БАБКА НАДВОЕ ГАДАЛА: УДОБРЯТЬ — НЕ УДОБРЯТЬ

Поделиться
Тендерная идея выбора оператора для реализации программы обеспечения аграриев Украины минеральными удобрениями под урожай 1998 года, похоже, рискует обернуться грубой профанацией...

Тендерная идея выбора оператора для реализации программы обеспечения аграриев Украины минеральными удобрениями под урожай 1998 года, похоже, рискует обернуться грубой профанацией. А кое-кто, воспользовавшись преимуществом вовсе не экономического характера, буквально на ровном месте, скорее всего, «поднимет» несколько десятков миллионов долларов. Если, конечно, не надорвется.

Получат ли аграрии при таком подходе необходимые удобрения - пока остается загадкой...

Боже! Сколько веры в глазах

государственных шлюх!

Сколько силы в руках

отставных палачей!

Ты не дай им опять

засучить рукава!..

Из песни «Родина»

Ю.Шевчука

Издавна правительство Украины практикуется в опеке многих отраслей народного хозяйства. Традиционная и особая государственная забота о тружениках полей. Накануне посевной и уборочной вся страна лихорадочно «ищет» для аграриев горючесмазочные и посевной материалы, а также удобрения. Директивными методами у собственников нефтепродуктов экспроприируется «в долг» солярка и бензин, из госрезерва черпается зерно, а предприятия химической отрасли должны в пожарном порядке отгружать аграриям сотни тысяч тонн различных удобрений. Железнодорожники должны в первоочередном порядке и без всяких там «лишних» вопросов насчет оплаты перевозить все это добро к потребителям, казалось бы: сей, дорогой аграрий, жни...

Но, как вы сами догадались, еще никогда правительственные директивы не выполнялись своевременно и в полном объеме (хотя, впрочем, неизвестно - что было бы хуже?). Еще никогда этот комплекс работ, в частности, программа производства и обеспечения сельхозпроизводителей минеральными удобрениями - не был своевременно оплачен заказчиком и выполнен причастными к этому предприятиями. В результате: аграрии не получали вовремя нужного количества удобрений, производители оных также не получали плату за свою работу, а поставщики газа (как основы для производства азотных удобрений) и иных составляющих до сих пор еще мечтают дождаться обещанных им в качестве оплаты сельхозпродуктов.

Ситуация повторяется из года в год. И дело даже не в том, что правительственная «минеральной» программа всегда, как говорится, хромает на обе ноги. Просто на практике все оказывается совсем не так, как пишется в соответствующих постановлениях Кабмина.

Когда в этом году уполномоченные чиновники «химичили» над утверждением правительством традиционной «минеральную» программы, все ее потенциальные участники сначала обрадовались: мол, наконец-то в этом году додумались подойти к решению задачи разумно - провести тендер, пригласить заинтересованные фирмы и предприятия, установить единый подход и выбрать наиболее реальное и выгодное предложение. Но не тут-то было! Как только компании и предприятия, желающие взять на себя выполнение «минеральной» программы, подали в тендерный комитет свои заявки, события получили весьма неприятное для претендентов развитие.

Появились до боли знакомые бюрократические симптомы, вероятно, свидетельствующие о живучести прежних подходов. «Минеральный» тендерный комитет день ото дня откладывает вынесение своего вердикта и не называет победителя. Причастные к тендеру чиновники категорически отказываются комментировать ход событий, ссылаясь на закрытость тендера. Отказываются назвать хотя бы количество поданных заявок. При этом журналистам однозначно советуют «не соваться, куда не надо».

Между тем, если действительно заботиться о наличии минудобрений к моменту их внесения в почву для увеличения урожайности посевов в будущем году, программу уже срочно надо «запускать». Не то снова придется все делать «задним числом».

Селитра для аграриев - оптом

и в розницу

Надеюсь, что и не аграрной части граждан Украины небесполезно будет напомнить (или узнать), что даже хваленые украинские черноземы нуждаются в регулярной и полноценной подпитке минеральными удобрениями. Если надеяться на хороший урожай, то, как говорится, каждому овощу и фрукту - требуется определенное количество определенных удобрений. Например, по расчетам специалистов-агрономов, для формирования урожая одного центнера пшеницы или ржи - если надеяться собрать с каждого гектара до 40 центнеров - в почву заблаговременно надо внести по 2 килограмма азотных удобрений.

Если подсчитать все гектары, засеваемые зерновыми в стране, то только для выращивания этого вида сельскохозяйственных культур ежегодно аграриям надо запасаться не менее чем 1,166 млн. тонн азотных удобрений и 875 тыс. тонн калийных удобрений. И это только для взращивания зерновых. Для всех же основных разновидностей растениеводства Украины годовая потребность только в азотных удобрениях определяется весом в 1,605 млн. тонн (см. таблицу 1). Несколько меньше - 1,322 млн. тонн - требуется на год калийных удобрений и до 1,550 млн. тонн - фосфорных удобрений (см. таблицу 4). Разумеется, что при изменении масштабов засеваемых площадей и структуры посевов, изменяется и потребность в конкретных видах удобрений. Но пока что будем исходить из основных результатов 1996 года.

При соблюдении аграрной технологии нужны еще и сложные смешанные удобрения - так называемые жидкие комплексные удобрения. Однако, в прошлом году предприятиями Украины они не производились. Хотя как минимум три химических завода располагают мощностями для ежегодного выпуска 220 тыс. тонн - ОАО «Азот» (Черкассы), ОАО «РивнеАзот» и ОАО «СумыХимпром».

Словом, с потребностью в общих чертах - понятно и нет нужды объяснять, что это дело нужное. Если аграриям и приходится задумываться, так скорее над тем, каким способом оплатить используемую продукцию химиков? К этому мы еще вернемся, а пока оставим аграриев.

На химическом фронте -

с переменной «минеральной»

Дальше - химическая промышленность - производитель и поставщик тех самых минудобрений. Этого добра (минудобрений) в принципе в Украине можно производить достаточное количество. Было бы из чего, вернее - было бы кому заплатить за покупку составляющих этого производства и за работу химикам.

Основой, например, для производства азотных удобрений (см. таблицу 2) служит природный газ. А его, как вы понимаете, приходится импортировать, а значит сразу - вынь да положь валюту. В структуре затрат на производство, например, аммиачной селитры «газовая» доля - почти 93,5% (вместе с электроэнергией).

Для производства фосфоросодержащих удобрений (см. таблицу 4) химзаводам требуется не менее 900 тыс. тонн серы, которая вообще пользуется спросом у химиков. А еще апатит и апатитовый концентрат украинскими производителями удобрений большей частью импортируется из России - со всеми вытекающими последствиями.

Для получения калийных удобрений (см. таблицу 3) нужны полиминеральные калийно-магниевые руды (которые содержат в себе чуть ли не полтаблицы Менделеева). В Украине два месторождения таких руд эксплуатируются «Орианой» (Калуш-Гоинское месторождение) и «Полиминералами» (Стебницкое). Общие же запасы таких руд на открытых месторождениях Украины оцениваются в 7 млрд. тонн. Так что надолго их хватит, если их использовать. Но используют отечественное сырье только два уже названных предприятия, а три других производителя - завозное.

Так что одним наличием мощностей задачку производства минудобрений не решить. Будь наши аграрии народом состоятельным (в смысле наличия «живых» денег), не было бы проблем - заказывай себе минудобрения где и сколько тебе надо, хоть за океаном. Но селян издавна держат на пролонгируемом бартере, что, естественно, не позволяет им выбирать. Поэтому, исходя из общих потребностей сельхозпроизводителей, проблему выбора уже несколько лет пытается решить Кабмин.

«Химическая формула» минерализации бартера

В поисках способа произвести для аграриев и оплатить требуемые минудобрения, украинское правительство изобрело такую себе «химическую формулу» - «под залог будущего урожая». Тем самым обошлись без реального кредитования сельхозпроизводителей из-за реального отсутствия денег.

Года два с момента независимости крестьяне как-то перебивались, кто с удобрениями, а кто и без них. А в 1994 году правительством как раз и овладела идея внедрения вышеназванной «химической формулы». Состав правительства с тех пор раза четыре сменился, а формула, вишь ты, прижилась.

Так как основные проблемы связаны с производством азотных удобрений, о них в основном дальше и пойдет речь.

Итак, порешил был Кабмин под урожай 1995 года взять где-то 1,5-2 млрд. кубометров газа из госрезерва и отдать химическим заводам (к тому времени все они еще были в основном госпредприятиями) для производства удобрений. Дело было в период традиционной нехватки газа, так что как раз в это время из госрезерва «вычерпали» запасы чуть ли не на пару лет вперед. Реально этого энергоносителя у государства не оказалось. Пришлось одолжить у газотрейдеров, благо они тогда как раз расцвели буйным цветом на отечественном рынке.

У кого и сколько «одолжили» тогда газа под урожай 1995 года - не суть важно. Но долги эти до сих пор, вероятно, все еще возвращаются. А иначе зачем бы понадобилось украинскому правительству уже в январское постановление 1997 года записывать первым пунктом: «...организовать сверку задолженности за отправленные в 1994-1995 годах сельхозпроизводителям минеральные удобрения без оплаты и обеспечить срочное проведение остаточных расчетов»? Уже летом этого года руководители предприятий, занятых в той программе, констатировали, что с ними все еще не рассчитались за давно поставленные и использованные удобрения, несмотря на проведение в марте Минфином и Минсельхозпродом взаимозачета по задолженности за те самые минудобрения.

Итак, химики должны были передать удобрения аграриям, а Министерство сельского хозяйства и продовольствия через Главхлебпродукт (теперь - «Хлеб Украины») - вернуть в качестве оплаты, в основном, зерно будущего урожая. Коэффициет обмена удобрений на зерно ежегодно устанавливается также правительством...

Аналогичная процедура проделывалась и для получения фосфоросодержащих удобрений, только через «химические» структуры Минпрома, подведомственным предприятиям которого вменялось в обязанность поставку химикам сырья для производства фосфорных удобрений.

Интересно, что производители минудобрений вынуждены были сами финансировать доставку сырья, производство удобрений, их отгрузку потребителям. Такие же некомпенсируемые никем расходы отягощали счета химических предприятий и в последующие годы.

И пока речь шла о госпредприятиях, это еще как-то смалчивалось. В конце концов, ведь программа государственная, что уж там списывать с одного счета на другой. Но по нынешним временам это уже вопрос из области права. Многие химзаводы уже реально являются акционерными предприятиями, и государственная доля в них весьма невелика. Так что нет теперь законных оснований для перенесения таких затрат на негосударственные предприятия. Собственники - они расходы четко знают и выставят соответствующие счета.

В 1996 году ситуация с поставками газа для производства минудобрений повторилась. С той лишь разницей, что в этот раз государственная к тому времени акционерная компания «Укрресурсы» одалживала газ у одного трейдера - корпорации Itera. Всего на программу предназначалось 1,837 млрд. кубометров газа общей стоимостью 146,6 млн. долларов. Полтора миллиарда кубометров газа (по 80 долл. за 1000 кубометров газа) должна была поставить торгово-энергетическая фирма Itera Energy (дочернее предприятие корпорации в Украине). Последняя, согласно определенной правительством в постановлении от 25 мая 1996 года схеме, заключила соответствующий контракт с госпредприятием «Агрохим» и Главхлебопродуктом. К октябрю 1996 года газотрейдер должен был получить и отправить в Туркменистан 30 тыс. тонн продовольственной пшеницы.

Что из этой затеи вышло, читатели «ЗН» подробно осведомлены. Зерно не вернули даже весной 1997-го. Как нам удалось выяснить теперь уже в дочернем предприятии корпорации - торгово-энергетической компании «Итера-Украина», только в середине лета начались отгрузки зерна в ее адрес и его отправка в Ашгабад. Вполне вероятно, что «Итера-Украина» еще долго бы ожидала обещанного зерна, не случись международного скандала с Туркменистаном, и не соберись наконец Президент Л.Кучма с официальным визитом к Туркменбаши.

Вот так в общих чертах обстояли дела с программой под урожай 1996 года, которую в свое время благословил Е.Марчук.

Об урожае 1997 года правительство вспомнило в январе этого года. В этот раз порешили газ опять-таки взять из госрезерва. На давальческих условиях - 2,25 млрд. кубометров на сумму 186,7 млн. долларов (по 83 долл. за 1000 кубометров газа). С учетом затрат на транспортировку газа химикам. И с оговоркой, что если Госкомрезерв не наскребет в своих сусеках требуемого объема энергоресурсов, может заключать отдельные договора на их поставку. Утвердили эквивалент обмена химической продукции (но снова без своевременного учета затрат на ее производство) на сельскохозяйственную. В этот раз уже госакционерная компания «Хлеб Украины» должна была предусмотреть механизм расчета за минудобрения и компенсацию затрат на их доставку сельхозпроизводителям. Эту программу благословлял премьер П.Лазаренко. И она явно выглядит более совершенной, по сравнению с прежними.

Но в этот раз проявились две другие проблемы. Сначала, что называется, вой подняли газотрейдеры. Ведь практически эта программа ограничивала им рынок сбыта в общем на те же 2,25 млрд. кубометров, одновременно изолируя их от прямых поставок газа самым платежеспособным потребителям, каковыми в большинстве своем являются предприятия химической отрасли. В регионе сбыта газа большинства газотрейдеров расположены химзаводы, которые и позволяли поставщикам газа временно или вообще компенсировать неплатежи других газопотребителей.

Но оптовым газотрейдерам так и не удалось отстоять свои позиции на рынке производства минудобрений. Это удалось, как ни странно, совершенно «не засвеченной» прежде частной компании - производственно-коммерческой фирме (ПКФ) «Укринтеркомплекс», о чем вы прочтете в следующей главе.

Не удалось и многим владельцам химических заводов отстоять свои права выбора экономической выгоды. Мощности теперь уже акционерных предприятий химической отрасли были несколько месяцев заняты выполнением госзаказа на производство минудобрений для аграриев. Против госпрограммы не попрешь, и реальные владельцы были вынуждены отложить более выгодные для них заказы на значительное время. Надо ли объяснять, что ни одному собственнику это не сулило прибыли?.. Тем не менее общими директивными усилиями «минеральная» госпрограмма-97 выполнена. В части производства минудобрений. Об остальном пока говорить рано, расчеты только начались...

Самое время вспомнить о генеральном операторе этой госпрограммы, той самой частной фирме.

«Минеральная» фора

Итак, производством минудобрений под урожай-97 правительство озаботилось 6 января. Как раз в это время началась лихорадка на биржах, где котируется химическая продукция. Цены на аммиак и карбамид резко упали. А доходы от экспорта этой отечественной продукции предполагалось использовать для закупки фосфоросодержащего сырья (мы уже знаем, что фосфорные и сложные минудобрения производятся в Украине большей частью из импортного сырья). Словом, срочно понадобились деньги - на критический импорт.

Но удивляет не это, а оперативность и способ «зарабатывания» таких средств. Уже 17 января министр М.Зубец поручил частной ПКФ «Укринтеркомплекс» переработать дополнительные объемы газа на мощностях ОАО «Концерн Стирол» (Горловка) и госпроизводственном объединении «Азот» (Северодонецк). Зачем понадобилось перерабатывать «дополнительные объемы» - малопонятно. И так «минеральная» госпрограмма год от года увеличивается чуть ли не на полмиллиарда кубометров газа... Вероятно, дело в другом. Но даже не это примечательно.

Забавно то, что генподрядчиком Минсельхозпрод почему-то определяет компанию, которая никогда не значилась среди оптовых импортеров газа и, собственно, его просто не имеет. Она фигурировала среди мелких дилеров, подряжаясь реализовывать газ, принадлежащий другим компаниям. Вы спросите, как же ПКФ «Укринтеркомплекс» это удавалось? Элементарно. Например, берет взаймы газ у какого-нибудь оптовика-газотрейдера и поставляет его на два вышеназванных химзавода. Получает плату - за газ и за свои посреднические» услуги - и рассчитывается с владельцем позаимствованного газа. Почему бы не обойтись без такого лишнего посредника, ведь оптовик сам может поставлять газ химзаводам, как прежде? Только потому, что из сферы влияния оптовых трейдеров изъяты эти заводы - под госпрограмму. А вот частная фирмочка является в общем-то госоператором этой «химической» программы. Но и это не «изюминка».

Интереснее другое: как ей удается, не имея газа и не вкладывая собственных средств, «перерабатывать дополнительные объемы»? Опять же, говорят, особо элементарно. Одна из версий: у оптовика «Укринтеркомплекс» газ берет, допустим, по 60 долларов за 1000 кубометров, а тому же «Стиролу», к примеру, продает, как положено - по 83 доллара. Разница (за вычетом расходов на оплату химикам) - ее заработок (он же - доход и чистая прибыль после выплаты налогов). По самым скромным подсчетам речь может идти о сумме приблизительно 35-40 млн. долларов. Хотя доход посредника, конечно, неодинаков при различных сделках. В реальности названной версии возможно легко убедиться, если пролистать «газовые» контракты «Укринтеркомплекса».

К слову сказать, этот метод ведения бизнеса практикуется не только «Укринтеркомплексом». С различным размахом, но по той же схеме в Украине работают десятки дилеров и посредников.

Почему газотрейдеры соглашаются на услуги посредников? Отчасти и потому, что им выгоднее получить хотя бы 55-60% от стоимости газа, чем бесконечно долго ожидать 100% возврата долгов.

14 мая кто-то и Минпром надоумил, так сказать, сделать ставку на «Укринтеркомплекс». (И то верно, почему нет, если фирмочка фору даст крупным газотрейдерам?!) Минпром захотел этой частной фирме отдать на откуп горловский «Стирол» и северодонецкий «Азот» - до конца года. Даже соответствующий проектик постановления правительства состряпали и Павлу Ивановичу на подпись направили. Опекаемую частную фирму предлагалось утвердить в качестве оптового импортера газа для двух названных химзаводов на весь 1997 год.

Неизвестно, как бы дело обернулось, не случись отставки с премьерства П.Лазаренко. Тем не менее, в Кабмине сочли, что минпромовский проектик подписывать не стоит. Несмотря на то, что глава ПКФ «Укринтеркомплекса» некий г-н Пешко является близким родственником заместителя председателя Верховной Рады А.Ткаченко...

В принципе, почему бы пусть хоть зятю нардепа не стать газотрейдером?.. Разве это запрещено каким-то законом? Да нет проблем, было бы желание...

Урожай-98: «минерализация + тендеризация» = ???

Об урожае-98 и удобрениях под его залог вспомнили как никогда рано. Подготовительные работы начались уже летом 1997 года. А 3 сентября премьер В.Пустовойтенко благословил «минеральную» госпрограмму-98.

Революционное новшество - выбор оператора по реализации программы на тендерной основе. А также гарантированность товарной оплаты победителю тендера. Эти счастливчики должны взять на себя все расходы по производству минудобрений и их доставке; и получить в обмен обеспеченные госзарезервированным зерном векселя (на сумму до 780 млн. грн.).

Теоретически такой подход есть не что иное, как отказ от практики госзаказа. И если бы все делалось, как расписано в программе, можно было бы назвать это и рыночным новшеством в экономической политике украинского правительства: частным и акционерным компаниям предлагается побороться за право выполнить госпрограмму...

По мере возврата победителям тендера сельхозпродукции урожая 1998 года, векселя, выпускаемые компанией «Хлеб Украины», должны будут погашаться. Для убедительности оператора правительство велело Главному управлению Госказначейства предоставлять аваль по векселям госкомпании «Хлеба Украины». Последняя должна будет выкупить свои векселя до 20 декабря 1998 года. Победители тендера заключат тройственные контракты с госкомпаниями «Украгрохим» и «Хлеб Украины».

Привлекательность программы для потенциальных участников «минерального» тендера в том, что победитель за свои товарно-кредитные услуги получит отсрочку выплат причитающихся налогов в Госбюджет - в пределах бюджетного года.

Важное условие тендера - наличие у претендентов на роль оператора программы газа и реальных денег на оплату всех услуг, связанных с производством и доставкой минудобрений.

Аграриям под урожай-98 запланировано поставить: 856 тыс. тонн азотных удобрений, 260 тыс. тонн - фосфорных, 84 тыс. тонн - калийных.

Разработали условия проведения тендера, почти что определились с эквивалентом обмена удобрений на зерно и другую сельхозпродукцию, составили список заводов, на которых будет размещен «минеральный» госзаказ-98. Назначили день приема заявок.

Претенденты не заставили себя ждать. И как вы догадались, наверное, этот список пестрит уже известными именами газотрейдеров и самих химических заводов, которые также могут подрядиться в качестве операторов, а газ получить согласно контрактам с газотрейдерами. Так что вполне понятно, что заявки могли подать (на отдельные части или даже всю «минеральную» программу) газотрейдеры - АО «Укргазпром» (в лице «Укрнефтегазсбыта») ТЭК «Итера-Украина», АОЗТ «Интергаз» и АОЗТ «Украинская газовая компания». Оказалась в числе претендентов и уже знакомая нам частная фирма - ПКФ «Укринтеркомплекс». А также упоминаемое в прежних правительственных постановлениях государственное внешнеторговое предприятие «Укрвнешхимпром» (как оператор фосфорной составляющей программы). Присутствовал среди претендентов и «Интерпайп».

Но есть и малознакомые широкой публике названия, как то фирма АМП (более известна как энерготрейдер), «Деклин» (с острова Мен), интересующаяся фосфорными удобрениями, российская «Апатит-Трейд» (также претендент на производство фосфорных удобрений), «ФиткомИнвест» (Монако). Но в принципе с претендентами на производство фосфорных и калийных удобрений еще что-то понятно: все они - поставщики сырья для их производства. А вот к претендентам на азотную составляющую есть вопросы (исключая «Укргазпром»). Например: где газ возьмете, господа?

Наверное, импортеры российского газа могут договориться с «Газпромом», который прекратил газоподачу в Украину в их адрес с 21 апреля. Правда при этом, например, «Интергаз» заявляет, что имеет кой-какой нереализованный газ в запасниках «Укргазпрома». А «Украинская газовая компания» - пожалуй, единственный в Украине реальный собственник газа (узбекского), который до украинской границы транспортирует Itera. Ей-то незачем волноваться.

Но вот президент корпорации Itera (Itera International Energy L.L.C.) Игорь Макаров не далее как 16 сентября официально уведомил Госнефтегазпром Украины о том, что компании, получившие в Украине с 1 сентября 1997 года статус оптовых импортеров газа, не имеют контрактов на подачу газа. И фирмы назвал, такие как «сестры» «Интерпайп», «Укринтеркомплекс» и Gaspex. Такой реверанс со стороны президента корпорации Itera при иных обстоятельствах, наверное, можно было бы списать на типичные, хотя и примитивные, приемы конкурентной борьбы, ведь и ее дочерняя компания - «Итера-Украина» участвует в «минеральном» тендере. Если бы не одно но. Названные компании фактически являлись дилерами «Итера-Украины» и продавали ее газ. Если «Итера-Украина» не уступает теперь свой газ (вернее - «газпромовский» товар) названным фирмам, то где они его возьмут?

Одна из версий - остается одолжить газ в «Укргазпроме». Во всяком случае, как утверждают потенциальные участники «минерального» тендера, именно по такому пути собирается пойти ПКФ «Укринтеркомплекс»...

Объявление результатов «минерального» тендера под урожай-98 затянулось на несколько недель. В тендерном комитете тщательно заботятся о конфиденциальности мероприятия. И на момент написания этого материала результаты известны не были.

Тем временем многие претенденты на победу в тендере, особенно по азотной составляющей, один за другим забирают свои заявки или теряют к тендеру интерес, объясняя это тем, что они не хотят участвовать «в этой профанации». И все как один твердят, что «азотную» программу, вероятно, отдадут на откуп отнюдь не той фирме или предприятию, предложения которых надежнее и выгоднее других. Говорят, что все будет наоборот: тендерный комитет склоняется (или его склоняют?) к выбору победителя, руководствуясь... наличием у владельца этой фирмы родственных связей с высокопоставленным парламентарием. Не зря же эта фирма приобретала богатый опыт «ведения бизнеса»...

Жаль только, что аграрии при этом могут оказаться еще в большей степени заложниками ситуации.

А идея «минерального» тендера была весьма привлекательной и вполне рыночной. Так или иначе - запатентовано. Может, еще опомнятся?..

P.S. Когда материал уже был сверстан, появилась информация о том, что тендерный комитет решил «помирить» претендентов и в производстве азотных удобрений скорее всего будут заняты: «Украинская газовая корпорация» - на черкасском «Азоте» и в Северодонецке; «Укрнефтегазсбыт» - на «ДнепроАзоте»; «Интергаз» - на «РивнеАзот». Все еще «оспаривается» «Итерой-Украина» и «Укринтеркомплексом» горловский «Стирол». Судя по всему, остался пока не у дел «Интерпайп».

Надеемся, что вскоре тендерный комитет определит операторов «минеральной» программы конкретно.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме