Мои знакомые владельцы автомобилей, чьи доходы еще не так давно считались средними, уже поставили своих «коней» что называется на прикол и пересели в общественный транспорт. Подсчитав расходы на бензин по нынешним ценам, они убедились, что ездить на работу на собственном автомобиле им теперь не по карману. Скорее всего, придется забыть о частном извозе тем многим «скрытым» и явным безработным, кто еще недавно таким способом зарабатывал себе на хлеб.
На многих бензозаправочных станциях уже «исчезло» топливо; на оставшихся цены поражают воображение даже весьма состоятельных водителей.
Практически свернули или сейчас сворачивают свой бизнес многочисленные трейдерские фирмы, торгующие бензином в Украине; сократили импорт и продажу крупные оптовые поставщики светлых нефтепродуктов.
Парламент Украины пару недель назад так и не дошел до рассмотрения законопроекта, предусматривающего пошлинно-акцизное регулирование рынка нефтепродуктов Украины, развязав таким способом на некоторое время руки правительству, тянущемуся к ручнику регулировки этого рынка.
Не далее как в среду появились сообщения о том, что Кабмин в условиях катастрофического роста цен на светлые нефтепродукты и уже заметного дефицита топлива уже установил дополнительный так называемый таможенный сбор с импортных нефтепродуктов в размере 0,01 экю с 1 кг. Собственно, такая же норма предусматривалась в парламентском законопроекте, так пока и не принятом депутатами.
Администрации некоторых регионов и городов уже предприняли на своем уровне меры по принудительному ограничению уровня цен на многие товары, включая нефтепродукты. Однако, мало того, что юридически такие действия властей, мягко выражаясь, не совсем обоснованны, они к тому же приводят (чаще всего) просто к «опустошению» бензоколонок.
Хотя, как это не парадоксально звучит, формально рост цен на импортные нефтепродукты в Украине (которые однозначно «привязаны» к курсу доллара по отношению к национальной валюте), констатируют многие эксперты, отстает от роста курса доллара. Правда, похоже, скоро их скорости сравняются...
А тем временем правительство объявило о своем намерении ограничить экспорт нефтепродуктов. Причем ограничению подлежит и экспорт продукции, производимой украинскими нефтеперерабатывающими заводами из так называемой давальческой нефти. Стоит заметить, что в основном благодаря таким контрактам украинские НПЗ удавалось хоть как-то загрузить нефтью и обеспечить минимум переработки. Нефть, добываемая за год в Украине - а это около 3 млн. тонн ежегодно, - обеспечивает загрузку отечественных НПЗ всего лишь на 8-12%. Объем производства светлых нефтепродуктов при этом составляет около половины объема переработанной нефти (так как глубина переработки нефти на украинских НПЗ - на уровне 50-55%), то есть не более 1,5-1,6 млн. тонн. Потребность же украинского рынка в светлых нефтепродуктах составляет, по различным оценкам, от 12 до 17 млн. тонн ежегодно. Причем, в Украине практически нет собственного производства бензина так называемых благородных марок, и эта продукция традиционно импортируется...
Практически вышеназванное намерение правительства Украины в отношении ограничения деятельности бензиновых и нефтяных трейдеров означает, что Кабмин намерен вмешаться в деятельность негосударственных, в том числе иностранных компаний, которые еще рисковали поставлять нефть на переработку в Украину с тем, чтобы затем экспортировать продукты ее переработки (или возвращать их в страну, откуда поставлялась давальческая нефть). При этом часть произведенных нефтепродуктов при благоприятной ценовой динамике различными способами все же попадала на отечественный рынок. Похоже, теперь правительство хочет оставить всю «просочившуюся» нефть и произведенные из нее нефтепродукты в пределах таможенной территории Украины. Вряд ли это понравится компаниям, экспортирующим нефть в Украину на переработку в условиях ограничения цен на украинском рынке нефтепродуктов и при обвале гривни...
Кроме того, правительство намерено вскоре ввести систему лицензирования экспортной деятельности, что может означать и появление так называемого института спецэкспортеров. Со всеми вытекающими последствиями...
Намерения украинского правительства в принципе не отличаются иезуитством. К подобным способам (налогового регулирования рынка нефтепродуктов) прибегают парламенты и правительства многих стран. Особенно тех, кто относится к импортерам энергоресурсов. Тем более в условиях общего кризиса и падения цен на нефть на рынке (см. диаграмму). Однако удержать собственный рынок нефтепродуктов на грани катастрофы удается только тем, кто может установить разумные налоги на этот вид бизнеса - с точки зрения взаимных интересов участников рынка, включая потребителей, на которых в основном и переносится налоговое бремя.