Ракетный удар хуситов по танкеру, перевозившему российскую нефть через Аденский залив, может оказаться решающим моментом для нефтяного рынка, который ранее был устойчив к атакам боевиков-хуситов на торговые суда, пишет Bloomberg.
Издание отмечает, что большая часть нефти, которая идет через Красное море и Суэцкий канал, поступает из России, и теоретически ее транспортеры могут чувствовать себя в безопасности. В частности, сами хуситы давали понять, что российским кораблям нечего бояться, а Москва является союзником их спонсора Ирана. Нефтяные танкеры в основном не подвергались атакам.
Но нападение в пятницу показало: какие бы гарантии не предоставляли йеменские хуситы, они не распространяются на грузовые суда, если само судно имеет хоть незначительную связь с США, Великобританией или Израилем.
Атака означает, что большая часть из 3 миллионов баррелей в день российской сырой нефти и топлива, проходящих через Красное море для достижения потребителей в Азии, может быть под угрозой. При этом российская нефть все еще имеет значение для мирового рынка, несмотря на санкции, введенные в результате войны России в Украине.
В связи с тем, что цены на нефть в пятницу выросли примерно на 2 доллара, перед нефтетрейдерами в понедельник возникнет несколько важных вопросов.
Прекратится ли транзит через Красное море?
"Это маловероятно ни для торговли в целом, ни для потока нефти в частности", - заявляет издание.
Решение о транзите зависит главным образом от четырех вещей: желания владельца, экипажа и фрахтователя, а также прибыли.
Если фрахтователь хочет пройти через Красное море и находит желающего судовладельца с экипажем, который готов сделать это, возможно за дополнительные деньги из-за опасности, тогда торговля будет происходить до тех пор, пока цена будет приемлемой.
«В то же время расходы на страхование могут быть настолько непомерными, что некоторые владельцы считают более привлекательным пройти долгий путь вокруг Африки, вслед за контейнерными грузоотправителями. Но хотя нападение в пятницу переопределило типы кораблей, которые можно рассматривать как цели, не все корабли попадут в эту категорию. Самым вероятным результатом является то, что количество желающих рискнуть уменьшится, но маршрут совсем не закроется», - отмечает Bloomberg.
Стала ли российская нефть мишенью?
Точно нет. В международной морской базе данных Equasis менеджером Marlin Luanda, пострадавшего танкера, является фирма под названием Oceonix Services Ltd. в Лондоне. Для хуситов этого было достаточно для атаки.
Но топливо на Marlin Luanda отличалось от большинства российской нефти в одном: его перевозили посредством западных поставщиков услуг, поскольку его цена была в пределах ограничения, разрешенного санкциями США.
После вторжения России в Украину и наложения санкций большинство российской нефти и топлива перемещаются на так называемом теневом флоте. Эти суда имеют секретную структуру собственности, почти никогда не имеют ссылки на Великобританию, США или Израиль, редко, если вообще заходят в порты этих стран, и даже их страховка непрозрачна.
Если хуситы проверяют свои цели с помощью открытых источников, все равно будет много российской нефти, которую они не будут преследовать, по крайней мере частично из-за того, что в открытом доступе очень мало информации об этих кораблях.
Тем не менее, всегда существует риск попасть в список целей.
Увеличатся ли расходы на страхование?
Вероятно да. Еще до того, как под удар попал российский топливный груз, стоимость страхования транзита подскочила в десять раз за несколько недель до примерно 1% стоимости корпуса судна.
Это около 1 миллиона долларов для некоторых судов, и потенциально больше, чем их дополнительные счета за топливо за плавание вокруг Африки.
Вскоре после атак США и Великобритании на йеменских хуситов аналитики Clarksons Securities заявили, что рост стоимости страхования может заставить большинство кораблей идти в обход.
Что думают владельцы и команда?
Вероятно, именно позиция владельцев судов станет самым большим вопросом для мирового рынка нефти, но для получения четкой картины понадобится некоторое время, поскольку самое важное, как будут вести себя собственники, связанные с Россией.
Атаки хуситов провоцировали тревогу у моряков еще до поджога Marlin Luanda, и примерно три четверти владельцев крупнейших танкеров в мире уже пытались не рисковать.
Владельцы танкеров, перевозивших российские грузы, и их экипажи, похоже, были наиболее безопасны и продолжали плавать через Красное море, по крайней мере, до инцидента в пятницу.
«Если ситуация изменится, это будет плохой новостью для Москвы и потенциальной проблемой поставок на мировом нефтяном рынке. Российскую нефть придется транспортировать длинным путем вокруг Африки, создавая дополнительную нагрузку на танкерный флот, который уже в не слишком хорошем состоянии из-за усиления западных санкций.
Более высокие затраты на доставку нефти в конечном итоге ударят бы по цене российской нефти и топлива в точке их экспорта. И на данный момент не ясно, хватит ли судов, если большинство - или все - будут вынуждены проделывать долгий путь вокруг Африки», - отмечает издание.