Мировой рынок нефти выглядит все более локальным, поскольку атаки боевиков-хуситов в Красном море и рост из-за этого фрахтовых ставок делают поставки из более близких регионов более привлекательными. Конца этому кризису не видно, ведь США и Великобритания с союзниками продолжают наносить удары по инфраструктуре хуситов, а те обещают в ответ не останавливать свои нападения на гражданские корабли.
«Падение объемов танкерных перевозок через Суэцкий канал ускоряет начало раскола: один торговый регион сосредоточился вокруг Атлантического бассейна, включая Северное море и Средиземное море, а другой охватывает Персидский залив, Индийский океан и Восточную Азию. Между этими регионами нефть все еще перемещается более длинным и более дорогим путем вдоль южного берега Африки, но недавние тенденции покупки указывают на разрыв связи между этими регионами», – пишет Bloomberg.
По словам трейдеров, в Европе некоторые нефтеперерабатывающие заводы пропустили в январе закупку иракской нефти из Басры, но скупают грузы из Северного моря и Гайаны. В Азии скачок спроса на нефть с месторождения Мурбана в Абу-Даби привел к резкому росту спотовых цен в середине января, а потоки из Казахстана в Азию резко сократились. Между тем, отгрузка нефти из США в Азию упала более чем на треть прошлого месяца по сравнению с декабрем, свидетельствуют данные отслеживания судов от Kpler.
Фрагментация не будет постоянной, но в настоящее время она усложняет диверсификацию источников поставок нефти для таких зависимых от импорта стран, как Индия и Южная Корея. Для нефтепереработчиков это ограничивает их гибкость в реагировании на быстро меняющуюся динамику рынка и в конечном итоге может съесть их маржу.
«Переориентация на логистически более простые грузы имеет коммерческий смысл, и так будет до тех пор, пока перебои в Красном море будут удерживать фрахтовые ставки на высоком уровне. Это сложный баланс между безопасностью поставок и максимизацией прибыли», – сказал Виктор Катона, ведущий аналитик по нефти в аналитической компании Kpler.
Транзит нефтяных танкеров через Суэцкий канал в январе снизился на 23% по сравнению с ноябрем, говорится в сообщении Kpler. Падение было еще более заметным для сжиженного нефтяного газа (LPG) и сжиженного природного газа (LNG), упавших на 65% и 73% соответственно.
На товарных рынках больше всего пострадали потоки дизельного и авиационного топлива из Индии и Ближнего Востока в Европу, а также европейского мазута и нефти, следующие в Азию. На прошлой неделе азиатские цены на нефть, сырье для нефтехимии, достигли наивысшего уровня почти за два года из-за опасений, что их будет сложнее поставлять из Европы.
Влияние нападений в Красном море сказывается на ценах на нефть из-за роста транспортных расходов, что побуждает нефтеперерабатывающие компании переходить на местные рынки, где это возможно. Ставки на перевозку нефти танкерами Suezmax с Ближнего Востока в Северо-Западную Европу подскочили примерно вдвое с середины декабря, сообщает Kpler. Мировые цены на нефть марки Brent за этот же период выросли примерно на 8%.
Ожидается, что ситуация в Красном море не приведет к долгосрочному перераспределению нефтяных потоков, но и разрешение конфликта в ближайшей перспективе тоже трудно предсказать. Существует значительный риск новых перебоев, особенно после нападения хуситов в конце января на танкер Marlin Luanda (на фото), перевозивший российское топливо. Эта атака была заметна, поскольку поддерживаемая Ираном боевая группировка ранее заявляла, что российские и китайские корабли не станут их мишенью.