По оценочным данным, население Херсонщины съело в прошлом году мяса - 54 процента от биологической нормы, молока - 39, рыбы - 79 процентов. В структуре питания преобладают мучные изделия и картофель. Налицо как количественный, так и качественный дисбаланс потребления продуктов при скромном росте средней зарплаты почти до 66 долларов в месяц…
К сожалению, приведенные цифры дают только приблизительное представление об уровне потребления продуктов питания, но отнюдь не отражают истинную картину. В нынешние времена торговое обслуживание людей «потянули» на себя рынки с их пестрой структурой, неорганизованностью, а зачастую и неуправляемостью. Тут уж, понятное дело, принятые методики оценки не годятся. Тем не менее, некоторые тенденции проследить можно.
Скажем, с торговых прилавков и рекламных сюжетов исчезли давно уже набившие оскомину импортные напитки «Jupu». Обнаружился в них… свинец. Лет эдак шесть не обнаруживался, проклятый, и кроме восторга детишек особых эмоций не вызывал. Просвещенная Европа и просвещающаяся Турция такие напитки потреблять не желают, а наши интуристы, в миру «челноки», всякими там химическими составами товаров не интересуются, у них цена на первом месте. В общем, славно поработали в части импорта дефицитного свинца…
Что было, того не вернуть. Теперь уже действует, точнее, должен действовать, Закон о государственном регулировании импорта сельхозпродукции, сертификат качества требуется на любую партию, вплоть до гостинца родственникам. И если бы закон заработал, какой-то порядок, вне сомнения, был бы. Но принять закон - это еще полдела, к нему нужны еще и подзаконные акты, инструкции, прочие регламентирующие документы. А пока наши бдительные таможенники в поте лица исполняют закон в варианте прямого действия. Могу засвидетельствовать акт изъятия подозрительной бутылки коньяка у прибывшего авиапассажира в Симферопольском аэропорту. То ли бутылка была не та, то ли подарочный набор оказался совсем уж несертифицированным - установить истину возможности никакой. Факт, однако, бесспорный: бутылка исчезла прямо в помещении досмотра. О сертификате, впрочем, никто не вспомнил. Вот так, граница на замке!
Это только пример. А по мнению заместителя начальника
Херсонского управления по защите прав потребителей Светланы Слюсар, бездействует упомянутый закон…
Заметно потяжелели мясные прилавки от окорочков Буша. Прилетело их в прошлом году на Херсонщину в 37 раз больше, чем в 1996-м. Наши же по-прежнему летать не умеют, тощие. Приходится довольствоваться родной колбасой. Чтобы там ни говорили, а коптильный дым нам сладок и приятен. Тем более отечественный. На колбасу тоже сертификат качества требуется, зато таможенники вовсе не нужны - хорошо-то как! Тем не менее, все как в песне - ничего хорошего. Наши производители, они же, как правило, и поставщики, и по сей день уверены, что избыток воды в колбасе только улучшает вкусовые качества и способствует пищеварению. И этой святой простотой прямо-таки изумляют проверяющих.
Примеров изготовления и реализации нестандартной продукции настолько много, что опускаться до конкретности как-то неловко: чем же «попавшиеся» хуже тех, что «проскочили»? Наблюдается повальное игнорирование всяких норм и правил. Это явление. В какой-то мере новое, поскольку зарождающееся чувство собственника порой настолько перехлестывает через край… При чем тут стандарты качества - что хочу, то и поставляю! Не нравится - не покупай и не мешай работать! Вот и вся философия. В инспектирующих кабинетах упоминают инцидент, когда владелец агрофирмы приказ издал - на производственную территорию инспекторов по вопросам качества не пущать, развелось их, понимаете ли. Понимаем. Да и кормилец из агрофирмы, кажется, понял. После воспитательных санкций.
Базар имеет нынче, как модно говорить, свой менталитет. Преобладает в нем психология сбыта товара любой ценой - главное, продать, пусть плохое, но все равно подороже. Закономерно, что нарушения выявляются в 95 процентах проверяемых объектов, бракуется до 40 процентов мясных изделий, 35 - консервов, 45 - напитков независимо от происхождения товара и его сертификации. И это при реально возможном охвате проверками не более 10-15 процентов товарного половодья. Хотя прошлый год ознаменовался и некоторыми достижениями - похоже, выровнялось качество товаров импортных и отечественных поставщиков. Хоть по такому показателю с Европой сравнялись…
- Надо признать, что в нынешних экономических условиях говорить о действенном контроле за качеством не приходится, - соглашается начальник Херсонского управления по защите прав потребителей Валерий Гордиенко. Такой контроль просто невозможно наладить. Как прикажите контролировать товар у безработных и старушек, если торговля для них - зачастую единственная возможность выжить? Их что, повально штрафовать или выборочно? Нам бы хоть магазины регулярно проверять, у нас всего-то 14 инспекторов на всю область.
Что тут говорить, положению наших защитников не позавидуешь. Даже за опубликование списка недоброкачественных товаров инспекторам угрожают физической расправой. Хотя в последнее время и достигнуто определенное взаимопонимание с органами правопорядка, проблема безопасности работы не снята. К тому же внутриведомственная неразбериха - тоже существенная помеха делу. Мне показали такую массу входящих документов - отменяющих, изменяющих и опять восстанавливающих прежние установки, что и специалисту в них утонуть немудрено. Что уж говорить о продавцах! Добавьте к этому любовь до гроба наших чиновников ко всяким отчетам, деликатно называемым «информациями», - квартальным, месячным, а теперь уже и еженедельным… Да и функции управления в последнее время расширились, добавились контроль за соблюдением закона о рекламе, обязанность вести оценочные исследования уровня потребления и т. д. Единственное, что забыли при этом, так это зарплату повысить. Оклад инспектора - 70 гривен в месяц. Наверное, из соображений - на проверках доберут.
Как бы там ни было, а сведущие люди утверждают, что контролировать нынче куда прибыльнее, чем производить. Не потому ли вокруг качества суетятся десятка два различных управлений, инспекций, организаций, комитетов и органов? Естественно, каждый тянет одеяло на себя - вот уж где долгожданная конкуренция! К тому же каждое ведомство устанавливает свою методику проверок и свои показатели «окупаемости» контроля. К примеру, затраты областного управления по защите прав потребителей за счет экономических санкций должны окупаться не менее чем 6 раз. А если проверка совместная, скажем с Центром стандартизации или санэпидслужбой? Надо полагать, результаты в «разах» будут фигурировать в каждом отчете. Исправная цифра, конечно, будет обеспечена. Не догадываетесь, за счет чьего кошелька?
Проще всего было бы предположить, что в правительстве не ведают о бесконтрольном наплыве товаров сомнительного качества. Ведают. Однако вряд ли способны что-либо изменить и прекрасно сознают это. Нынешние экономические противоречия заставляют управляющие структуры думать с одной стороны о насыщении рынка товарами, с другой - о занятости людей, а третьей - все же обеспечить хоть какие-то поступления в бюджет - что от штрафов, что от налогов. В такой ситуации не до жиру, то бишь не до качества. Остается уповать на грамотность самого потребителя, исповедующего классический принцип: спасение потребителей - дело самих потребителей.
И надо сказать, подвижки в деле самоспасения произошли. Мы уже стали проверять срок реализации продукции на банках и упаковках, выбираем товар известного нам и зарекомендовавшего себя производителя, поставщика, не очень-то обольщаемся яркими упаковками зарубежных диковин. Появились и нормативные документы, регламентирующие обязательную информацию для покупателя. Словом, умнеем понемногу. Даст Бог, доживем и до цивилизованного потребления через наши нецивилизованные рынки.