долларов за тысячу кубометров, плюс еще 3 доллара - за «большой» транзит. Теперь прикидываться насчет цен, наверное, перестанут. И какой из трейдеров сумеет максимально снизить цену на газ для потребителей (за счет схем кредитно-товарно-денежной оплаты), тот естественно и получит максимум предложений и контрактов. Разумеется, в рамочках поставляемого им баланса газа.

А за соблюдением этих рамочек, как водится, следить уполномочен Госнефтегазпром. Как он будет это делать? Как говорится, вопрос, конечно, интересный. Но если учесть, что в истории независимой Украины (где уж там с союзные времена!) еще ни разу не случалось, чтобы весь газ был учтен до кубометра, и совпадали объемы поставленного и использованного газа (о причинах подобного положения дел «ЗН» рассказывало не однажды), то Госнефтегазпрому впору посочувствовать. Особенно в условиях, когда в стране большей частью потребление газа, например, населением и комбытом, подсчитывается «на глазок». Вот и «испаряется» ежегодно не весть куда несколько миллиардов кубометров газа. Вернее, газ этот кем-то используется, этот «кто-то» предпочитает сжигать дорогостоящий энергоноситель «инкогнито». Были бы в каждой квартире счетчики - узнали бы мы все по чем кубометр газа. А так - все «на глаз».

Все вышеописанное теоретически говорит о том, что государство - в лице правительства - намерено воспользоваться своим монопольным правом: диктовать правила игры, вне зависимости от их привлекательности для трейдеров. Но это теория, повторяю. Впрочем, уже и сама попытка весьма показательна. Тем более, что всех участников рынка все-таки спрашивали: каких правил они хотят, пытались найти хотя бы условное равенство между интересами.

И хотя многие газотрейдеры не скрывают, что их мало устраивают такие правила, до сих пор тем не менее никто официально не заявил о добровольном отказе от этого вида бизнеса. Если, конечно, не считать тех, кого «ушли» по причине «не сходства характеров».

Единственным преимуществом для газотрейдеров остается в правилах свобода выбора - поставлять газ предприятиям, которые платят (или хотя бы не отказываются это делать). Вроде бы их нельзя принуждать к поставкам банкротам и неплательщикам за газ. Но такие же условия в общем-то были и в прежние годы - это если по правилам. А на практике были сплошные исключения. Опять же в силу тысячи субъективных и объективных причин, правда, чаще - вовсе не экономического характера.

Чтобы закончить это описание, надо дождаться условий работы для газотрейдеров, над которыми мозгует Госнефтегазпром. И тогда уж станет понятно: кому быть трейдером, на кого «повесят» долги и, может, даже сколько «испарится» газа в следующем году...

Можно сказать, революционной откровенностью является в правилах игры-98 то, что оптовые поставщики газа (газотрейдеры) могут поставлять газ по свободным ценам.

Неформально трейдеры и так зачастую вынуждены были снижать цену на газ - в зависимости от условий и сроков оплаты. И снижали. Только вот правительство Украины подписало соглашение с «Газпромом», которое декларировало, что цена газа в Украине - 80 долларов за тысячу кубометров, плюс еще 3 доллара - за «большой» транзит. Теперь прикидываться насчет цен, наверное, перестанут. И какой из трейдеров сумеет максимально снизить цену на газ для потребителей (за счет схем кредитно-товарно-денежной оплаты), тот естественно и получит максимум предложений и контрактов. Разумеется, в рамочках поставляемого им баланса газа.

А за соблюдением этих рамочек, как водится, следить уполномочен Госнефтегазпром. Как он будет это делать? Как говорится, вопрос, конечно, интересный. Но если учесть, что в истории независимой Украины (где уж там союзные времена!) еще ни разу не случалось, чтобы весь газ был учтен до кубометра и совпадали объемы поставленного и использованного газа (о причинах подобного положения дел «ЗН» рассказывало не однажды), то Госнефтегазпрому впору посочувствовать. Особенно в условиях, когда в стране большей частью потребление газа, например, населением и комбытом, подсчитывается «на глазок». Вот и «испаряется» ежегодно невесть куда несколько миллиардов кубометров газа. Вернее, газ этот кем-то используется, этот «кто-то» предпочитает сжигать дорогостоящий энергоноситель «инкогнито». Были бы в каждой квартире счетчики - узнали бы мы все, почем кубометр газа. А так - все «на глаз».

Все вышеописанное теоретически говорит о том, что государство - в лице правительства - намерено воспользоваться своим монопольным правом: диктовать правила игры, вне зависимости от их привлекательности для трейдеров. Но это теория, повторяю. Впрочем, уже и сама попытка весьма показательна. Тем более, что всех участников рынка все-таки спрашивали: каких правил они хотят, пытались найти хотя бы условное равенство между интересами.

И хотя многие газотрейдеры не скрывают, что их мало устраивают такие правила, до сих пор тем не менее никто официально не заявил о добровольном отказе от этого вида бизнеса. Если, конечно, не считать тех, кого «ушли» по причине «несходства характеров».

Единственным преимуществом для газотрейдеров остается в правилах свобода выбора - поставлять газ предприятиям, которые платят (или хотя бы не отказываются это делать). Вроде бы их нельзя принуждать к поставкам банкротам и неплательщикам за газ. Но такие же условия в общем-то были и в прежние годы - это если по правилам. А на практике были сплошные исключения. Опять же в силу тысячи субъективных и объективных причин, правда, чаще - вовсе не экономического характера.

Чтобы закончить это описание, надо дождаться условий работы для газотрейдеров, над которыми мозгует Госнефтегазпром. И тогда уж станет понятно: кому быть трейдером, на кого «повесят» долги и, может, даже сколько «испарится» газа в следующем году...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК