ALUMINUM

11 апреля, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 15, 11 апреля-18 апреля 1997г.
Отправить
Отправить

Вероятно, у многих моих сограждан найдется повод и даже аргументы для возражений по поводу многого, о чем речь пойдет ниже...

Вероятно, у многих моих сограждан найдется повод и даже аргументы для возражений по поводу многого, о чем речь пойдет ниже. Хотя история, которую собираюсь вам поведать, на первый взгляд, и не имеет непосредственного отношения к Украине. Но все же напомню, что политика (особенно внешнеэкономическая) в стиле «моя хата скраю» относительно хороша до тех пор, пока горящие головешки, летающие в околоукраинском большо-о-ом бизнесе, не падают за наш тын.

Если провести условные пока аналогии с глобальным развитием некоторых компаний и корпораций, занятых в стратегических для Украины отраслях, и тем, что в соседней России сегодня называют «Великой Отечественной алюминиевой войной», то очень может оказаться, что совсем скоро по российскому образцу - но уже у нас - разразится какая-нибудь «отечественная война», скажем, энергетическая или металлургическая. Предпосылки для этого вырисовываются. И возможно, подготовительные «бои» уже ведутся, только называются они «конкурентной борьбой» или «монополизацией».

Активность этому процессу может придать реальная и называемая большой приватизация. В этом процессе перехода стратегической госсобственности под контроль новых владельцев принципиальное значение будут иметь два момента: правила игры, а также сноровка и хватка потенциальных претендентов на большую собственность. От этого будет зависеть и конечный результат гласного этапа большой приватизации (негласный, скорее всего, уже завершается). А также то, как скоро и с какими перекосами произойдут все последующие переделы или «войны»... В той же России, например, идет уже третий передел собственности. Во всяком случае, так говорят об алюминиевой промышленности…

Российская алюминиевая овчинка

Не будет, вероятно, преувеличением сказать, что алюминиевая промышленность России уступает по масштабам оборота (финансового и промышленного) разве что нефтегазовой отрасли. Одно это обстоятельство возводит этот вид производства и бизнеса в разряд приоритетов российской и международной экономики. Даже злополучный экономический кризис в странах СНГ в начале 90-х годов не особенно повлиял на объемы производства - выпуск алюминия в России сократился всего на 1,5%. Хотя его потребление, если сравнивать с 1990-м, сократилось в 3,7 раза.

В «оборонке», прежде бывшей основным потребителем алюминия, спрос на этот легкий металл сократился практически на 80%. Однако для самой алюминиевой промышленности изменился всего лишь вектор сбыта: внутристратегический металл стал почти в тех же объемах экспортным. Формально для России появилась еще одна золотая жила - алюминиевая. Это в значительной мере и спровоцировало все конфликты, происходящие в отрасли и особенно обострившиеся в связи с акционированием алюминиевых гигантов.

Очень скоро алюминий российского происхождения заполнил солидную нишу на одноименных рынках мира, составив, по результатам 1995 года, в общемировом объеме около 13%.

В прошлом году, по информации Союза экспортеров металлопродукции России, страна вышла на первое место в мире среди экспортеров алюминия. Это стало возможным благодаря подписанию Меморандума о взаимопонимании с основными производителями алюминия в мире, по условиям которого Россия стала полноправным участником этого сегмента мирового рынка.

В 1996 году (по данным того же источника) выпущено 2 870 000 тонн алюминия. Большинство предприятий не только алюминиевой, но и всей металлургической промышленности России экспортируют до 90% выпускаемой продукции. Экспорт первичного металла производителями составил 2 500 тонн.

Толлинг

Определенная часть российских металлоэкспортеров, в частности президент АО «Алюминий» Игорь Прокопов, считает, что занять лидирующее положение на мировом рынке российские производители смогли благодаря внедрению схемы так называемых толлинговых операций - переработки российскими заводами импортного давальческого сырья.

По мнению председателя правления Союза экспортеров металлопродукции России В.Генералова, апробирование и развитие толлинговых операций в России началось на предприятиях свинцово-цинкового комплекса во Владикавказе и наиболее динамично продолжалось в алюминиевой и медной промышленности. В 1994-1995 годах за счет толлинга было произведено: 63% (от общего объема производства в России) алюминия, 48% цинка, 28% свинца, 20% олова. По различным схемам переработки давальческого сырья в цветной металлургии работало 20 предприятий, в черной - 12.

Противники толлинговых схем утверждают, что их применение лишило российские предприятия возможности самостоятельно экспортировать высоколиквидный товар и, соответственно, получать прибыль. Большую часть российского алюминия на мировом рынке продают трейдеры, являющиеся и поставщиками сырья.

С этим утверждением трудно не согласиться. Но при отсутствии у заводов средств, считают работники отрасли, другого выхода не было.

В.Генералов замечает, что «переработка давальческого сырья, как форма товарного кредита в широком масштабе, носит временный характер. По мере выхода экономики из кризиса необходимость в ее использовании отпадет сама собой, как экономически невыгодная. А пока эту операцию необходимо рассматривать как одну из форм государственной поддержки предприятий, имеющих экспортную направленность».

Есть и еще один аспект толлинга, который, вероятно, можно однозначно считать положительным. По данным инициаторов создания ФПГ «Сибирский алюминий» (куда вошли крупнейшие предприятия отрасли; после технологической отработки схемы эта ФПГ может стать крупнейшим в мире производителем алюминия с объемом производства 3,1 млн. тонн в год), только в 1995 году по схеме толлинга иностранные фирмы инвестировали в алюминиевую промышленность России 2 млрд. долларов.

Союз экспортеров металлопродукции России признает, что крупнейшими компаниями, участвующими в толлинговых операциях в цветной металлургии и алюминиевой промышленности, являются на сегодня компании группы Trans World и «Клинкор», которые сотрудничали с предприятиями отрасли еще со времен «Разноимпорта».

Trans World Group (TWG) - группа компаний (частных и акционерных), объединенных общностью решаемых задач: они участвуют в производстве глинозема, его поставках для переработки, производстве алюминия, в операциях транспортировки алюминия, его последующей реализации на биржах через брокерскую сеть, а также в кредитовании и привлечении инвестиций в отрасль. TWG не является юридическим лицом.

Будь эта группа компаний, например, российских или украинских, можно было бы просто сказать, что она действует на принципах отраслевой кооперации или как промышленно-финансовая группа, скорее, даже транснациональная ПФГ. Компании и предприятия, составляющие подобные объединения (и при этом не обязательно являющиеся юридическими лицами; в советские времена - смежники), участвуют в замкнутом цикле производства и реализации конечного продукта.

Кооперация может основываться на договорных (контрактных) условиях заинтересованных фирм и компаний. Как это, вероятно, происходит и с компаниями TWG.

В Украине, к слову сказать, существуют примеры аналогичной производственной кооперации. В той же металлургической отрасли, трубопрокатном производстве, машиностроении примером может служить корпорация ЕЭСУ. Участники корпорации на договорных началах между собой реализуют программы и со многими другими предприятиями и банками.

Не будучи юридическим лицом, группа может уполномочить одну компанию выступать от лица всей группы на каком-то организационном или производственном этапе. Так поступает TWG в алюминиевом производстве России, где интересы группы инвестиционных и трейдерских компаний представляли Trans World Metals, TRANSTEK, Trans-CIS Commodities Ltd и т.д.

74% производственных мощностей алюминиевой промышленности РФ приходится на долю четырех крупнейших заводов: Братского, Красноярского, Иркутского и Саянского. При этом суммарные производственные мощности БрАЗа и СаАЗа составляют

1,1 млн. тонн алюминия в год. Оба предприятия акционированы.

70% акций СаАЗа консолидировано у семи (из девяти крупнейших) акционеров - юридических лиц, проводящих скоординированную политику.

На БрАЗе консолидированный пакет акций составляет 75%.

Балансовая прибыль по результатам 1995 года составила 1198,3 млрд. российских рублей на БрАЗе и 207,2 млрд. рублей - на СаАЗе. Среди 200 крупнейших российских компаний по показателям производительности труда они занимают соответственно 9-е и 19-е места. Средняя зарплата рабочих - 450-750 долларов в месяц.

Скандально известными акционерами этих алюминиевых заводов являются, наряду с другими, Дэвид Рубин (президент Trans World Metals) и братья Лев и Михаил Черные.

Традиционно российская алюминиевая промышленность на 60% загружалась импортным глиноземом. Если же говорить о бывшем Союзе, то одними из крупнейших поставщиков этой продукции для российских заводов являлись производители глинозема в Украине (Николаевский глиноземный завод) и Казахстане.

В прошлом году из Украины это сырье в Россию практически не поставлялось (из-за несогласованности ценовой политики). Дефицит глинозема на российских алюминиевых заводах составил 3,5-4 млн. тонн.

Trans World Metals Ltd (TWM)

Основана в Лондоне в 1977 году Д.Рубеном и А.Снайдером.

Изначально компания являлась трейдером (торговцем) металлом и металлопродукцией: на Лондонской бирже торговала алюминием, на Нью-Йоркской - медью и оловом. Параллельно с увеличением объема операций TWM расширяла и сферу своих бизнес-интересов. Так в нее были включены производство металлопродукции, недвижимость, химическая продукция, банковские операции и пр.

К началу 90-х годов TWM вошла в лидирующую тройку крупнейших в мире производителей и продавцов алюминия. В настоящее время TWM является членом Лондонской биржи металлов, участвует в работе аналогичных бирж в Северной Америке и Азии, а также занимается инжинирингом и инвестициями.

Наряду с другими компаниями TWM входит в Trans World Group, которая является крупнейшим оператором на российском рынке металлов, в том числе алюминия.

«Уолл-стрит джорнэл» приводит цифры годового оборота TWM - 5-7 млрд. долларов (стоимость продаваемого компанией алюминия).

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК